Творчество Андрея Рублёва

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть тему «Творчество А.Рублёва».
Задачи контрольной работы:
1. Рассказать о корнях древнерусской иконописи.
2. Изучить детство Рублёва.
3. Исследовать отрочество Рублёва.
4. Проанализировать обучение «святому ремеслу».

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Корни древнерусской иконописи………………………………………5
2. Детство Рублёва…………………………………………………………8
3. Отрочество Рублёва…………………………………………………......9
4. Обучение «святому ремеслу»………………………………………….11
5. Творческий путь А.Рублёва…………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Творчество Андрея Рублёва.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      Окончание работ в Троицком соборе приходится на время раньше 1426 – 1427 годов –  даты смерти игумена Никона. Более  точный срок возвращения Андрея и Даниила к себе в Андроников монастырь установить затруднительно. По возвращении Рублеву суждено было прожить здесь несколько лет и  завершить еще одну, на сей раз последнюю свою значительную работу – роспись Спасского собора Андроникова монастыря. Об этой работе иконописца остался восторженный отзыв Пахомия Серба: «…и тамо церковь во имя Всемилостивого Спаса такожде подписаньми украсивше, последнее  рукописание на память себе оставльше…»

      Фрески  эти до нас не дошли. Уцелели лишь небольшие фрагменты, которые и сейчас можно увидеть в сохранившемся до наших дней монастырском храме.

     А зима 1430 года оказалась для Андрея последней. Рублев преставился 29 января 1430 года, в день памяти Игнатия Богоносца. [9.С.83]

     Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: "Благовещение", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим". От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображении евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утонченной красотой отличается колорит икон: легкие нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.

     Единственное  из сохранившихся бесспорное произведение Рублева - икона "Троица" (1420-е годы, Третьяковская галерея). В совершенной художественной форме мастер выразил в ней одно из самых сложных понятий христианской религии о триединстве Бога. "Троица" принесла Рублеву особую славу.

     Историческая  канва рублевского шедевра - “Троицы” - библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Сарре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из золотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму рождении сына. [6.С.236]

     В основе философского замысла “Троицы” - мысль о могущественной всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства человечества. Художественное совершенство, с которым эта общечеловеческая идея выражена Рублевым в символических образах средневековой живописи, ставит икону “Троица” в ряд бессмертных творений мирового искусства.

     В иконе Рублева отброшены все  бытовые подробности библейского повествования, затрудняющие восприятие этой философской идеи. Смысловой и композиционный центр иконы - чаша с головой закланного тельца, символизировавшего жертвенный подвиг Христа.  Трапеза, на которой стоит чаша, - прообраз “гроба господня”. Чашу благословляет ангел, олицетворяющий Сына. В молчаливом согласии голова его склонена к ангелу, олицетворяющему Отца.  К Отцу склонил голову и третий ангел, олицетворяющий Духа. Скипетры в руках ангелов обозначают власть и всемогущество. Склонением голов среднего и правого ангелов и встречным наклоном голов левого ангела намечен мотив исхождения Слова и Духа от Отца. Это замкнутое круговое движение, образованное склонением фигур и в ритмических отголосках повторенное контурами одежд, престола, подножий и горы, передает единство трех лиц божества, их общее участи в осуществлении Сыном центральной идеи легенды, “предвечного” замысел спасения человечества. [1.С.23;24]

     Изображения, сопровождающие Троицу, проникнуты христологической символикой, раскрывающей различные аспекты явления Сына-Логоса как вечного жизненного принципа мира. Дуб  позади среднего ангела - “древо вечной жизни” - указывает на функцию второго лица Троицы как Слова, творческого начала вселенной ; это прообраз креста и символ воскресения.Гора - традиционный библейский образ возвышения духа, символ “горы высокой” - Фавора, где трем избранным ученикам открылось божество Христа, символ священной горы Сион, где был основан иерусалимский храм. Дом - образ богопознания, “домостроительства” Христа, соединившего в себе божественную и человеческую природу, прообраз “дома божьего”  - вселенской церкви.

     Глубоко символично  и цветовое решение  иконы. Живописец акцентирует в нем значение второго лица Троицы. Фигура среднего ангела выделяется наиболее интенсивными тонами одежд. Они указывали не евхаристическую жертву - тело и кровь Христа. Лазурь, окрашивающая гиматий, по учению византийских мистиков, передавала цвет божественного ума, погруженного в созерцание своей сущности. Согласно Исааку Сирину, чистота ума совершенного человека уподоблялась “небесному цвету”. Оттенки этого цвета варьируются в одеждах всех трех ангелов. Цвета одежд левого и правого ангелов менее интенсивны и как бы отдалены от созерцателя. Вместе с тем они необычайно одухотворенны и словно лучатся изнутри серебристым сиянием, пронизывающим все изображение и уплотняющимся в белой поверхности евхаристического престола. Лиловый тон плаща левого ангела  воспринимался как  цвет умственного созерцания на высших его ступенях. Нежно-зеленый тон гиматия правого ангела  считался цветом согласия  и одновременно цветом весны, символом Воскресения.  Интенсивным желты цветом крыльев выражалась “надмирная” интеллектуальная сила. Наконец, золотой фон, почти полностью утраченный, символизировал “божественный свет”. [1.С.17;18]

     Атмосфера внутреннего согласия и любви, радостное  звучание холодных и чистых оттенков, передающих оптимистическую идею о  будущем совершенстве преображенного материального мира, о восстановлении утраченной “первообразной” красоты и гармонии вселенной заставляют вспомнить о том, какое значение придавал Сергий Радонежский первому построенному им храму Троицы. По словам жития, составленного его современником Епифанием Премудрым, Сергий желал, чтобы “воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”. Правомерно предположить, что, создавая икону “в похвалу” Серию, воспитанник и последователь его философской школы Андрей Рублев поставил перед собой задачу как можно полнее воплотить представления, с которыми связывалась у Сергия идея Троицы.

     Художник  воплотил в “Троице” свой идеал  совершенства, представление о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. В линейном и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.

     Отдавая все свободное время изучению наследия византийской и русской  иконописи, Рублев отбирал лучшее и  творчески переосмысливал увиденное, основываясь на собственном опыте. Отсюда - свежесть и непосредственность созданных им образов. С приходом Рублева московская живопись окончательно освободилась от византийских влияний.

     В 1408 вместе с Даниилом Чёрным он работал  над фресками и иконами иконостаса Успенского собора во Владимире (ныне иконы хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, Санкт-Петербург). В 1425-1427 расписал Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (фрески не сохранились) и создал несколько икон для его иконостаса, отмеченных необычным для него драматизмом. Последней работой Андрея Рублёва источники называют роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (1427, сохранились фрагменты орнаментов). [1.С.119;120] 

 

      Заключение 

     Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получило широкое распространение во всех православных странах. Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. В основе древнерусской живописи лежит великое христианское “слово”. Прежде всего, это Священное Писание, Библия - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства.

      Принято считать, что Рублев родился около 1360 года. Рублев – уроженец Подмосковья.     Не существует никаких определенных сведений и о том, из какого сословия происходит чернец Андрей.    

Отрочество  Рублева приходится на вторую половину 1360-х годов. Внешние события, пришедшиеся  на те годы, легко проследить по летописям.

     На пороге юности, не ведая о будущем, Рублев делал, быть может, первые шаги в художестве или, скорее всего, только помышлял об этом.

     На  отроческие годы приходится и постепенное  вхождение в особый мир – мир  книжного слова. Можно утверждать определенно: тяга к искусству отрока Рублева не могла происходить в отрыве от книжных влечений.

     Рублев  был принят в ученики в середине или во второй половине 1370-х годов. Принятый в содружество художников, Рублев возрастал в нем, и можно  не сомневаться в том, что среда эта не погубила, не унизила его талант, но, напротив, положила основание его искусству. Став великим мастером, освоив все глубины и тонкости живописи греков, Рублев не только остался верен русскому идеалу в искусстве и жизненном делании, но и тут и там поднял его на небывалую дотоле высоту и своим творчеством, и своей удивительной жизнью.

     В 1390-е годы Рублёв многому научился у блестящего греческого художника, но сумел при этом преодолеть подражательство, создать свой способ письма, который выражал русские идеалы, собственный глубокий мир. В 1405 году, когда летописец впервые упомянет имя Андрея Рублева, знаменитый уже мастер будет назван у него чернецом. Рублев приступил к росписи Успенского собора 25 мая. Создаются художественные ценности мирового  значения.  Среди них первое место принадлежит творению Андрея Рублева,  его «Троицы»   иконе из иконостаса Троицкого собора  Сергиева  монастыря, ныне находящейся в Государственной Третьяковской галерее. Окончание работ в Троицком соборе приходится на время раньше 1426 – 1427 годов.

     Творчество  Рублева было посвящено исканию  совершенного человека. Смысл искусства  для него состоял в том, чтобы  создать образы, которые полны  возвышенной духовной красоты. В своём искусстве он стремился передать мечту о свободном человеке. Несмотря на несомненное влияние Феофана Грека, Рублёв сохранил свою манеру письма - современники говорили, что фрески Рублёва "дымом писаны". Его письму присущи гармоничность, лёгкость, плавность, гибкость линий, ритмичность.

     Зима 1430 года оказалась последней, весны  он уже не увидел… 

     Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: "Благовещение", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим". Единственное из сохранившихся бесспорное произведение Рублева - икона "Троица". А в 1918 году в Звенигороде найдены три иконы из деисусного чина: "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел", по-видимому, Рублевым в 1410-х годах. Особенно замечательна икона "Звенигородский Спас".

 

     Список  использованной литературы

      

     1. Вздорнов, Г.И. «Троица» Андрея Рублева. Антология [Текст]:  учебник/ Г.И.Вздорнов - М.: Искусство, 1981. – 121 с.

     2. Грабарь, И.Э. Андрей Рублев. О древнерусском искусстве [Текст]:  учебное пособие/ И.Э.Грабарь. - М.: 1996. – 119 с.

     3. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств [Текст]:  учебное пособие/ П.П.Гнедич. – М.: Современник, 2006. – 496 с.

     4. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств: От древнейших времен по XVI век. Очерки [Текст]:  учебное пособие/ Н.А.Дмитриева - 4-е изд., - М.: Искусство, 1985. – 209 с.

     5. Ильина, Т. В. История искусств. Отечественное искусство [Текст]:  букинистическое издание/ Т.В.Ильина. – М.: Высшая школа, 2009. – 342 с.

     6. Кацва, Л.А. История России VIII-XV вв. [Текст]: учебник/ Л.А.Кацва, А.Л. Юрганов. - М.: МИРОС, 1997. – 357 с.

     7. Лихачев, Д.С. Культура Руси  времени Андрея Рублева и Епифания  Премудрого [Текст]:  учебное пособие/ Д.С.Лихачёв. - М.: Питер, 1992. – 181 с.

     8. Лазарев, В.Н. Андрей Рублев  и его школа [Текст]: учебник/ В.Н.Лазарев. - М.:  Дело, 1986. – 136 с.

     9. Сергеев, В.Н. Рублев [Текст]:  учебное пособие/ В.Н.Сергеев - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1986. – 93 с. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Творчество Андрея Рублёва