Творчество Рафаэля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 02:22, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения – время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов и архитекторов.
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение – высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
I. Великий мастер эпохи возрождения………………………….......... 4
II. Росписи Рафаэля в Ватиканском дворце…………………………… 10
III. «Секстинская мадонна»………………………………………........... 14
IV. Архитектурное творчество Рафаэля……………………………….. 18
V. портретное творчество Рафаэля………………………………........ 23
Заключение……………………………………………………………………. 26
Список литературы…………………………………………………………... 27
Приложение……………………………………………………………………. 28

Работа содержит 1 файл

история искусств.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

            Большое значение для  воспитания художников  Ренессанса имел пример их учителей. Как уже  было сказано выше, Рафаэль работал  с 1500 года в мастерской Перуджино, который  работал и над картинами, и  над фресковыми композициями. Опыт Перуджино наряду с другими прекрасными образцами дал Рафаэлю возможность после переезда в Рим переключить внимание на живопись монументальную. А живопись монументальная – это уже непосредственное соприкосновение с архитектурой, это уже работа в архитектуре.  Именно такое широкое понимание искусства и дало возможность Рафаэлю перейти от  рисунка и живописи станковой к живописи монументально, а затем и к архитектуре, к выполнению архитектурных работ.

      Ранней  зрелости Рафаэля как зодчего  способствовало пребывание его  в  течении почти четырех лет во Флоренции, которая на протяжении всего XV века являлась  художественно и архитектурной столицей Италии. Здесь Рафаэль получил возможность изучить работы  основоположников архитектуры раннего Возрождения Брунеллески, Альберти.

        В 1508 году Рафаэль приглашается  в Рим для осуществления работ по украшению Ватикана.

      Известно, что архитекторы  итальянского Возрождения  с раннего времени культивировали тип центрического купольного храма.  Это был их идеал, и к утверждению  этого идеала они прилагали настойчивые усилия.  Процесс этот прослеживается еще в работах Брунеллески  и достигает своего апогея в творениях Браманте. Прошло много лет и к этой же теме возвращается Рафаэль. Композиция Рафаэля «Обручение Марии» (1504год), находящаяся в галерее Брера в Милане и исполненная художников в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо в Чита ди Кастелло,-раняя работа Рафаэля, завершающая умбрийский период его творчества. Вместе с тем она представляется исключительно важной для определения направленности его интересов  в области архитектуры. Имеется ввиду архитектурный стаффаж, фон, определяющим элементом которого является ротондальный купольный храм; объемно-пространственная структура  и пластическое убранство этого павильонного сооружения разобраны Рафаэлем досконально и исключительно совершенно в пропорциях, в рисунке. 

      Живописные  работы Рафаэля, содержащие архитектурные  стаффажи, представляют особый интерес.  Надо иметь в виду, что интерес  Рафаэля к архитектуре проявился, прежде всего, в живописи. По этим живописным работам можно судить о круге представлений  художника в области архитектуры, о его архитектурных идеалах и композиционных принципах.

      Рафаэль был приглашен в Рим для  работ по росписи Ватиканского дворца. Эта работа заняла длительное время.  В эти годы он работает параллельно с Браманте, который оказывает на него большое влияние. Именно тогда Рафаэль многое постиг в архитектуре.  В этот период Браманте  разрабатывает  проект и начинает строительство собора св. Петра- центрального сооружения эпохи. Браманте посещает Рафаэля в ход своей работы, что имело большое значение для последующего  этапа постройки. Он стал и наставником и покровителем юного мастера.

      Работая в Ватиканском дворце, Рафаэль  главное свое внимание сосредоточил на росписи четырех зал папских покоев. Фрески Станц Ватикана превосходно связаны с интерьером, они не отделимы от архитектуры.  На фресках превосходно изображена архитектура с привлечением ряда мотивов, очень верно и точно воспроизведенных деталей.  Первое место среди них занимает прославленная «Афинская школа», архитектурный фон которой воспроизводит характер  интерьера собора Петра, начатого по строительством по проекту Брамате. Рафаэль и Браманте поддерживали в этот период самые тесные отношения.

      Архитектурные фоны, переданные с подлинным совершенством, введены и в другие росписи Станц – «Пожар в Борго», «Изгнание Элиодора» и другие.

      Работая параллельно, в тесном контакте с  Браманте, Рафаэль после его смерти в 1524 году был назначен руководителем  строительства собора св. Петра.

      С июля 1515 года Рафаэль становится  главным архитектором собора, эти  обязанности он выполнял в течение  последующих пяти лет - до своей смерти.

      Одновременно  Рафаэль продолжал после смерти Браманте, по его рисункам, строительство  соседнего Ватикана, и прежде всего двора Сан Дамазо со знаменитыми лоджиями, которые были расписаны им и его учениками и получили название Лоджий Рафаэля.

      Работы  по строительству собора св. Петра  и Ватикана занимали основное место  в деятельности Рафаэля. Но помимо этого художник, непосредственно сблизившись с архитектурой, осуществил ряд значительных произведений.

      Первая  постройка Рафаэля – церковь  Сант Элиджо дельи Орефичи, начатая  в 1509 году и возведенная для цехов  ювелиров Рима.Сооружение имеет форму  греческого равноконечного креста. При небольших, скромных в общем размерах храм обращает на себя значительное внимание разнообразием пропорций в интерьере, значительной высотой, стройностью пропорций. Совершенно гладкие, почти лишенные деталей, орнаментации стены, такие же подкупольные пилоны, паруса  и венчающий все небольшой купол. Обилие света, распространяющего сверху, чистота и изящество форм, характерные для Рафаэля.

      С 1512 года мастер проектирует для семьи  Агостино Киджи заупокойную капеллу  в римской церкви Санта Мария дель Пополо. Квадратная в плане, завершенная небольшим плоским куполом и раскрытая в сторону главного нефа церкви, капелла богата  по отделке – цветные мраморы, мозаика в куполе.

      По  проектным рисункам Рафаэля было сооружено несколько палаццо. В 1515 году им было спроектировано палаццо Видони (Каффарелли), построенное Лоренцетто.

      Исключительный  интерес представляет  флорентийское  палаццо Пандольфини (1515 – 1520), возведенное  по рисункам  Рафаэля.  Оно являет собой исключение из традиций флорентийского зодчества.  Своеобразие его в том, что оно, примыкая к саду, не имеет обычного  замкнутого двора. А открыто к зелени трехчастной лоджией. Здание двухэтажно. Что тоже необычно. Второй этаж имеет значительный отступ по сравнению с нижележащей частью стены.

      Композиционная  система фасадов палаццо Пандольфини  и палаццо Фарнезе получит  в дальнейшем, в XVI-XVII веках, да и в более позднее время - и не только в Италии- широчайшее развитие. Особое место в творчестве Рафаэля и в архитектуре итальянского Ренессанса занимало  палаццо Аквила в Ритме (оконч. в 1520).

      XVI столетие – период начала строительства парадных вилл. Имя Рафаэля связано с двумя замечательными сооружениями этого типа – с виллой Фарнезина и виллой Мадама.

      Это только самые основные работы Рафаэля в архитектуре; творчество этого великого художника  в области зодчества требует более полного рассмотрения.

      Творчество  Рафаэля в целом, и в том  числе  его архитектурные работы, является величайшим  достоянием мировой  художественной культуры.

      Рафаэль, будучи архитектором, всегда оставался  художником -  и в этом его сила  и его  творческий пример для наших  дней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПОРТРЕТНОЕ  ТВОРЧЕСТВО РАФАЭЛЯ
 

      В литературе, посвященной Рафаэлю, очень  мало работ, посвященных исследованию портретного творчества художника. Такое отношение объясняется, прежде всего, точкой зрения на Рафаэля как на мастера монументальной живописи и картин религиозного содержания.

      В данной главе хотелось бы остановиться на нескольких работах  Рафаэля: портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет, портрет кардинала из музея  Прадо  в Мадриде, портрет Бальдассаре Кастильоне, «Дона Велата», портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси, портрет Томазо Ингирами.

      Портреты  Рафаэля составляют  самостоятельную область  творчества художника и хронологически разбиваются на две группы: ранние портреты, написанные до отъезда в Рим, под воздействием живописи Леонардо да Винчи, и портреты зрелой поры, написанные в Риме с 1508 по 1520 год.

      В основе портретного искусства Рафаэля с самых первых работ лежат огромная культура и труд рисовальщика. Художник много рисует, особенно с натуры, постоянно шлифуя и совершенствуя свое мастерство. В рисунках Рафаэля твердо чувствуется контур, охватывающий форму, и уже затем идет переработка  деталей и моделировка объемов.  Это свойство его рисунков станет характерным и для его портретов, где контур основных объемов будет ясен и четок.

      Портрет Маддалены композиционно почти  без всяких изменений следует  «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнаженная грудь и плечи, положение рук. Разница состоит в том, что Рафаэль выписывает множество мелких деталей, украшений, особенностей туалета. Если обратиться к изображению лица Маддалены Дони, то мы увидим реальные черты некрасивой и, по выражению глаз, не очень умной женщины, и художник не пытался  как-либо идеализировать ее облик.

      Так же, не идеализируя и не приукрашая, Рафаэль изображает и Анджело Дони. В сравнении с портретом его жены Маддалены фигура Анджело смотрится более обобщенно и цельно благодаря большей строгости  костюма, оживленного белыми воротничком и манжетой на левой руке.

      Не  только единство пейзажного образа объединяет оба портрета, но и композиционный поворот в три четверти самих фигур навстречу друг другу, почти зеркально повторяющий позы, разворот лица, плеч, груди. В цветовом решении Рафаэль использует контрасты. Прием контрастов, как цветовых, так и композиционных, будет впоследствии использоваться Рафаэлем.

      В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль появляется в Риме и с тех пор до самой смерти живет в вечном городе. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает подлинных вершин. Творческую деятельность в Риме он начинает созданием фресок в Станце дела Сеньятура Ватиканского дворца. Портреты на фресках Рафаэля  удивительны разнообразны. Здесь много исторических портретов выдающихся философов, поэтов прошлого, часто вводит в свои композиции современников.  Таким образом, в портретах ватиканских фресок  мы встречаемся с самыми различными подходами к созданию портретных образов у Рафаэля – это работа с натуры на основе подлинных изображений, а также работа и по воображению. Используя все эти принципы Рафаэль сумел создать произведения, которые приводили в восторг и неподдельное  восхищение его современников.

            Портреты на фресках  при их огромном количестве чрезвычайно разнообразны  и наделены неповторимыми, индивидуальными, присущими только данному образу чертами. На рисунке сангиной. Изображающему папу Юлия II, Рафаэль  передал его проницательный и умный взгляд, мощный объем головы, высокий лоб, мясистый нос, сжатые губы. Все черты лица, запечатленные художником, выражали твердый и глубокий характер, могучую и живую силу. Рисунок прост и совершенен: сильно и четко очерчен овал лица, впадины глазниц, худощавые щеки, четкая линия рта.  Мастерство Рафаэля – рисовальщика выступает здесь удивительно сильно. Линия не только  передает внешний облик человека, она воссоздает законченный художественный образ, богатый внутренний мир.

      В хронологии римских портретов Рафаэля  «Портрет папы Льва X c кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» относится к последним годам жизни художника. Художник написал мало станковых женских портретов.

      Несомненно, можно много говорить об искусстве  Рафаэля, но мы рассмотрели наиболее известные работы.

            Портреты Рафаэля  явились изобразительным выражением философского понимания  человеку в  эпоху Высокого Возрождения, сконцентрировав  в себе художественное воплощение ренессанских идеалов  личности. Рафаэль – портретист выступает перед нами художником, чьи представления о человеке не искажаются ни его собственной волей, ни чрезмерными пожеланиями моделей. Идеальное и реальное пребывает  здесь в гармонической уравновешенности, подчиненные раскрытию характера и душевного мира портретируемого. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Из данной работы мы можем сделать вывод, что Рафаэль был величайшим художником своего времени, гением, открывшим новые горизонты искусства. 

      Прожив  всего тридцать семь лет, Рафаэль  осуществил почти все свои начинания. Он оставил после себя  немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры. Рафаэль известен также  как разносторонний ученый, тысячи страниц рукописей Рафаэля, охватывая почти все области знания, свидетельствуют об универсальности его гения [4, стр.255].

      Все его искусство предельно гармонично, дышит внутренним миром. И разум, самый высокий, соединяется в  нем с человеколюбием и душевной чистотой. Его искусство выражает  некую нравственную удовлетворенность, примирение человека  со своей бренной судьбой, принятие жизни во всей ее полноте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Творчество Рафаэля