Украинское барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Украинское барокко или Казацкое барокко - название архитектурного стиля, который был распространен в украинских землях Войска Запорожского в XVII - XVIII в. Возник вследствие сочетания местных архитектурных традиций и европейского барокко.
Период второй половины 17 - 18 века называют эпохой староукраинской культуры, т.е. той, которая предшествовала новой, созданной за последние два века. Искусство того времени развивается в стиле барокко, который проникает во все культурные сферы и приобретает своего расцвета в 18 веке как известно всему миру "украинского барокко".

Содержание

Введение
1 Краткие сведения
2 Развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства
2.1 Украинское барокко в России
3 Выводы
Примечания
5 Смотрите также
6 Источники и литература

Работа содержит 1 файл

Украинское барокко.docx

— 33.22 Кб (Скачать)

Украинское  барокко 

 

 

План:

Введение 

  • 1 Краткие сведения
  • 2 Развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства
    • 2.1 Украинское барокко в России
  • 3 Выводы

Примечания 

  • 5 Смотрите также
  • 6 Источники и литература

 

Введение 

Украинское барокко 

Златоверхий Михайловский собор 

София Киевская

Успенский собор Киево-Печерской  лавры 

Украинское барокко или Казацкое барокко - название архитектурного стиля, который был распространен в украинских землях Войска Запорожского в XVII - XVIII в. Возник вследствие сочетания местных архитектурных традиций и европейского барокко.

 

1. Краткие сведения

Период второй половины 17 - 18 века называют эпохой староукраинской  культуры, т.е. той, которая предшествовала новой, созданной за последние два века. Искусство того времени развивается в стиле барокко, который проникает во все культурные сферы и приобретает своего расцвета в 18 веке как известно всему миру "украинского барокко".

Новый стиль проявляется в жилой, общественной, культовой застройках, которым присуще органичное сочетание черт профессиональной и народной архитектуры. Сооружения привлекают своими пышными формами, сложными конструкциями, отличаются богатством декора. Результатом развития собственно украинские традиции становятся крещатые в плане храмы, есть такие здания в плане представляли собой крест, между концами которого встраивались квадратные выступления. Такие крещатые в плане церкви родились с деревянной архитектуры, принципы которой были стилистически близкими западном барокко. [1]

В этот период новый  вид приобретает Киев, создается  современный образ старого города. Идет интенсивное строительство  северного Левобережья, в частности  Чернигова. Типично барочные сооружения строятся на западноукраинских землях, особенно во Львове. Рождается украинская национальная архитектурная школа, давшая миру таких известных мастеров как И. Григорович-Барский, С. Ковнир, Иван Зарудный. [2]

Украинское барокко 17 в. нередко называют "казацким". Это, конечно, преувеличение, но какая-то часть истины в таком определении  есть, потому что именно казачество было носителем нового художественного  вкуса. Известно немало известных произведений архитектуры и живописи, созданных на заказ казацкой старшины. Но казачество не только потребляло ценности, выступая в роли богатого заказчика. Будучи прежде всего огромной военной и значительной общественно-политической силой, оно оказалось также способным создать собственное творческое среду и выступать на сцене духовной жизни народа еще и как создатель самобытных художественных ценностей. Казацкие думы, казацкие песни, казацкие танцы, казацкие летописи, иконы, казацкие соборы - все это не пустые слова. За ними - огромный духовный опыт 17 - 18 веков, значительную часть которого удалось воплотить в своей художественной деятельности именно казачеству. Все это оставило в культурном сознании народа глубокий след. А красота казацкого искусства породила легенду о золотом жизни под булавой гетмана, о казацкой страну, страну тихих вод и светлых зрение.

Церковь Святого Пророка  Ильи в Субботове, построенная на средства Богдана Хмельницкого протяжении 1651-1656 гг

Стиль барокко отчетливо  проявился в каменном строительстве. Характерно, что именно в автономной Гетманщине и связанной с ней  Слободской Украины производился оригинальный вариант барочной архитектуры, который называют украинской, или "казацким" барокко. Положительное значение имела построение в Украине храмов по проектам Бартоломео Растрелли (Андреевская церковь в Киеве, 1766 г.). Среди украинских архитекторов, которые работали в России, известный Иван Зарудный. В каменных сооружениях Правобережья преобладало "общеевропейское" барокко, но и здесь выдающиеся памятники не лишены национального своеобразия (Успенский собор Почаевской лавры, собор св. Юра во Львове, а также собор св. Юра Киево-Выдубицкого монастыря, Покровский собор в Харькове и др..). Продолжением барокко стал творчески позаимствованный у Франции стиль рококо. В нем перестроено Киевскую академию, колокольни Киево-Печерской Лавры, Софиевского собора, главной церкви в Почаеве. [3]

"Казацкий собор"  древнее за само казачество. Первую известную пятиглавый церковь построил над могилой Бориса и Глеба в Вышгороде Древнекиевского архитектор по приказу Ярослава Мудрого. [4]

Такие крещатые деревянные храмы - типичное явление в традиционном народном строительстве. Казачество не придумало здесь ничего необычного, невероятного или небывалого. Его заслуга в том, что этот, распространенный с давних времен, тип большой деревянной церкви, оно одели в камень, украсило множеством замечательных пластических мотивов, усовершенствовало и подняло несколько сооружений такого рода на уровень самых проявлений европейского архитектурного искусства.

Первое такое  каменное чудо на Левобережной Украине  появилось в столице крупнейшего  казацкого полка в Нежине 1668 года. Появилось не в монастыре, а, как и положено казацком собора, на широкой площади среди города. Через несколько лет подобное сооружение появилось в Густинском монастыре, знаменуя собой союз казачества и церкви в национально-освободительной борьбе.

 

2. Развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Гравер Иван Щирский. "Триумфальное знамя" в честь ректора П.Калачинського (Киево-Могилянская академия) 1698 г.

Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, старинные, принадлежащие к одному из самых интересных периодов в истории культуры украинского народа - второй половины XVII - XVIII веков - времени становления и развития в украинском искусстве общеевропейского стиля барокко. Характерной особенностью барокко является проникновение светского мировоззрения во все сферы художественной деятельности. Монументальность форм, экспрессивность, введение аллегорий и символов, пышная декоративность орнаментики, парадность и торжественность, присущие барокко, нашли воссоздания в искусстве Украине этого периода. Слияние принципов барокко с национальной народной традиции определило своеобразие его украинский вариант. Специфически национальные черты барокко, оказались во всех видах искусства - архитектуре, живописи и графике, скульптуре, художественном металле шитьем, сформировались в городах Приднепровья и Киеве, который в XVII веке становится центром художественной жизни Украины. Развитию искусства способствовало подъема философской мысли, науки, литературы, связано с деятельностью Киево-Могилянской академии. Особое место в украинском искусстве эпохи барокко принадлежало художественной школе и типографии Киево-Печерской лавры.

Смелостью вкусов отличаются и тогдашние украинские меценаты из среды духовенства или  светские.

  • Митрополит Петр Могила (православный иерарх) пригласил для реставрации и укрепления стен Софии Киевской - итальянского архитектора католика Октавиана Манчини.
  • Иван Мазепа становится основателем ряда каменных церквей и заказывает серебряные Царские врата для собора Бориса и Глеба (в Чернигове) ювелирам протестантской Германии.
  • Голландский гравер протестант В.Гондиус делает портрет Богдана Хмельницкого.
  • В Жовкве недолгое время работает немецкий архитектор и скульптор Андреас Шлютер
  • Николай Василий Потоцкий, украинский магнат и русин по происхождению, годами работает с иностранцами архитекторами, художниками и скульпторами, среди которых - Бернард Меретин, Иван Георгий Пинзель, Готфрид Гофман, усиливает выразительность украинского барокко на западных землях и приближает их формы и технологии к западноевропейским.

Парадную форму барочного живописи составляют росписи иконостаса - неповторимые и высокие достижения староукраинской культуры, имеющих мировое значение. Они исполнены развернутой символикой, которая прочитывается в выразительных, театрально возвышенных жестах, торжественных фигурах, световых эффектах, линиях драпировки т.д..

Ведущее место в  культурной ржи тогдашнего общества занимал жанр портрета, который также  относится к ярких и самобытных явлений национальной художественной культуры. Художественный язык воспроизведения портретного образа своеобразно использовала европейские барочные идеи и национальные традиции, которым также были присущи черты театрализации, условности, определенная символическая система. Изысканный стиль барокко лучше выражал духовные интересы украинской казацкой старшины и высшего духовенства, их стремление к рафинированной аристократичности. Значительной степени из-за портреты сотников и полковников, выдающихся политических и культурных деятелей эпохи казацкой автономии мы имеем представление о военных и политических деятелей Украины тех времен.

Худ. неизвестный, 17 ст.Митрополит Петр Могила

Франциск  Смуглевич: "Смерть Яна Ходкевича  в Хотином в 1621 г", среди присутствующих - П.Конашевича-Сагайдачный в красном

Яков  Калинович (?). Портрет Н. Потоцкого, 1771 г., Львовская национальная галерея  искусств

Распятие с лубенским  полковником Леонтием Свечкой, конец 17 в.

Памятники искусства  из собрания Киево-Печерского заповедника  в основном, относятся, в киевскую школу, которая в значительной степени определила стилистические особенности мастеров на территории всей Украины. Становление стиля барокко в различных видах украинского искусства проходило не одновременно. Новые художественные тенденции в середине XVII века нашли свое воплощение прежде всего в книжной графике и иконописи, проявляясь в усилении эмоционального звучания религиозных сцен, в конкретизации места действия и образов, приближения их к народному типажу, что привело к изменению средств их выразительности. В ювелирном искусстве Украине уже со второй половины XVII в. заметно усложнение форм изделий и их орнаментики. Постепенно предметы приобретают все богаче декора с использованием в орнаменте листья аканта, гирлянд из цветов и плодов, стилизованных раковин.

Новые веяния эпохи  барокко проявились и в художественном шитье, в котором сильны были старинные  византийские традиции. Для XVII века характерна еще статичность композиции и  плоскостной рисунок изображений. Но уже на рубеже веков происходит резкое изменение техники шитья, обусловлена ​​победой нового художественного направления. Композиции становятся свободные и пластичные, мастерицы пытаются передать перспективу и объемность, широко используется растительный орнамент. Синтез искусств, присущий стилю барокко, нашел в украинском искусстве яркое воспроизведение. Насыщенные по колориту барочные иконы, вместе с сочным позолоченной резьбой иконостасов, составляли органический и целостный ансамбль, покорившего величием и декоративностью общего звучания. Барочные черты проявляются и в оформлении старинных, гравюры которых приобретают сложной композиции и пышных декоративных форм. Творчество украинских художников XVIII века - граверов Александра и Леонтия Тарасевича, И. Ширського, Гр.Левицкого, мастеров-ювелиров - И. Равича, М. Юревича, И. Атаназевича и других, отмечена национальным своеобразием и самобытностью, одержала заслуженную славу украинскому искусству. [5] Искусство Украины эпохи барокко, которое создавалось на основе народной эстетики в тесной взаимосвязи с искусством других стран, представляет важный этап в развитии духовной культуры украинского народа.

 

2.1. Украинское барокко  в России

В конце XVII - начале XVIII веков в связи с реформами  Петра I в России на высших церковных должностях оказалась значительное количество церковных иерархов - выходцев из тогдашней Украина. Они внесли некоторый вклад и в архитектурные вкусы тогдашней России. На многих сооружениях обозначились влияния Украинский искусства, а некоторые построены непосредственно в стиле казацкого (украинский) барокко. К лучшим образцам Украинский искусства в России принадлежат комплекс Троицкого монастыря в Тюмени и Воскресенский собор в Старочеркасськой.

Девьятидильний девятиглавое Военный  Воскресенский собор (1706 - 1719 гг) - бывший главный храм донских казаков.

Казанская церковь в Узком ( Москва, 1697 - 1698 гг) имеет выразительные черты  украинского барокко.

Комплекс Троицкого монастыря  в Тюмени, 1710-е - 1750-е гг Заложенный митрополитом Филофеем (Лещинским) - Украинский по происхождению.

 

3. Выводы

Период был после  ренессанса, названный барокко, долго  воспринимался как отклонение от канонизированных норм эстетики предыдущей эпохи, имел на себе клеймо чего-то странного, негармоничного. Дух эпохи барокко в Украине утверждали крупные национальные сдвиги, казацкие победы, восстания против поработителей, борьба против национального и религиозного гнета.

Барокко мало синтетический  характер, охватив все сферы культуры - архитектуру, литературу, изобразительное и прикладное искусство, музыку, театр. Это был универсальный стиль, особенности которого закономерно и глубоко оказались во многих звеньях духовной жизни общества.

Украинское барокко 17 в. называют "казацким", потому что  именно казачество было носителем нового художественного вкуса. Будучи прежде всего огромной военной и значительной общественно-политической силой, оно оказалось также способным создать собственное творческое среду и выступать на сцене духовной жизни народа еще и как создатель самобытных художественных ценностей.

Украинское казацкое барокко развивалось под влиянием норм эстетики, с одной стороны - европейского барокко, с другой - народной. Вместе с тем оно является звеном в развитии общеевропейской культуры, составляя одну из национальных школ этого большого художественного стиля.

 

Примечания

    1. Рудницкий А. П. Украинское искусство в поле культурном пространстве. - К, 2000. - С. 19
    2. История Украины в лицах: Казачество / Воробей В., Гурий В. - М.: Украина, 2000. - С. 30
    3. Макаров А. Свет украинского барокко. - К., 1994. - С. 47
    4. Макаров А. Свет украинского барокко. - К., 1994. - С. 188
    5. Жолтовский П. М. Украинская живопись XVII-XVIII вв. - К., 1978. - С. 295.

 

5. Смотрите также

В Википедии есть портал

"Искусство"

Информация о работе Украинское барокко