Военная фотография - Дмитрия Бальтерманца

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целую историческую эпоху на фотопленке оставил потомкам фотограф Дмитрий Бальтерманц. Почти полвека страна смотрела на мир его глазами. Многие годы Бальтерманц считался главным советским фотографом. На кадрах, пойманных объективом его фотоаппарата, – трагедия войны и труд рабочих, бескрайние просторы родины и суровая сибирская тайга, комсомольцы, прокладывающие рельсы БАМа. Он снимал всех великих людей своего времени, среди которых были шесть генсеков – от Сталина до Горбачева. Бальтерманцу удалось создать свой неповторимый визуальный язык, понятный не только в СССР, но и за рубежом. Фотография возникла в 1830-х как эксперимент закрепления светового образа на чувствительной к свету поверхности. И мы можем уверенно говорить о появлении военной фотографии уже в 1850-х. Между войной и техническим прогрессом есть неразрывная связь, они зависимы друг от друга, они вдохновляют и питают друг друга... параллельное развитие техники войн и цивилизации в целом положительно сказалось и на фотографии. ... Военная фотография меняется в зависимости от технического прогресса и того, что каждый конкретный художник хочет сказать о войне, какой он хочет преподнести ее людям сквозь призму своих мыслей и чувств, какие задачи поставлены перед ним. Но как бы то ни было, война всегда остается войной: скорбью о потерянных близких, страхом еще живых перед смертью, жертвами и калеками. Военная фотография может быть просто способом фиксирования военных действий, а может нести в себе и определенное субъективное «послание» автора к зрителю, быть чем то большим, чем инструментом пропаганды за войну или против войны. Вот именно в этом месте, ярко выделяются заслуги советского фотографа Дмитрия Бальтерманца.
Основная часть.

Содержание

Анализ использованной литературы ………………………………..3
Введение……………………………………………………………….4
Основная часть ……………………………………………………….5
Заключение……………………………………………………….......15
Список использованной литературы………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 1.37 Мб (Скачать)

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Изобразительного Искусства

Кафедра искусствоведения 
 

Специальность:  искусствоведение

Дисциплина  «История русского искусства» 
 
 
 

Курсовая  работа

«Военная фотография - Дмитрия Бальтерманца» 
 
 
 

              Выполнил: студент группы ИСК-07

              Штанцов Данила Михайлович

Руководила: Лозинская Марина Юрьевна 
 
 
 

Иркутск, 2009 

Содержание: 

Анализ использованной литературы ………………………………..3

Введение……………………………………………………………….4

Основная часть  ……………………………………………………….5

Заключение……………………………………………………….......15

Список использованной литературы………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ использованной литературы. 

О Дмитрии Бальтерманце, за всю его жизнь и после  нее написано очень много статей, очерков, интервью. Но складывалось впечатление, что все они в той или иной степени переписывались  друг с друга. Приблизительное их содержание сводилось к описанию его заслуг перед отечеством, и споров о том, какое место он сейчас занимает в истории фотографии. Наверное, можно смело разделить всю проанализированную мной литературу на три части, а именно: книги, как уже говорилось ранее, не дают забыть все подвиги фотографа, периодические издания больше делают упор на различного рода интервью, записанные встречи, непосредственно с самим автором, ну а в интернет-источниках, с его именем связаны наверное все исторические справки. Прочитав и поосмыслив предлогаемую информацию, у меня сложилось общие впечатление о художнике. Затем, долго всматриваясь в фотографии, у меня возникла мысль расскрыть тему которую я не встречал в изложенной выше литературе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Целую историческую эпоху на фотопленке оставил потомкам фотограф Дмитрий Бальтерманц. Почти  полвека страна смотрела на мир его  глазами. Многие годы Бальтерманц считался главным советским фотографом. На кадрах, пойманных объективом его  фотоаппарата, – трагедия войны  и труд рабочих, бескрайние просторы родины и суровая сибирская тайга, комсомольцы, прокладывающие рельсы БАМа. Он снимал всех великих людей своего времени, среди которых были шесть  генсеков – от Сталина до Горбачева. Бальтерманцу удалось создать свой неповторимый визуальный язык, понятный не только в СССР, но и за рубежом. 
 
 

Фотография  возникла в 1830-х как эксперимент  закрепления светового образа на чувствительной к свету поверхности. И мы можем уверенно говорить о  появлении военной фотографии уже  в 1850-х.  

Между войной и техническим прогрессом есть неразрывная связь, они зависимы друг от друга, они вдохновляют и  питают друг друга... параллельное развитие техники войн и цивилизации в  целом положительно сказалось и  на фотографии.  

... Военная  фотография меняется в зависимости  от технического прогресса и  того, что каждый конкретный художник  хочет сказать о войне, какой  он хочет преподнести ее людям  сквозь призму своих мыслей  и чувств, какие задачи поставлены  перед ним.  

Но как  бы то ни было, война всегда остается войной: скорбью о потерянных близких, страхом еще живых перед смертью, жертвами и калеками. Военная фотография может быть просто способом фиксирования военных действий, а может нести  в себе и определенное субъективное «послание» автора к зрителю, быть чем то большим, чем инструментом пропаганды за войну или против войны.  

Вот именно в этом месте, ярко выделяются заслуги  советского фотографа Дмитрия Бальтерманца. 

Основная  часть. 

     

     

     

   

     

     

     

     
 
 
 

     
 

     
 
 

Дмитрий Николаевич Бальтерманц родился 13 мая 1912 года в Варшаве, входившей тогда  в состав Российской империи. В 1915 году, с началом Первой Империалистической войны, семья адвоката Бальтерманца, отчима Дмитрия, переехала в Москву. В годы революции их квартиру превратили в коммуналку, оставив Бальтерманцам  одну комнату, где прошла почти вся  жизнь фотографа. После смерти мужа, мать Бальтерманца, знавшая несколько  иностранных языков работала машинисткой  в Издательстве иностранной литературы, а Дмитрий, с 14 лет был вынужден подрабатывать в типографии "Известий", где помогал оформлять уличные  витрины фотографиями, пропагандирующими  лучший в мире советский строй. Одновременно, Бальтерманц помогал устанавливать  аппаратуру на съемках мэтров фотографии того времени.

В 1939 году Дмитрий Бальтерманц закончил механико-математический факультет Московского Государственного Университета и стал преподавателем математики в Высшей военной академии, получив звание капитана. Через несколько  месяцев раздался звонок из "Известий". Дмитрию предложили поехать в  командировку и сделать репортаж о вводе Советских войск на территорию Западной Украины. "На размышления  ушло не много времени - душа уже  была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат", - вспоминает дочь фотографа - Татьяна Бальтерманц. В ее архиве, к сожалению, не сохранилось  негативов этого репортажа, однако именно эта поездка решила его  судьбу - Бальтерманц был зачислен в штат "Известий" и стал профессиональным фотографом.

В 1942 году Бальтерманц на несколько дней вернулся из-под Сталинграда в Москву - он должен был проявить и напечатать фотографии о первых победах на этом фронте. Среди снимков, оставленных  сушиться на ночь в редакции, были фотографии, напечатанные с пленок, снятых еще  под Москвой. Ночью, в отсутствие фотографа, руководство газеты решило срочно поставить в утренний номер  один из снимков Бальтерманца. Была выбрана фотография с двумя пленными немцами, и дана подпись - пленные  немцы из-под Сталинграда. В действительности, это фотография была сделана еще  под Москвой. Утром обнаружилась роковая ошибка. Руководство списало  ответственность на фотографа, Бальтерманц  был разжалован в рядовые и  направлен в штрафной батальон. Тяжелое  ранение в одном их первых боев спасло его от смерти, которой обычно заканчивалась служба "штрафников". После госпиталя Бальтерманца, "смывшего вину кровью", реабилитировали и направили фотокорреспондентом во фронтовую газету "На разгром врага", в которой он проработал до самой Победы в составе войск Первого Украинского фронта. 

Важно понять, что  черно-белые фотографии в первую очередь обращаются к эмоциональной сфере зрителя. Большинство людей решает, нравится снимок или нет, в первые доли секунды после взгляда на него, и мало кто принимает во внимание, как именно была получена фотография и сколько в нее вложено труда. Эти особенности замечают лишь другие фотографы. Снимок, имеющий формальные промахи, но эмоционально привлекательный, гораздо лучше технически совершенной работы, оставляющей зрителя равнодушным. 

Итак, какими же методами и средствами пользовался Дмитрий  Бальтерманц, для достижения задуманных целей. 

Изготовление  фотографии как эстетического  объекта материальной действительности.

Эту цель он решает, прибегнув к следующим методам: 

Создание эффекта  объединённости и целостности всех элементов композиции. Подбор верного  соотношения объёма и очертания  сюжетно важного объекта и  его окружения. Формирование соответствующего сюжету контраста фигуры и фона. Усиление композиционного единства изобразительных элементов с  помощью перекрывания фигур.

Создание эффекта  «прозрачности», что приводит к их слитности, сплочённости и непрерывности  всего изобразительного поля.

Группировка объектов по принципу взаимного дополнения, что заставляет предметы в единой композиции «принадлежать друг другу».

 

Придание  произведению искусства  образности и выразительности.

Приёмы:

Верное определение  взаимоотношения фигур. Выявление иерархии объектов композиции через формирование сюжетно-композиционного центра изображения и поляризацию композиционных элементов. Создание явных различий между доминирующими и второстепенными единицами композиции. Центральное и наиболее объёмное расположение сюжетно-важного объекта. Использование обособленности объекта в композиции - средство придания ему важности. Усиление сюжетно-композиционного центра изображения посредством углубления перспективы.

Определение решающего  мгновения съёмки. Схватывание во времени наиболее характерных (по мнению фотохудожника) особенностей объектов. Стоит заметить, что эти особенности выявляются субъективно и могут не соответствовать объективной действительности, то есть, могут быть случайными.  

Использование движения в кадре для усиления роли главного объекта композиции. Движение сюжетно-важного объекта  относительно окружения или его  относительная неподвижность относительно движущегося окружения придаёт  ему больший композиционный акцент.  

Придание  произведению искусства  свойств «удобоваримости» и «легкоусваиваемости».

Приемы:

Максимальное  упрощение композиции с целью  наиболее лёгкого её прочтения при  минимальном объёме затраченной  энергии. Эргономичность и простота. Отсечение всего лишнего, что, по мнению автора, мешает восприятию главного.

Искусственное упрощение композиции, отсечение  композиционного центра от контекста  с целью достижения наибольшей визуальной привлекательности и убедительности. Это стремление к простоте определяется изначально (генетически и исторически) присущим свойствам природы и  человека проявлять себя в простой  осязаемой форме.

Световая акцентировка сюжетно - композиционного центра. Выразительное  освещение, выдвигая его на передний план, облегчает считывание композиции. Расположение основных объектов изображения  вдоль силовых линий и полей, в соответствии с логикой прочтения  изображения (слева направо и  сверху вниз). Сведение композиции к  комбинации простых геометрических фигур. Использование простых композиционных контуров. Сюжетно-важная часть кадра, часто тяготеет к верхней левой четверти кадра, так изображение наиболее легкочитаемо.

Усиление контрастов: чёткое отделение фигуры от фона. Выпуклые очертания фигур благоприятствуют выделению их относительно фона, фигуры с вогнутыми очертаниями менее заметны.

Программирование  движения взгляда зрителя с помощью  создания монотонного ритма элементов  композиции.

Согласованность изобразительных единиц между собой, группировка их в единую изобразительную  единицу.  

Создание  художественной фотографии в драматическом  ключе. (Искусственное создание ощущения нестабильности, динамики и напряжённости сюжета. Включение зрителя в процесс сопереживания и сочувствия.)

Приёмы:

Самым первым в  их списке будет, акцентирование очертаний и рельефа, характерное для монохромной фотографии, так как это оказывает наибольшее эмоциональное воздействие в драматических сюжетах.  

Создание неравновесной, асимметричной композиции, приводящей к ощущению «опрокидывания».

Использование необычных ракурсов и наклонов, необычной  ориентации объекта на визуальном поле.

Преимущественная  фотосъёмка движения в кадре, «мира  событий», а не «мира вещей».

Информация о работе Военная фотография - Дмитрия Бальтерманца