Загадки и тайны "Джоконды"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность. Мона Лиза получила всемирную славу не только из-за качеств работы Леонардо, которые впечатляют художественных любителей и профессионалов, долго оставались бы только для тонких знатоков искусства, если бы ее история также не была бы исключительна.

Содержание

• История Монны Лизы
• Загадка Леонардо да Винчи – «Джоконда»
• Кому Джоконда корчит рожи?
• Так почему же улыбается Мона Лиза?
• Тайна улыбки Моны Лизы разгадана
• Найдены последние потомки Моны Лизы
• Итальянский ученый нашел прототип Джоконды
• Разгадки Джоконды
• Кто такая Мона Лиза?
• Две картины – две модели
• Похищение Джоконды
• Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи (Лувр. Louvre)

Работа содержит 1 файл

Джоконда.docx

— 282.11 Кб (Скачать)

А что же та самая  загадочная улыбка Моны Лизы, тайну которой прежде всего пытались разгадать исследователи, улыбка, которая волнует, притягивает зрителей, не дает покоя многим поколениям поклонников живописи? И здесь надо отдать должное специалистам - открытие было сделано. Тайна да Винчи заключалась в том, что он запечатлел улыбку счастливой женщины, которая совсем недавно дала жизнь новому человеку. Более того, эксперты уточняют даже, что Мона Лиза, чей образ обессмертил великий итальянец, изображена на знаменитой картине вскоре после того, как она подарила своему супругу, флорентийскому купцу Франческо дель Джокондо, второго ребенка. Или носила его под сердцем. Этот факт, кстати, позволил более точно установить и дату создания шедевра - около 1503 года.

На это указывает  «находка», сделанная исследователями  с помощью новейшей канадской  технологии сканирования трехмерного  изображения. Она позволила увидеть  то, что веками было скрыто от человеческого  глаза. Благодаря своим умным  приборам ученые обнаружили на прелестной даме едва заметную, тончайшую и  прозрачную газовую вуаль. Такие  в Италии XVI века могли носить беременные женщины или же те, кто только что родил ребенка. Эту деталь картины на слишком темном фоне ранее  различить не удавалось, но, как оказалось, именно в ней содержалась одна из тайн «Джоконды». Эксперты установили также, что во время работы над  картиной художник вначале изобразил  именитую флорентийку в чепце, но потом «переодел» ее - и она предстала перед нами более естественной, со свободно спадающими волосами.

Однако за всем этим кроется маленькая хитрость художника. По мнению историков, с непокрытой головой  и распущенными волосами во времена  да Винчи могли появляться на людях  только «легкомысленные девушки  и женщины, а не добродетельные матроны  из хороших семей, а тем более  супруга уважаемого торговца шелком». На самом деле волосы Моны Лизы схвачены шиньоном и прикрыты легким чепцом, но художник сделал так, что это смогли обнаружить только изощренные эксперты 500 лет спустя...

По мнению исследователей, картина действительно обладает магнетическими чарами. Она тихо очаровывает, гипнотизирует, но в ней нет сверхъестественной тайны, как уверяют Дэн Браун, автор нашумевшего «Кода да Винчи», и одноименный фильм, более чем  прохладно принятый на последнем  Международном каннском кинофестивале. Истинный «код» Леонардо да Винчи  кроется в тайнах его мастерства, который не один век пытаются разгадать  его потомки, призывая на помощь опыт, высокие технологии и достижения науки. Этот тайный код великого художника  неохотно поддается расшифровке, но тем не менее поддается под давлением новых знаний.

На «ученом совете»  в Оттаве, где обсуждались итоги  исследований шедевра Леонардо, эксперты Национального исследовательского совета высоко оценили сохранность  великого творения, пишет наш канадский  корреспондент Игорь Борисенко. Они обратили внимание и на то, что  доска, на которой написана картина, чувствительна к перепадам температур и климатическим изменениям. Однако если будет сохранен нынешний температурный  режим в Лувре, где живет «Джоконда», то опасности для нее нет, пришли к заключению эксперты.

Особый интерес  исследователей вызвал 12-сантиметровый  скол в верхней части картины, который, вероятно, образовался при  снятии первоначальной рамы и был  отреставрирован в середине XVIII или  начале XIX века. Состояние материала  в этой части «стабильно и не ухудшилось со временем», с удовлетворением  констатировали канадские специалисты.

Не угрожает картине  и тончайшая сеть мелких трещинок - кракелюров, покрывшая ее. Тщательное изучение показало, что краска настолько плотно прилегает к дереву, что нет никаких признаков отслоения и, как полагают специалисты, созданный полтысячи лет назад шедевр сохранится еще долгое время. А пока любители всяческих тайн и мистерий и почитатели творчества великого художника эпохи Возрождения выстроились за книгой «Глубинная суть Джоконды: код Леонардо да Винчи раскрыт», появившейся на прилавках парижских магазинов. 128 страниц текста, 248 превосходных иллюстраций, масса разгадок - и всего за 45 евро.

 

Тайна улыбки Моны Лизы разгадана


Загадки Джоконды


Миллионы невидимых  точек скрыты в загадочной улыбке Моны Лизы, пишут в исследовании, представленном на этой неделе на выставке «Мысль Леонардо: в мастерской универсального гения», которая продлится в Галерее Уффици во Флоренции до января 2007 года.

Полотно «Моны Лизы» представляет собой несчетное число слоев точек, нанесенных раздельными мельчайшими мазками.

Эта техника чем-то напоминает пуантилизм, систему, принятую французскими неоимпрессионистами в конце XIX века, считает Жак Франк, консультант «Центра Арманда Хаммера по изучению наследия Леонардо да Винчи» при Калифорнийском университете (США).

«Такой способ мельчайшего  разделения тонов существует со времен Древнего Рима, - сообщил Франк. - Леонардо не выдумал эту технику, но он довел  ее до высшей степени совершенства».

Эта техника рисунка  получила название сфумато, от итальянского слова fumo, «дым». Она придает изображению объем за счет того, что живописец очень тонко сочетает свет, тень и контуры.

Леонардо так  и не написал о том, как ему  удавалось столь незаметно объединять свет и тень.

Единственный намек  на технику сфумато встречается  в его заметках «Обучение живописца», где он советует, «чтобы твои тени и  света были объединены без черты  или края, как дым».

Франк исследовал все  работы Леонардо, применяя, по его словам, «археологический подход».

Например, Франк  заметил, что в картине «Изучение  драпировки сидящей фигуры», выставленной в Лувре, Леонардо применял мелкие мазки, чтобы передать объем драпировок.

«Мазки здесь  видны, поскольку он пишет темперой, - заявил Франк. - В картинах маслом, напротив, очертания скрыты благодаря  тонкому слою глянца или глазури».

Франк, сам художник, с восьми лет делал копии работ  Леонардо. Вслед за мастером используя  метод мельчайших мазков, он в шесть  этапов воспроизвел глаз Моны Лизы, и его картина также представлена на выставке в Уффици.

Он обработал  гипсом и животным клеем деревянную панель из тополя, подобную той, на которой  Леонардо в 1503 или в 1506 году писал  «Мону Лизу». Затем он измельченным черным мелом с помощью кисти нарисовал глаз; специальным полупрозрачным раствором на основе масла смягчил линии мела и ретушировал детали микроскопическими мазками. Чтобы соединить всю картину, ему пришлось нанести множество слоев точек.

По мнению Франка, глаза и улыбка в картине Леонардо содержат 30-40 мазков на один квадратный миллиметр, то есть Леонардо работал  как миниатюрист.

«Он писал чуть ли не по одному миллиметру в день, - считает  Франк. - Это означает, что, скорее всего, Леонардо создал свою «Мону Лизу» за десять лет».

Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини, Мона Лиза, до самой смерти Леонардо (а жил он с 1452 по 1519 годы) приводила в восторг ценителей искусства.

В XVI веке живописец  и историк искусства Джорджио Вазари назвал ее улыбку «божественной, а не человеческой». Среди многих попыток раскрыть загадку ее улыбки были и версии, что эта аристократка счастливо улыбалась, будучи беременной, или что она страдала от астмы, у нее лицевой паралич, или она привыкла скрежетать зубами.

Версия Франка вызвала  споры среди историков искусства.

«Я никоим образом  не разделяю эту теорию. Несмотря на то что Леонардо использовал технику сфумато, его краски лежат плотно, - возражает Мартин Кемп, исследователь творчества Леонардо, профессор истории искусства из Оксфорда. - Я видел „Мону Лизу“ под лупой и не заметил ни одной точки».

Фрэнк утверждает, что различить точки под лупой  невозможно.

«Свет проникает  через каждую точку, создавая эффект отражения, дифракцию, и диффузию. Поэтому  кажется, что поверхность изображения  однородная, - сказал Фрэнк. - Точки неразличимы. Более того, в моей копии точки  полностью исчезли через три  года. Вероятно, то же самое произошло  и с картиной Леонардо».

И действительно, рентгеновские  снимки копий Франка очень похожи на рентгеновские снимки картин Леонардо: и те, и другие напоминаю дым.

«Слои краски очень  тонкие, поэтому рентгеновские лучи проходят сквозь них не меняясь», - сообщил  Франк.

Кураторы выставки также считают, что версия Франка «убедительна». «Эта версия сопоставима  с исследованием, проведенным лабораторией Лувра», - написали они в каталоге выставки.

Росселла Лоренци

 

Найдены последние потомки Моны Лизы


Загадки Джоконды

Тосканские принцессы - 30-летняя Наталья и ее 24-летняя сестра Ирина - оказались последними потомками  Моны Лизы. Это открытие сделали профессор Джузеппе Палланти и эксперт по генеалогии Доменико Савини. Первый обнаружил во флорентийской церкви свидетельство о смерти мужа Моны Лизы Франческо дель Джокондо, а второй - восстановил их семейное генеалогическое древо с середины ХV столетия до наших дней. Принцессы Наталья и Ирина Строцци принадлежат к старейшему итальянскому роду, который в эпоху Средневековья и Возрождения соперничал с самими Медичи. Молодые женщины унаследовали загадочную улыбку легендарной итальянки, которую запечатлел Леонардо да Винчи. "О том, что среди наших предков была Мона Лиза, нам рассказывали сначала бабушка, а потом и мама, - вспоминает Наталья. - Но это считалось скорее семейной легендой, которая передавалась из поколения в поколение. Никто к ней особенно всерьез не относился. Теперь мы, разумеется, ужасно счастливы, но в то же время понимаем, что на нас ложится большая ответственность". Впрочем, едва ли это открытие как-то повлияет на судьбу двух красавиц принцесс. Разносторонне одаренная Наталья собиралась стать балериной, училась танцу у самого Рудольфа Нуреева, пробовала свои силы в кино под руководством Клода Лелуша и Альберто Сорди, дружит с Мстиславом Ростроповичем. Она даже успела написать мемуары "Легко вспомнить", которые были изданы в России. Ее младшая сестра Ирина, которая говорит на 7 языках и превосходно играет на фортепиано, считается в семье главной интеллектуалкой. Она изучала экономику в Миланском университете, стажировалась у близких друзей клана Строцци - председателя Европейской комиссии Мануэля Баррозу в Брюсселе и у британского премьера Тони Блэра. Теперь Ирина собирается заняться бизнесом и, быть может, политикой. Кроме того, в отцовском поместье в Тоскане сестры постигли искусство виноделия, которым в роду Строцци занимаются более тысячи лет. Это великолепное кьянти воспевали еще Микеланджело, Данте и Бокаччо... Сестры незамужем и, кажется, не спешат найти своих принцев. Доменико Савини, посвятивший свою жизнь Моне Лизе, полагает, что Лиза Герардини появилась на свет в 1479 году. В 16-летнем возрасте она вышла замуж за флорентийского купца Франческо дель Джокондо, который был старше ее на 19 лет. Она родила ему трех детей - дочь и двух сыновей. Дель Джокондо заказал Леонардо да Винчи портрет своей жены, который тот писал с 1503 до 1507 год. Великий живописец оставил портрет у себя, а когда перебрался во Францию - по приглашению короля Франциска I, - то и продал полотно монарху за 4 тысячи экю. По тем временам - целое состояние. Гений умер в 1519 году в поместье Кло-Люсе во французском городе Амбуазе. Некоторые историки утверждают, что Леонардо написал как минимум еще два портрета Моны Лизы, и на одном она изображена обнаженной... О судьбе самой Лизы дель Джокондо известно совсем немного. Она умерла в 63-летнем возрасте и была похоронена в монастыре Святой Урсулы.

 

Итальянский ученый нашел прототип Джоконды


Загадки Джоконды

Итальянский ученый утверждает, что женщина, вдохновившая Леонардо да Винчи на написание "Джоконды", похоронена во Флоренции. Об этом в  четверг сообщило итальянское агентство  Анса. Место и точная дата смерти женщины до настоящего времени были неизвестны, однако их удалось установить благодаря исследованиям профессора Джузеппе Палланти (Giuseppe Pallanti). Свое заключение о том, что Джоконда действительно существовала, Палланти сделал, изучая материалы флорентийских архивов. Исследуя документы, он пришел к выводу, что "Джоконда", или Лиза Герардини (Lisa Gherardini), позировавшая художнику, была женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо (Francesco Del Giocondo). Она умерла 15 июля 1542 года в возрасте 63 лет. Женщину похоронили на кладбище монастыря Святой Урсулы (Sant Orsola), в котором она, пережив смерть супруга и будучи тяжело больной, провела последние годы своей жизни. В документах также сказано, что в ее похоронах принимал участие весь церковный приход, что свидетельствует об ее известности. В ходе исследований также выяснилось, что Лиза Герардини и семья Леонардо да Винчи жили в соседних домах.

 

Разгадки  Джоконды


Загадки Джоконды

Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько  живой портрет женщины, что люди, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства. Грустит она или улыбается? Ученым удалось разгадать эту  загадку. Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% - испытывающая чувство отвращения, на 6% - полная страха и на 2% - злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Если верить биографу Леонардо да Винчи Джорджо Вазари, неудивительно, что у Моны Лизы преобладают положительные эмоции: "Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной". Менее романтичные специалисты в области живописи утверждают, что объяснение загадочной улыбки банально - у женщины просто сбриты брови. Если брови подрисовать, то пропадет и весь ее неповторимый образ. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета утверждает, что Леонардо использовал в своей картине законы человеческой физиологии. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже - тени. Так вот, по мнению ученого, улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением".

Информация о работе Загадки и тайны "Джоконды"