Жизненный и творческий путь Е.Б. Вахтангова

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 11:58, реферат

Описание работы

Свой театральный метод Вахтангов незадолго перед смертью стал называть "фантастическим реализмом", заявляя, что принцип: "в театре не должно быть никакого театра" — должен быть отвергнут. В театре должен быть именно театр. Для каждой пьесы необходимо искать специальную и единственную сценическую форму. И вообще, не надо путать жизнь и театр.

Содержание

Жизненный и творческий путь Е.Б. Вахтангова ………………………….. 3

"Фантастический реализм" в творчестве Вахтангова …………………… 6

Формирование эстетических принципов театра Вахтангова …………... 11

Карло Гоцци «Принцесса Турандот» ……………………………………... 16

Морис Метерлинк «Чудо святого Антония» ……………………………... 19


Используемая литература …………………………………………………... 20

Работа содержит 1 файл

реферат по Вахтангову - ориг..doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 
История знаменитой постановки

Вечерняя Москва

Вахтанговский театр с легкостью можно было бы назвать именем Турандот. Во всяком случае, перед его зданием на Арбате стоит памятник именно этой капризной принцессе, а вовсе не основателю легендарной труппы. 
Впервые персонажи Гоцци появились на здешней сцене в 1922 году. Вахтангова в то время подтачивала болезнь, его дни были сочтены. Как пришло в голову умирающему, мучившемуся болями человеку сотворить искрометную комедию — загадка! Но справился он с этим получше многих здоровых и счастливых режиссеров. 
Главная задача заключалась даже не в том, чтобы поставить сказку, а чтобы сыграть ее, как актеры итальянского театра — соотечественники Гоцци. Зрители умирали от смеха, глядя на импровизации в стиле комедии дель арте. Изображая характеры-маски, словно дети, резвились и дурачились тогда еще молодые будущий руководитель театра Рубен Симонов, Борис Щукин, прославившийся потом в роли Ленина. В главных ролях зал очаровывали красавец Юрий Завадский и обаятельнейшая Цецилия Мансурова. 
Когда «Принцессу Турандот» показали перед труппой МХАТа, Станиславский восхитился: «За 23 года существования Художественного театра таких достижений, как этот спектакль, было немного». 
Но что самое важное, постановку полюбили и простые зрители. Уставшие от разрухи и голода люди шли в театр — умилиться романтической истории любви и восхититься женскими костюмами работы знаменитой Надежды Ламановой. Опьяняющий вальс из вахтанговской «Турандот» (композитор А. Козловский) быстро разучили и начали играть на танцевальных вечерах. 
В спектакле было много экзотики. Например, наклонная сцена в красочных декорациях авангардиста Игнатия Нивинского — актеры передвигались по ней с необыкновенной легкостью. Этот художник предложил и необыкновенные мужские костюмы. Например, бороды в виде махрового полотенца на резинке. На репетициях исполнители не разобравшись использовали необычный аксессуар в качестве набедренной повязки. При виде «аборигенов» Вахтангов разозлился: «Это ужасно, как мало у актеров фантазии!» У него самого она била ключом. Кому еще могла прийти идея сочетать в костюме главного героя — Калафа — фрак и чалму? И все-таки главный секрет успеха состоял в том, что спектакль возвращал надежду на исполнение мечты — почти исчезнувшую после войн и революций. «Нужно, чтобы зритель поверил, что он, как Калаф, разгадает все загадки, которые предложит ему жизнь в образе прекрасной принцессы!» — говорил Вахтангов. И публику в этом убедили… Вот уж поистине — театр выступал в роли великого утешителя! Через 40 лет Рубен Симонов снова поставил «Принцессу Турандот». 
Его спектакль принес удачу многим актерам. Молодого Василия Ланового долгое время занимали в Вахтанговском лишь в эпизодах. Он уже собрался сменить место работы, но тут предложили роль Калафа. И он до сих пор в театре. Так же, как и Людмила Максакова, сыгравшая коварную княжну Адельму сразу после окончания вуза. Рубен Симонов на свой страх и риск вводил вчерашнюю студентку на сложную роль, которую в первой вахтанговской постановке исполняла прима с трагическим амплуа Анна Орочко. 
Из всех театральных работ молодой Юлии Борисовой в первую очередь вспоминается ее Турандот — насмешливая, дерзкая. И для Юрия Яковлева шамкающий старичок Панталоне стал важным этапом в театральной биографии. А Михаил Ульянов повторил историю Рубена Симонова: сначала сыграл одну из четырех итальянских масок, а много лет спустя возглавил театр. 
В 60-70-е годы, как и в 20-е, на «Принцессу Турандот» валом валил зритель. Причем не только чтобы полюбоваться на любимых актеров. В стране, где каждое слово публичного текста утверждалось в инстанциях, импровизации на сцене воспринимались как чудо. А в этом спектакле веселой актерской «отсебятины» всегда было предостаточно. 
Знаменитая постановка (но только с участием молодых актеров) на сцене театра идет и сейчас. Ведь вахтанговцы без нее уже жить не могут. Интересно, какой будет «Принцесса Турандот» на Арбате лет этак через сто?

 

Морис Метерлинк  «Чудо святого Антония»

Комедия

13 ноября 1921 г.  состоялась премьера спектакля  «Чудо святого Антония».  
Этот день считается днем открытия Театра им. Евг. Вахтангова.

Премьера — 13 ноября 1921 г.

Постановка Евгений Вахтангов
Художник Юрий Завадский
Действующие лица и исполнители:
Антоний Юрий Завадский
Виржини Ксения  Семенова
 

 

Используемая  литература

  1. Симонов P. «С Вахтанговым». М.: Искусство, 1959.
  2. Зограф Н., Вахтангов, М.-Л., 1939.
  3. Херсонский Х., Вахтангов, М., 1963.
  4. Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957
  5. Луначарский А. В. О Вахтангове и вахтанговцах. М., 1959.

Информация о работе Жизненный и творческий путь Е.Б. Вахтангова