Освоение космоса как национальная идея

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:59, реферат

Описание работы

Располагая сейчас достаточным материалом, полученным из космоса, в виде множества литературы, размышлений и наблюдений космонавтов, стало возможно развивать мышление на планетарном уровне. Для этого необходимо принять программу, нацеленную на воспитание людей, оформленную как документ ООН, которая должна в перспективе изменить наш взгляд на освоение космоса как на прерогативу только высокоразвитых стран. И космос необходимо осваивать под флагом ООН; это не ущемит национальное достоинство народов, стран, осваивающих космос, но и не будет принижать странам, которым в силу разных обстоятельств – малости территории, слабости экономики – это не под силу.

Работа содержит 1 файл

Освоение космоса как национальная идея.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Воркачева Юлия Николаевна, Токарева Анастасия Ивановна

«Освоение космоса как национальная идея»

    Международный университет природы, общества и человека «Дубна»  филиал «Дмитров», ГиМУ, кафедра менеджмента и государственного и муниципального управления, 3 курс

    Тел: 8-906-763-40-17

    E–mail: Julia-v99999@mail.ru 

     Человек когда-то обязательно задает себе вопросы, для чего он все делал и к  чему стремился. Если ответом будет  утверждение своих способностей ради творчества, это созидательный  процесс, движение, направленное на развитие и себя, и окружающего мира.

     Человечество  уже имеет опыт, когда силой  террора, узурпацией власти удавалось  загонять людей в идеологические резервации с лагерями и тюрьмами для инакомыслящих. В наше время  этого можно достичь путем  нравственного разложения общества.

     Располагая  сейчас достаточным материалом, полученным из космоса, в виде множества литературы, размышлений и наблюдений космонавтов, стало возможно развивать мышление на планетарном уровне. Для этого  необходимо принять программу, нацеленную на воспитание людей, оформленную как документ ООН, которая должна в перспективе изменить наш взгляд на освоение космоса как на прерогативу только высокоразвитых стран. И космос необходимо осваивать под флагом ООН; это не ущемит национальное достоинство народов, стран, осваивающих космос, но и не будет принижать странам, которым в силу разных обстоятельств – малости территории, слабости экономики – это не под силу. Покорять океан космоса мы должны как один народ Земли, и цели полетов от берегов планеты должны быть общие. Космос осваивает Человечество, а не великие державы. 
 

Международная космическая деятельность

     С самого начала космической эры, ознаменовавшегося  запуском первого искусственного спутника Земли, а затем первым полетом  человека в космос, две первые мировые космические державы, СССР и США, сосредоточили свои усилия на амбициозных национальных проектах, направленных на достижение приоритетных результатов в военной, научной и технологической областях, мало считаясь с финансовыми затратами.

     На  рубеже 90-х годов, а по сути, начиная  с 1992-1993 годов, катализатором интеграционных процессов между национальными  космическими программами стала  созданная Совместная российско-американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству.

     Космонавтика  становится естественно функционирующей  отраслью национальной и мировой  экономики, подчиняющейся ее основным законам и тенденциям развития. Наиболее важными факторами воздействия  на развитие космонавтики становятся коммерциализация космической деятельности и интеграционные процессы, они стимулируют экономическую активность космической отрасли, превращаясь, таким образом, в существенный внебюджетный стимул к прогрессу космонавтики. Анализ положительного и отрицательного опыта коммерческих космических проектов показывает, что успех в первую очередь присутствует там, где космические технологии смогли органично встроиться в качестве дополнения в уже существующие рынки. Очевидно, что движущей силой космического рынка на ближайшие годы станет развитие космического сегмента глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающего конвергенцию информационных потоков различного назначения (связь, наблюдение, цифровое телерадиовещание, телефония, межкомпьютерная мультимедийная связь-Интернет другие) и их адресное распределение на орбите в увязке с продолжающим развиваться наземным сегментом.

     Представляется, что дальнейшее успешное развитие крупномасштабных космических программ, требующее  вложения колоссальных научно-технических, экономических, интеллектуальных и других ресурсов, невозможно без эффективной организации международного сотрудничества, являющегося, как показывает опыт последнего десятилетия, наиболее прогрессивной формой реализации космических проектов. Раньше всего это положение проявилось при реализации научных космических проектов, когда комплексы уникальной аппаратуры на космических аппаратах научного назначения стали формироваться учеными различных стран - мировыми лидерами в разработке аппаратуры различных типов.

     Реальными примерами такого сотрудничества можно назвать широко известные проекты по исследованию Венеры, кометы Галлея, Марса («Марс-Одиссей»2001), существенно отстающую от первоначального графика, но тем не менее продолжающуюся программу «Спектр - Рентген- Гамма» и другие.

     Очевидные выгоды объединения международных ресурсов в рамках масштабных и технологически сложных проектов исследования космоса сопровождаются появлением проблем, оказывающих влияние на развитие глобальной кооперации в этой сфере.

     В первую очередь это касается проблем разработки принципов и стандартов в области управления совместными проектами, экономики, права, технических стандартов. Определенные трудности вызывают языковые и культурные различия.

     Другим  блоком сегодня являются проблемы обеспечения  контроля над распространением ракетных технологий, применением которых может представлять потенциальную серьезную угрозу мирового сообщества в случае применения в незаявленных целях или утечки таких технологий в страны, не присоединившихся к международным режимам не распространения.

      Возможности преодоления таких административных барьеров на межгосударственном уровне в целом либо, в частности. Для  каждого отдельно взятого международного проекта являются сегодня критерием  оценки выгоды и риска при принятии партнерами решения об участии в международной кооперации.

     Несмотря  на трудности последнего десятилетия, Россия по-прежнему сохраняет достаточно мощный научно-промышленный потенциал  и высокий уровень конкурентоспособности  в области ключевых космических  технологий, продолжая вести исследования и разработки по всем основным направлениям космической деятельности. Подтверждением сказанного является вовлеченность российских предприятий и организаций во многие широко известные космические программы и проекты.

     Здесь следовало упомянуть такие программы, как совместный российско-американский проект «Мир-Шаттл», который является первой фазой отработки технологий для программы Международной космической станции (МКС). Начиная с 1993 года Россия вышла на международный рынок услуг по коммерческим запускам, что дало импульс совместным проектам по спутниковой связи («Тройка»), по проектным двигателям (РД-180); в 90-х годах пика достиг и уровень совместных проектов в сфере космических наук и наук о Земле.

     Научно-технические  достижения российской космонавтики более чем за 50-летнюю историю ее развития достаточно хорошо известны и, вероятно, не требуют подробного комментария. Известно, что экономический вклад СССР, а затем и России в создании национального космического потенциала за 50 лет, включая затраты на развитие науки и технологий, создание производственно-техгологической и экспериментальной базы, эксплуатацию, образования и подготовку высококвалифицированных кадров, оцениваются российскими экономистами по трудоемкости в величину около 10 млн. человеко-лет исходя из средней численности занятых в этой отрасли 200 тысяч человек.

     Сегодня более 50 стран мирового сообщества официально имеют космические бюджеты, и гораздо большее количество стран связано с развитием  космической деятельности. Однако известные цифры размеров современных космических бюджетов большинства стран мира (от сотен миллионов до единиц миллиардов долларов) показывают, что для повторения пройденного Россией и США пути, даже без повторения ошибок, понадобятся десятки лет.

     При этом выгода международного сотрудничества очевидна как для стран, являющихся пионерами космонавтики, так и для государств, только начинающих осваивать космические технологии:

- опытные  лидеры космонавтики в результате  получают прямые экономически  выгоды через расширение своих позиций на мировом космическом рынке путем продажи товаров, технологий и услуг за рубежом.

- для  стран с более короткой космической  историей инвестиции в зарубежные  проекты также рассматриваются  как форма исключения технического  и коммерческого рисков, связанных со спецификой космической деятельности.

     В ходе реализации международных проектов возникают и риски, с защитой  от распространения ракетных технологий, влияющих на создание средств доставки оружия массового поражения в страны, не являющиеся членами международных режимов по нераспространению.

     Комплексный анализ рисков включает в себя такие  основные категории рисков, как технический, экономический и политический риски.

     К техническим рискам относится отказ ракетно-космической техники, которые являются наиболее частыми причинами неудач космических проектов.

     К экономическим (коммерческим) рискам относятся риски, связанные с возможностью потерь финансовых средств, неполучения доходов, с дополнительными затратами на реализацию проекта.

     К политическим рискам относятся неожиданные изменения политической ситуации в стране, приводящих к нарушению условий выполнения космических проектов.

     Для решения этих задач необходимо ужесточение  общего подхода к вопросам контроля над нераспространением ракетных технологий, принятием законов и подзаконных актов, устранение дискриминационных барьеров и облегчение свободного доступа на мировой космический рынок тем его участникам, которые вошли в договор о режиме по контролю над ракетными технологиями и выполняют его условия.

     В настоящее время более 120 государств осуществляют космическую деятельность; около 20 из них - весьма активно. На Россию приходится 10-12%, на Европу -60%, далее  идут США, Китай, Индия.

     По  состоянию на 2010 год на земной орбите находятся искусственные спутники более четырёх десятков стран, однако лишь 9 государств достигали возможности исторически и 8 имеют возможность сейчас запускать их собственными ракетами-носителями. Эти страны, а также иногда Европу с её космическим агентством ЕКА, называют «космическими державами» и членами «космического клуба». Из этих стран 7 продолжают пуски со собственных космодромов, Украина - с иностранных космодромов, а ранее также использовавшие иностранные космодромы 2 страны (Франция и Великобритания) осуществляют пусковую деятельность в составе ЕКА. 3 страны (Россия, США, Китай) освоили технологию самостоятельных пилотируемых космических полётов, которым предшествовала технология самостоятельных пусков ИСЗ. Пусковую деятельность осуществляют также несколько частных компаний, в том числе международных.

Космическая география

     Сегодня вблизи Земли барражирует около 700 действующих спутников, часть  которых занимается изучением Земли  в интересах развития разных научных  направлений, другая часть обслуживает  рынок потребителей, занятых природопользованием, экологией и ресурсами, и еще, что не менее важно, наблюдениями, когда под наблюдением некоторых стран контролируется степень опасности, соблюдение международных соглашений о нераспространении, замене и уничтожении вооружений. Если осознание последствий ядерной войны на протяжении полувека охлаждает пыл ретивых политиков, то наблюдение за планетой, инспекция устремлений великих держав должны быть доступны мировому сообществу под флагом ООН для контроля спокойствия жизни на Земле.

     Такие творения, как космонавтика, меняют наше представление о мире и требуют  восхождения общества на новый уровень  сознания. Для этого необходимо на земном шаре исключить из программы  воспитания детей разобщающие понятия. Человек должен развиваться в мире общих ценностей, гуманных, нравственных. Все великое надо рассматривать только в контексте планеты, а не растягивать карту своей страны на всю стену, не возвышать свою религию над другими; не превозносить достижения только своей страны. Никто от отдельно взятого человека до страны, нации не имеет права считать себя избранным. Каждый должен ощущать причастность ко всему, что есть в природе, ответственность за это и за все, что достигнуто сообществом людей.

     До  освоения космоса развивалась культура человека, народов, стран; сейчас настало время формирования культуры планеты.

     Видимо, пора ввести в общеобразовательный  процесс курс космической географии, разбив его на два основных направления: первое – изучение биосферы Земли  и роль человека в ее преобразовании; и второе – взгляд за горизонт планеты, включающий новые знания о Солнечной системе, Галактике и Вселенной, знакомство с космогенными факторами, влияющими на жизнь Земли. Космическая география должна использовать весь богатейший исследовательский материал, накопленный космонавтикой, астрономией, географией, активно применять новейшие методы обучения, современные технологии и средства – информационные системы, пространство и ресурсы всемирной сети Интернет с возможностью работы в режиме реального времени.

     Космическая география может стать обобщающим предметом школьного образования, используя знания из самых разных дисциплин (математика, астрономия, география, физика, химия, биология, информатика  и др.), формировать новый взгляд на нашу планету и роль человека на ней.

Информация о работе Освоение космоса как национальная идея