Развитие астрологии в раннее средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Постепенно пути греческой и индийской астрологии расходятся. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как, например, концепция лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная астрология). На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в Индии эта концепция существует в упрощённой форме).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие астрологии в Китае и Японии……………………………………5
2. Развитие астрологии в Индии………………………………………………8
3. Развитие астрологии в Западной Европе………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

раннее средневековье.docx

— 31.34 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Развитие астрологии в Китае и Японии……………………………………5

    2. Развитие  астрологии в Индии………………………………………………8

    3. Развитие  астрологии в Западной Европе………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы……………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Вопрос  о времени и месте возникновения  астрологии сложен, поскольку достоверных  сведений о ранних этапах становления  астрологических учений недостаточно.

     Некоторые исследователи относят возникновение  астрологии к периоду мустьерской  эпохи (около 40-100 тыс. лет назад), когда  происходили фиксации простейших наблюдений за движением Солнца, а также развивались  первоначальные навыки счета и геометрия в разных районах Евразии.

     Точно можно сказать лишь, что не позднее  последних веков III тыс. до н. э. в  Месопотамии уже была известна астрология предзнаменований: в это время  велись систематические астрономические  наблюдения, а отдельным явлениям, таким как появление комет, солнечные  и лунные затмения и т. п., придавалось  астрологическое, предсказательное значение. Об этом свидетельствует найденный  в 1847 г. в Ниневийской дворцовой  библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала клинописный текст «Энума Ану Энлиль». Однако почти до начала новой эры астрология оставалась мунданной и занималась предсказанием событий лишь государственного масштаба; идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрологам.

     Появление первых индивидуальных гороскопов датируют приблизительно V—IV вв. до н. э. Именно к этому периоду относятся  наиболее древние из дошедших до наших  дней личные гороскопы. Вероятно, появление  концепции индивидуального гороскопа  было обусловлено слиянием введённого к IV в. до н. э. в употребление 12-и знакового  зодиака и развивающейся традиции гемерологий, напоминающих календари-месяцесловы  списков благоприятных и неблагоприятных дней. Примером такого календаря может служить папирус из Древнего Египта, относящийся к периоду XIX-ой или XX-ой династии (около 1200 г. до н. э.).

     Окончательно  традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой  культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагаются принципы классической астрологии, которые  сохранились практически неизменными  вплоть до новейшего времени.

     После укрепления связей между Индией и  Греко-Римским миром в III—V вв. н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на Санскрит, положив начало индийской астрологической  традиции. Хотя элементы догреческой  астрологии попали в Индию гораздо  раньше. Не позднее середины I тыс. до н. э., после захвата Ахеменидами  северной Индии на Восток проникли знания вавилонской астрономии и  астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин».

     Постепенно  пути греческой и индийской астрологии расходятся. Индийские астрологи  разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как, например, концепция  лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная астрология). На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились  строже, вершины домов гороскопа  были привязаны к астрономическим  параметрам небесной сферы, была выдержана  строгость определения аспектов между планетами (в Индии эта  концепция существует в упрощённой форме). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Развитие астрологии  в Китае и Японии

        В Китае на протяжении всего  Средневековья астрология обогащалась  наблюдениями за небом, оригинальными  разработками китайских астрологов, а также новыми идеями, которые  проникали в Китай из других  стран. В раннем Средневековье  особенно большую роль в развитии  китайской астрологии сыграли  буддийские миссионеры и индийские  учёные. Во времена династии Тан  (618 - 907) в китайской столице работало  целых три клана буддийских  астрономов и астрологов, происходивших  из Индии. Наиболее выдающейся  фигурой был Гаутама Сиддхартха (кит. Chhuthan Hsi-Ta), который между 718 и  729 гг. составил обширный компендиум  по астрономии и астрологии "Трактат  по астрологии периода правления  Хай-Юаня". В этой работе на  китайском языке он обобщил  опыт предшествующих поколений  астрологов Китая, начиная с  IV в. до н.э.

        Интересно, что индийские астрологи,  работавшие в Китае на рубеже VII - VIII вв., сочетали астрологию с  военным делом. В это время  также делалось много переводов  с персидского языка, большой  популярностью пользовались переводы  согдийских текстов по планетной  астрологии.

        Среди китайских астрологов данной  эпохи наиболее знаменитым был  Вей Нинь (Wei Ning) из династии Северная  Ци. Его активная деятельность  пришлась на 550 - 589 гг. Его современник  Ву Ми (Wu Mi) составил "Компендиум  астрологии, новой и старой" (конец  VI в.), который, к сожалению, был  утерян во времена монгольского  нашествия.

        Следует подчеркнуть, что системы  китайской астрологии и хрономантии  территориально не ограничивались  рамками одной нации или одного  государства. Основные доктрины  совпадали не только в разных  районах Китая (на протяжении  большей части истории не представлявшего  собой единую страну), но практически  в неизменном виде использовались  астрологами соседних регионов.

        Концепция инь/ян и "пяти  стихий", наиболее чётко представленная в виде циклического календаря (60-летний цикл, в котором 12 годичных "звериных" знаков соотносятся с "пятью стихиями" в иньском и янском вариантах), вошла в повсеместное употребление в Японии, Корее, Тибете, Монголии, у вьетов, лао, кхмеров, тай и др. народов Востока. От кочевых народов Азии циклический календарь стал известен даже болгарам. В арабском мире о концепциях китайской хронологии и календаря узнали от уйгуров.

        Традиции китайской государственной  астрологии предзнаменований также  проникли в соседние стран  (в частности, в Японию). Суть  астрологических концепций практически  всюду была одинаковой, различия  были в основном связаны с  географическими особенностями  конкретного региона, с местными  культурными и религиозными традициями. Так, в Японии астрология существовала  прежде всего как придворное  искусство, служащее целям государственной  политики. Помимо китайских источников, астрологи Японии опирались на  устную передачу знаний от  одного поколения другому и  на некоторые оригинальные труды.  Важнейшим из таких трудов  был "Хоки наиден" ("Ритуальный  инструмент") Абе но Сеймея (с  987 г. - главного придворного астролога  японского двора). "Хоки наиден" был посвящён искусству предсказания  и имел для японцев значимость, сходную с ролью "И цзин" ("Канона перемен"). Эта книга  в основном рассматривала вопросы  оценки благоприятности или злотворности  определённых дней календаря  и включала в себя синтоистские, буддийские и, возможно, даосские  элементы.

        В XI в. возникло неоконфуцианство. Это учение свело важнейшие  конфуцианские категории и связанные  с ними концепции в универсальную  (от космологии до этики) и  чрезвычайно простую мировоззренческую  систему, основанную прежде всего  на "Книге перемен". Астрология  играла в неоконфуцианстве весьма  важную роль.

         Астрология продолжала оставаться  прерогативой высших слоёв населения.  Среди астрологов были почти  исключительно знатные люди. Так,  Елюй Шунь (Yehlu Shun), который, видимо, в течение одного года (1122) был  императором государства Ляо, написал "Синь мин цун гуа" ("Общие описания звёзд и их предзнаменований") и другие важные работы по астрологии, которые продолжали издаваться даже в XVII в. Ещё один представитель династии Ляо, министр китайского правительства, выдающийся государственный деятель Елюй Чжу-Шай (Yehlu Chhu-Tshai; 1190 - 1244) основал астрономическое учебное заведение в Финь-яне (совр. Линьфынь в провинции Шаньси) и написал несколько астрологических работ.

         В XIII в. произошли важные изменения  в жизни Китая, связанные с  монгольским нашествием: в 1209 г.  монголы начали покорение Северного  Китая, в 1215 г. Чингис-хан захватил  Пекин, в 1234 г. монголы вторглись  в империю Южный Сун и уничтожили  государство Цзинь, а с 1271 по 1368 г. Китаем правила монгольская  династия императоров Юань. Для  истории астрологии эти события  существенны потому, что вместе  с завоевателями в Китай проникли  сведения об астрологических  системах, которыми пользовались  астрологи Средней Азии и Ближнего  Востока.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Развитие астрологии  в Индии

     В Индии II - III вв. стали временем становления  системы "явана" (т.е. греческой  гороскопии). Астрология эллинистического Египта, оригинально переосмысленная  с позиций индийских традиций, стала базой всей дальнейшей гороскопной  астрологии Индии.

        Вопросами астрономическо-математических  основ астрологии активно занимался  Арьябхата (476 - ок. 550), выдающийся  учёный, одним из первых использовавший  алгебру. В своей стихотворной  работе "Арьябхатия" (499) он доказал,  что Земля и другие планеты  Солнечной системы вращаются  вокруг Солнца. Он же объяснил  такое явление, как смена дня  и ночи, и научно обосновал  причины лунных и солнечных  затмений.

        Младшим современником Арьябхаты  был Варахамихира (505 - 585/587), с деятельностью  которого связывают максимальный  расцвет индийской астрологии. Варахамихира  был учёным-энциклопедистом и  плодовитым автором, написавшим  трактаты по всем трём традиционным  областям индийской астрологии. В области ганиты (астрономических  основ астрологии) он написал  большой компилятивный труд "Панча-сиддхантика"; в области самхиты (астрологии  предзнаменований) - трактаты "Брихат-самхита"  и "Самаша-самхита"; в области  хоры (гороскопной астрологии) - труды  "Брихат-джатака" и "Лагху-джатака". Он также сочинил три работы  по военной астрологии и свод  правил брачной и вопросной  астрологии "Виваха патала". Варахамихира  был не только крупным учёным, но и хорошим учителем. Сын  Варахамихиры Притхуяшас, учившийся  у отца, также стал известным  астрологом.

        В VII в. жил другой классик  индийской астрологии - Брахмагупта  (598 - ок. 660), работавший директором  знаменитой обсерватории в Удджайне  в Средней Индии и написавший  два известных математико-астрономико-астрологических  сочинения. Одно из них было  переведён на арабский и таким  образом попало в Египет, а  оттуда в Европу.

        Ведущим индийским астрологом VIII в. был Лалла, автор труда  по мухурта-шастре (элективной астрологии) "Джъётишаратнакоша", который  оказал исключительное влияние  на дальнейшее развитие этой  отрасли астрологии (хотя впоследствии  данный труд был оттеснён на  второй план его более коротким  повторением, написанным в сер. XI в. Шрипати).

         Ещё одной важной фигурой индийской  астрологии был Кальянаварман  (конец VIII - 1-я пол. IX в.), автор одного  из классических трудов - "Саравали". Эта работа была основана большей  частью на концепциях Спхуджидхваджи  и Варахамихиры.

         В X в. работал Бхаттотпала (Утпала), знаменитый комментатор классических  работ по индийской астрологии. Он жил, видимо, в Северной Индии.  Наибольшую известность Бхаттотпала  приобрёл благодаря своим комментариям  к астрологическим сочинениям  Варахамихиры, и прежде всего  - благодаря комментариям к "Брихат-джатаке" (закончены в 966 г.). Кроме того, он написал комментарии к "Шат-панчасике"  Притхуяшаса, сына Варахамихиры, к "Кхандакхадьяке" Брахмагупты,  а также восполнил утерянные  или незаконченные части "Саравали".

Информация о работе Развитие астрологии в раннее средневековье