Авиация в начале Великой Отечественной Войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:31, реферат

Описание работы

В конце 30-х в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить большое количество машин разных типов. В 1940 году на авиацию было истрачено 40% советского военного бюджета, а общее число авиазаводов возросло на 75%. В результате, в июне 1941 года производственная база была в полтора раза больше немецкой.

Работа содержит 1 файл

Авиация Сошина Настя.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

     Сошина  Анастасия, студентка 2 курса

     политехнического  техникума СПбГУСЭ

Авиация в начале Великой  Отечественной Войны.

 

     В конце 30-х в СССР была создана  мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить  большое количество машин разных типов. В 1940 году на авиацию было истрачено 40% советского военного бюджета, а общее число авиазаводов возросло на 75%. В результате, в июне 1941 года производственная база была в полтора раза больше немецкой.  
   До сих пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на момент начала войны. Называются цифры по общему количеству боевых самолетов 17500-20000, из них на западной границе находился 9261 самолет (В.С. Шумихин "Советская военная авиация 1917-1941").  
- в Ленинградском ВО (24 авиаполка): 1270  
- в Прибалтийском ВО (19 авиаполков): 1140  
- в Западном особом ВО (29 авиаполков): более 1500  
- в Киевском особом ВО (32 авиаполка): 1672  
- в Одесском ВО (15 авиаполков): 950  
- в Дальнебомбардировочной авиации: 1346  
- в ВВС Балтийского, Черноморского и северного флотов: 1338  
   Из общего числа боевых самолетов 53,4% были истребителями, 41,2% - бомбардировщиками, 3,2% - самолетами-разведчиками и 0,2% - штурмовиками. Около 80% всех самолетов относились к более старым типам (И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДБ-3 и Р-5). С появлением новых самолетов в начале 1941 года, общее число типов машин составило 27, из которых 7 являлись модернизированными версиями (типов бомб насчитывалось 86). Все это многообразие типов затрудняло снабжение и усложняло организацию и применение воздушные частей.  
   Новые истребители построили, не так уж и мало (1309 МиГ-1 и МиГ-3, 399 Як-1 и 322 Як-3, всего 2030), но они еще не были в достаточной степени освоены личным составом.  
   Сравнение ВВС и Люфтваффе на 22 июня не может быть сделано, исходя просто из числа машин, что означало бы более чем двукратное превосходство ВВС. Следует учитывать необеспеченность экипажами и не боеспособность части самолетов. Наиболее важным было немецкое превосходство в качестве самолетов и подготовке экипажей. Немецкие самолеты превосходили наши с точки зрения летных характеристик и огневой мощи. Обширный, почти двухлетний боевой опыт немецких пилотов предрешил большинство воздушных поединков. Качественное превосходство немцев дополнялось организационными преимуществами.
 

     В то время как советские авиационные  части были рассредоточены по военным  округам, армиям и войсковым частям, и не могли использоваться сконцентрировано, как одно целое, немецкие самолеты были сведены в воздушные флоты, каждый из которых насчитывал до 1000 машин. В результате ВВС действовали раздробленно, а Люфтваффе концентрировались для ударов по ключевым секторам и в наиболее важный момент.  
        На 31 декабря 1941 г. боевые потери ВВС РККА составили 21200 самолетов.  
         Признавая мужество и доблесть советских летчиков того времени, преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием, нельзя не признать тот факт, что СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации почти всей авиационной промышленности в районы недосягаемые для немецкой авиации и тем, что в первые месяцы войны ВВС потеряли в основном технику, а не летный и технический составы. Именно они и стали основой возрождаемых ВВС.  
        В 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей.  
        На 1 января 1942 года на вооружении ВВС РККА состояло 12000 самолетов. из них 5400 боевых.  
         В первой половине 1942 г. в боевом составе истребительной авиации были следующие типы самолетов отечественного производства: И-153 (18% от общего количества), И-16 (28%), МиГ-3 (23,9%), ЛаГГ-3 (11,5%), Як-1 (9,2%).  
   Начиная с января 1942 г. выпуск авиатехники неуклонно возрастал. Если в первом квартале среднемесячное производство боевых самолетов составлял 1100 машин, то во втором квартале — 1700. Всего за первое полугодие было выпущено 9744 самолета, из них 8268 боевых. Выпуск самолетов во втором полугодии выглядел следующим образом: июль — 2224 (всего)/1835 (боевых), август - 2492/2098, сентябрь - 2672/ 2286, октябрь — 2839/2462, ноябрь -2634/2268, декабрь - 2831/2464.  
   В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немецкая — 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей.

        Огромную роль в решающих победах  сыграла не только техника,  но и мужество и отвага летчиков, управляющих ею.

   Вот лишь немногие из тех, кто совершил подвиг, а в некоторых случаях и отдал жизнь за то, чтобы мы жили:

Иван Никитович Кожеду́б родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка, ныне Шосткинского района Сумской области, в семье крестьянина.

Окончил неполную среднюю школу и химико - технологический  техникум. В 1939 году в аэроклубе освоил У-2. С 1940 года в Красной Армии.

На следующий  год учился в Чугуевской военной  авиационной школе лётчиков, летал  на Ут-2 и И-16. Как один из лучших курсантов  был оставлен на должности лётчика - инструктора. С марта 1943 года старший сержант И.Н. Кожедуб в действующей армии. По сентябрь 1944 года служил в 240-м ИАП  ( 178-м Гвардейском ИАП ); по май 1945 года - в 176-м Гвардейском ИАП. К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. 4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К середине 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника до 48. 19 августа 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". Всего совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и лично сбил 62 самолёта противника. 18 августа 1945 года награждён третьей медалью "Золотая Звезда". После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию. В период Корейской войны 1950 - 1953 годов командовал 324-й истребительной авиационной дивизией. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1971 года в центральном аппарате ВВС, с 1978 года - в Группе генеральной инспекции Министерства Обороны СССР. Маршал авиации, Депутат Верховного Совета СССР 2 - 5-го созывов. Член Президиума ЦК ДОСААФ. Автор книг - "Служу Родине", "Праздник победы", "Верность Отчизне". Умер 8 августа 1991 года. Награждён орденами: Ленина  ( трижды ), Красного Знамени   ( семь ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

       Алекса́ндр Ива́нович Покры́шкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске  ( ныне Новосибирск ), в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1932 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Пермскую школу авиационных техников, в 1939 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года старший лейтенант А. И. Покрышкин в действующей армии. По февраль 1944 года сражался в составе 55-го ИАП  ( 16-го Гвардейского ИАП ); с апреля 1944 года по май 1945 года - в Управлении 9-й Гвардейской ИАД. Летал на МиГ-3, И-16, Як-1, "Аэрокобре".  

     К апрелю 1943 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  капитан А. И. Покрышкин совершил 354 боевых вылета, провёл 54 воздушных боя, сбил 13 вражеских самолётов лично и 6 - в группе. 24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к июлю 1943 года самолётов противника командир эскадрильи того же полка  ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия )  Гвардии майор А.И. Покрышкин награждён второй медалью "Золотая Звезда". 19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 года в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолёта противника, исполняющий должность командира 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка   ( той же дивизии, 8-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии подполковник А.И. Покрышкин первым в стране награждён третьей медалью "Золотая Звезда". После войны осваивал реактивную технику. Одним из первых начал летать на МиГ-9. В совершенстве овладел и другими типами реактивных истребителей. В 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1968 - 1971 годах заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 года - Маршал Авиации. В 1972 - 1981 годах председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 года - в Группе генеральной инспекции МО СССР. Денутат Верховного Совета СССР 2 - 10 созывов. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1979 - 1984 годов. Умер 13 ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В одном из частных авиационных музеев Франции находится его фронтовая "Аэрокобра", в Музее Великой Отечественной войны в Кишинёве стоит МиГ-17, на котором Покрышкин летал в послевоенное время. Автор книг: "Крылья истребителя", "Твоя почётная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою", "Тактика истребительной авиации". Награждён орденами: Ленина  ( шесть ), Октябрьской Революции, Красного Знамени  ( четырежды ), Суворова 2-й степени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями и иностранными орденами. На родине Героя установлен бронзовый бюст. Почётный гражданин Новосибирска, где одна из улиц носит его имя.

     Николай Дмитриевич Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская, ныне город Аксай Ростовской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Некоторое время работал слесарем на одном из Ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в 1940 году.

     С июля 1942 года лейтенант Н.Д. Гулаев в действующей армии. По май 1942 года служил в 423-м ИАП; по январь 1943 года - в 487-м ИАП; с февраля по август 1944 года - в 27-м ИАП  ( 129-м Гвардейскм ИАП ). К июлю 1943 года заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка ПВО  ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт )  старший лейтенант Н.Д. Гулаев совершил 95 боевых вылетов, уничтожил лично 13 самолётов противника и 5 в группе с товарищами. 28 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 1 июля 1944 года за 125 успешных боевых вылетов и 42 воздушных боя, в которых сбито 42 самолёта противника лично и 3 - в группе, командир эскадрильи 129-го Гвардейского истребительного авиаполка  ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии капитан Н.Д. Гулаев награждён второй медалью "Золотая Звезда". После войны был на командных должностях в Войсках ПВО. Одним из первых освоил управление реактивным самолётом. В 1950 году окончил Военно - Воздушную инженерную академию им. Жуковского, а в 1960 - Военную академию Генерального штаба. В 1956 году был делегатом XX съезда КПСС. С 1972 года Генерал - полковник авиации. С 1979 года - в отставке. Жил в Москве. Умер 27 сентября 1985 года. Награждён орденами: Ленина  (дважды), Октябрьской Революции, Красного Знамени  ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  (дважды ; медалями. Бронзовый бюст установлен на родине, мемориальная доска - в Ростове - на - Дону. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

    1. Бодрихин Н.Г. «Советские асы. Очерки о советских летчиках», М., ЗАО КФК "ТАМП", 1998 г
    2. Хазанов Д.Б. "1941. Война в воздухе. Горькие уроки", М., Яуза Эксмо, 2006 г.
    3. Швабедиссен В. "Сталинские соколы. Анализ действий советской авиации 1941-1945", Минск, Харвест, 2004 г.
    4. "Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. " М., 1990 г.

Информация о работе Авиация в начале Великой Отечественной Войны