Авиация в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д. Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.

Работа содержит 1 файл

бИЛЕТЫ ИППУ (Автосохраненный).docx

— 77.46 Кб (Скачать)
  1. Предмет истории политических и правовых учений.

 

  Предмет истории политических  и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д. Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.

    Как и любая  другая наука историко-теоретического  цикла, история политических и  правовых учений рассматривает,  прежде всего, динамику, движение  теоретической мысли. 

   Она ищет закономерности  возникновения, развития и ухода  в прошлое политических и правовых  идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства. За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин, созданных различными мыслителями концепции и формы их изложения столь же разнообразны.

    История политических  и правовых учений относится  к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов — истории экономических учений, для искусствоведов — истории эстетики и т.д.

 

2.Политико-правовая мысль брахманизма.

Брахманизм. Данная религия направлена на утверждение верховенства знати. Основное произведение - "Законы Ману".  Члены всех варн в принципе свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие (вайшьи и шудры) - подчиненные.       Основные положения:

  1. Многобожие.
  2. Закон кармы (учение о переселении душ). Душа человека после его смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, если он жил грешно или, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.
  3. Понятие дхармы. Дхарма - закон, долг, обычай, правило поведения, установленные богами для каждой варны.
  4. Обоснование варн: они созданы богом.
  5. Обосновывалось неравенство людей. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны разрешался только после смерти, как награда за служение богам, терпение и покорность
  6. Наказание и принуждение как средства, обеспечивающие кастовые предписания. Внушение угнетенным мысли о бесплодности борьбы за улучшения условий жизни.

 О государстве:

а) существуют два  вида власти - духовная (осуществляется брахманами) и светская (осуществляется правителями - кшатриями).

б) верховенство духовной власти над светской, подчинение правителя жрецам (роль правителя принижается).

                   3 Политико-правовое учение буддизма.

Основатель - принц  Гаутама (Будда). В этой религии отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей.

Основные идеи:

  1. Признание нравственно - духовного равенства людей.
  2. Критика системы варн и принципа их неравенства.
  3. Жизнь - это страдание, и источник этих страданий - сама жизнь. Страдания можно прекратить в этой земной жизни. Для этого необходимо следовать (благородному) пути (он включает в себя: правильные взгляды, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное сосредоточение). Постоянное следование этому пути приведёт человека к нирване.
  4. Дхарма - это управляющая миром природная закономерность, естественный закон.
  5. Ограничение роли и масштабов наказания.
  6. Не должно быть наказания без вины.
  7. В целом, невнимание к реальным политико-правовым явлениям, как к общей цепи земных несчастий.
  8. Буддизм сосредоточен на проблемах человека.

Дальнейшая история  индийской общественной мысли связана  с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение  за пределами Индии. В первых веках  н. э. буддизм становится одной из мировых религий.

                     4 Учение даосизма о государстве и праве.

 

Даосизм.

Основатель - Лао-цзы (VI в. до н. э). Основное произведение - ("Книга о дао и дэ").

Основные идеи:

  1. Понятие "дао". Дао - это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда всё вернётся. Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и справедливость. В отношении к дао все равны.
  2. Противопоставление культуры (цивилизации) и природы. Дао и цивилизация несовместимы. Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей - это результат отклонения от подлинного дао.
  3. Принцип политического искусства. Правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) - лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.
  4. Отношение к войне. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии.
  5. Осуждение роскоши и богатства.
  6. Представление об идеальном правителе:

а) Он должен быть умным.

б) Править с помощью метода "недеяния", то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества.

в) Понимать дао.

  1. Восстановление порядков древности. Возврат к естественным основам жизни, к патриархальной простоте.
  2. Против правления законов.

5  Учение конфуцианства о  государстве и праве

Конфуцианство. Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в книге ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и необходимо стремиться.

Основные положения  и проблемы:

  1. Проблема государства. Развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, так как народ отстранялся от участия в управлении государством. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба".
  2. Проблема этики. Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье - основа порядка в государстве.
  3. Проблема идеального правителя. Правитель должен любить людей, исполнять свой долг - трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть.
  4. Функции государства: социальная, нравственная, защитная.
  5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы:
    • а) забота о земледелии;
    • б) умеренность в налогах;
    • в) скромность государственных расходов (содержание двора);
    • г) воспитание народа;
    • д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером.
  1. Проблема войны. Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов.
  1. Правовые взгляды Конфуция:
  • а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль.
  • б) Против правления законов. Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно - наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями.
  • в) Законодательство должно играть вспомогательную роль.

Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

 

    1. Учение моизма о государстве и праве.

Моизм. Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до н. э ). Произведение - "Мо-цзы". Основоположник радикально - демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства. Основные положения концепции:

      1. Договорная концепция происхождения государства. В древности не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем.
      2. Идея единой для всех справедливости и власти.
      3. Идеальная организация власти - мудрый правитель во главе и отлаженная система исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо:
    • а) насаждение единомыслия;
    • б) искоренение вредных учений;
    • в) поощрение доносов;
    • г) поддержание социального равенства.

4. Осуждалось  замещение государственных должностей  по принципам происхождения и  родства. На государственную службу  следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от происхождения.

5. Вред  законов. Огромное значение предавалось  принципу всеобщей равной любви.

6. Государство  должно заботиться о благе  народа. Народ должен быть сыт.  Эту проблему следует решать  так - все должны заниматься  физическим трудом. Признавалось  право народа на восстание  против несправедливой власти.

В целом это учение занимает промежуточную ступень  между конфуцианством и легизмом.

    1. Концепция легизма.

 

Легизм. Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате ("Книга правителя области Шан"). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э), создатель трактата "Об искусстве управления". Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти. В целом, вся концепция пронизана:

а) враждебностью  по отношению к людям;

б) уверенностью, что  посредством насильственных мер, людей  можно подчинить желательному порядку.

Основные положения:

1. Невозможность  возврата к старине.

2. Принцип этатизма: интересы государства превыше  всего. 

3. Основное назначение  государства - противостоять злому  началу (природе) человека. Человек  - это источник социального зла.

4. Понятие идеального  государства включает в себя:

а) сильную верховную  власть;

б) вооруженную  на высшем уровне армию;

в) централизованность государства;

г) ограничение  произвола чиновников и местных  правителей;

д) единый порядок и законы.

5. Роль законов.  Законы должны быть едиными  и равными для всех. Люди должны  быть равны перед законом. Закон  - это наказание. Главный метод  государственного управления - метод  наказаний и поощрений. Наград  должно быть мало, а наказаний  много. Уголовный закон в государстве  должен быть очень жестоким: широкое  применение объективного вменения  и смертной казни ( в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни).

6. Осуждение милосердия  и гуманизма.

7. Отношение между  властью и народом рассматривалось  как противоборство враждующих  сторон.

8. Поощрение земледелия, и вообще - трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных  занятий, таких как искусство  и торговля.

9. В образцовом  государстве власть правителя  опирается на силу, высшая цель  деятельности государя - создание  могущественной державы, способной  объединить Китай путём захватнических  войн.

10. Образ идеального  правителя. Идеальный правитель  должен:

а) внушать страх  своему народу;

б) быть таинственным;

в) контролировать чиновников и никому не доверять;

г) принимать политические решения, исходя из того, что никому нельзя доверять.

Значение концепции  легистов: многие их принципы были применены  на практике. Положительный аспект этого - образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный - установление в стране деспотического правления. В II - I в.в. до н. э конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает.

 

    1. Политико-правовая концепция Платона.

Свои идеи о государстве  и праве Платон (426 или427-348 или 347 гг. до н. э.) изложил в диалогах «Государство» и «Законы».Диалог «Государство» начинается с выяснения что такое справедливость. По Платону, в государстве должен быть осуществлен идеал справедливости. Идеал справедливости Платон усматривает в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. На этом тезисе он строит структуру модели желательного государственного устройства.

Информация о работе Авиация в СССР