Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:01, реферат

Описание работы

В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика видов форм правления
2. Особенности монархической формы правления
2.1 Основные признаки монархической формы правления
2.2 Классификации монархических формы правления
3. Особенности республиканской формы правления
3.1 Основные признаки и классификации республиканской формы правления
3.2 Парламентская республика
3.3 Президентская республика
3.4 Социалистическая республика
4. Нетипичные формы правления в современном государстве
4.1 Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления
4.2 "Монархическая республика" и "республиканская монархия"
4.3 Полупрезидентская, полупарламентарная республика
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

формы правления политология.docx

— 79.84 Кб (Скачать)

При неограниченной монархии единоличный правитель пользуется полномочиями государственной власти неограниченно и независимо от каких-то других государственных органов. Например, парламент здесь может созываться лишь по воле монарха, а решения парламента не будут иметь силы, если монарх с ними не согласен. Но государственная  власть, которую осуществляет такой  монарх, не является властью неограниченной. В неограниченной монархии государственная  власть — это власть, минимально ограниченная свободой части членов общества, например привилегиями высших сословий.

В конституционной монархии власть монарха либо существенно  ограничивается конституцией, либо превращается в номинальную. В дуалистической конституционной монархии устанавливается разделение властей такого.рода, что монарх как минимум лишается законодательных и судебных прерогатив. Следует отметить, что теория разделения властей, исторически формировавшаяся в условиях господства монархической формы правления, первоначально отводила роль главы исполнительной власти именно монарху.

В дуалистической монархии (пример — Северогерманский союз и Германская империя, Австро-Венгрия в XIX—XX вв.) законодательную власть осуществляет избираемый народом парламент, а  исполнительную — правительство, ответственное  перед монархом. Здесь власть монарха  существенно ограничена прерогативой парламента принимать государственный бюджет. Но в случае конфликта между правительством и парламентом монарх выступает на стороне формируемого им правительства. В частности, в конфликтной ситуации он вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается.

Иное дело — парламентарная монархия (все монархии в современных  развитых странах — Японии, Великобритании, Австралии, Испании, Швеции, Норвегии, Дании, Голландии, Бельгии и др.). Здесь монарх — номинальный глава государства, т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальны полномочий какой-либо ветви государственной власти. "0т имени" или "по поручению" монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительств. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. В парламентарной монархии существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства.

Система разделения властей  в парламентарной монархии ничем  не отличается от парламентарной республики (ФРГ, Италия и др.). С точки зрения формирования высших государственных  органов есть одно формальное различие: в республике номинальный глава  государства — президент —  избирается на определенный срок обычно верхней палатой парламента; в  монархии номинальным главой государства  становятся в порядке престолонаследия. Но с точки зрения распределения  реальных властных полномочий неважно, избирается или нет номинальный глава государства. Поскольку в обоих случаях речь идет о конституционно-правовой фигуре без реальных властных полномочий, то, по существу, нет никакой разницы между номинальной монархической и республиканской формами парламентарного правления.

Для современных развитых государств характерны парламентарные монархии.

 

3. Особенности республиканской  формы правления

 

Республиканская форма правления (республика) - (от лат. "respublica" — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности).

Республика – это исторически  сложившаяся форма правления, в  которой верховная государственная  власть осуществляется выборными, юридически ответственными, срочными органами в  рамках и на основе республиканского правосознания и республиканского правового мышления народа.

Республика – довольно древняя форма правления. Она встречается в рабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) и феодальных (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.) государствах, но наибольшее распространение получила в Новое время. В современных государствах эта форма правления является преобладающей.

 

3.1 Основные признаки и  классификации республиканской  формы правления

 

Республиканской форме правления  присущи следующие основные признаки:

1) высшая государственная  власть в республике всегда  принадлежит выборным органам.

2) главой государства является  или выборное лицо, или выборный  орган. Монарх, как таковой, отсутствует.

3) выборные органы, которым  принадлежит верховная государственная  власть, включая главу государства,  избираются на определенный срок  и сменяемы. Пожизненный глава  государства, который встречается  в отдельных республиках, в  целом не характерен для республиканской  формы правления и привносит  в нее элементы монархии.

4) выборные органы, которым  принадлежит верховная государственная  власть, осуществляют власть не  по своему усмотрению, а в интересах  населения страны или каких-либо  социальных групп.

5) республиканская форма  правления предполагает ответственность  выборных органов, осуществляющих  высшую власть в государстве,  перед своими избирателями.

Вопрос классификации  республик еще не получил должной  разработки в отечественной теории государства и права. В учебниках  обычно говорится о современных  республиках, которые принято подразделять на президентские и парламентские (парламентарные). Однако такая классификация не охватывает всех республиканских форм правления, которые существовали и существуют в действительности. Поэтому, думается, все республики первоначально можно подразделить на демократические и антидемократические. К демократическим относятся республики, в которых источником власти признается народ, а высшие представительные органы государства формируются непосредственно населением, выражают его волю и подотчетны ему. Данная форма правления возникла в глубокой древности (Афинская демократическая республика V-IV вв. до н.э.), но наибольшее распространение получила в Новое время в виде президентской и парламентарной республик. К антидемократическим относятся республики, в которых народовластие либо вообще отсутствует, либо носит формальный характер. Это известные с древнейших времен аристократические (Спарта, Рим) и олигархические (Карфаген) республики, а также встречающиеся в Новейшее время авторитарные и тоталитарные республики. В современном мире существуют преимущественно демократические республики, которые принято подразделять на президентские и парламентарные.

3.2 Парламентская республика

 

Парламентская республика –  это форма правления, при которой  ведущая роль в осуществлении  государственной власти принадлежит  парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентом и несет  перед ним коллективную ответственность  за свою деятельность. Как правило, кабинет министров остается у  власти, пока пользуется поддержкой парламентского большинства, в противном же случае он подает в отставку или через  президента добивается роспуска парламента.

Глава государства в парламентских  республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Так, в Италии президент  республики избирается членами обеих  палат парламента на их совместном заседании, но при этом в выборах  участвуют также по три делегата от каждой области, избранных областным  советом. В Федеративной Республике Германия президент избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтага-ми земель на началах пропорционального представительства. В Австрии, например, президент избирается сроком на шесть лет.

Глава парламентской республики, наряду с представительством государства  на международной арене, обнародует законы, издает декреты, имеет право  распустить парламент, назначает главу  правительства и возглавляет  вооруженные силы страны.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров и  т.д.) назначается, как правило, президентом.

 

3.3 Президентская республика

 

В отличие от парламентской  республики, в президентской –  ведущая роль в политической жизни  страны принадлежит главе государства, который одновременно является и главой правительства.

Основными признаками президентской  республики являются:

1) внепарламентский метод  избрания президента;

2) ответственность правительства  перед президентом, а не парламентом;

3) запрет президенту распускать  парламент.

Классическим примером президентской  республики являются США.

Вместе с тем иногда встречаются смешанные формы  республиканского правления, например, президентско-парламентские, как во Франции, где правительство несет двойную ответственность: перед всенародно избранным Президентом и Национальным собранием.

 

3.4 Социалистическая республика

 

Социалистическая республика – это форма правления, обеспечивающая полновластие советов в политической системе общества. Впервые социалистическая республика возникла во Франции в 1871 г. (Парижская коммуна), затем установилась в Советской России после революции 1917 года.

Основными признаками социалистической республики являются:

а) вся полнота государственной  власти сосредотачивается в руках  представительных

органов государственной  власти – Советов;

б) отрицается принцип разделения властей;

в) местные и государственные  органы соединяются в единую систему  советов, действующую на основе принципа демократического централизма: подчинения нижестоящих звеньев представительной системы – вышестоящим. Различают три разновидности социалистической республики: Парижскую коммуну, советскую республику и народно-демократическую республику.

Особой спецификой организации  политической власти характеризуется  Социалистическая Народная Ливийская  Арабская Джамахерия – государство в Северной Африке. 1 сентября 1969 г. в Ливии была ликвидирована монархия и провозглашена республика.

 

4. Нетипичные формы правления  в современном государстве

 

В современных условиях прежние  градации изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов  различных форм, возникают смешанные  и "гибридные" формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного развития. В  большинстве случаев это —  позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости  государством (в тех сферах, где  такое повышение соответствует  интересам общества). Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые  монархические черты, такой процесс  приобретает крайне негативный характер. Последнее связано, в частности, с появлением в XIX в. суперпрезидентских, а в XX в. президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (последняя возможность предусмотрена в КНДР).

 

4.1 Социальные и юридические  основы смешанных и гибридных  форм правления

 

Социальные причины выдвигаются  на первый план чаще всего в периоды  революционных событий. Так было во время и после буржуазных революций  в Европе и Америке: молодая, прогрессивная  буржуазия, возглавлявшая широкие  слои населения, добилась ограничения  власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США  президентские республики утвердились  в странах Латинской Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело  к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов  такой процесс развивается во многих странах Африки. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.

"Чистых", традиционных  форм остается все меньше, а  формы правления во вновь возникающих  государствах (например, при распаде  СССР, Югославии, Чехословакии), как  правило, соединяют разные черты.  В данном случае речь идет  не о том, что в развитых  капиталистических странах, а  иногда и в некоторых развивающихся  государствах на основе демократизации  политических режимов практически  утратились различия между монархией  и республикой (по своему характеру  монархии в Великобритании или  Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.)

Такие модификации форм обусловлены, на наш взгляд, несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий  показывает, что для управляемости  государством важно не только и, может  быть, не столько разделение властей  и система взаимных сдержек и  противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают  концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, это создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди главных превращается по существу в хозяина правительства в условиях парламентарной формы правления: сам назначает и смещает министров без утверждения парламента. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.

Во-вторых, "чистые" формы  правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же в республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. За полсотни послевоенных лет в парламентарной республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма — в президентскую, применение других методов, помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.

Информация о работе Формы правления