Государство как основной субъект политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:27, контрольная работа

Описание работы

В отечественной литературе политическую систему общества нередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути, она есть механизм, с помощью которого осуществляется власть в обществе, руководство и управление им. Деятельность политической системы общества направлена на регулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Государство: сущность, структура, функция…………………..4
Генезис государства……………………………………………...6
Государство и личность………………………………………….7
Заключение ……………………………………………………….9
Список литературы………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

контольная.docx

— 26.31 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

            ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  менеджмента экономики и права.  

                  Кафедра социальных наук,

                  педагогики  и права

 
 
 
                      Контрольная работа по дисциплине «Политология»

Тема № 19. Государство  как основной субъект политики . 

 
Выполнила студентка Рязанцева Е.А. 
Учебной группы 09-ЗЭУ  шифр 009

 
 
 
 
 
Контрольная работа 
сдана 

      (дата сдачи)

Контрольную работу                                                             Допущена к защите:______________ 
проверил Романовская О.Г.

            (дата  и подпись преподавателя)

 
Контрольная работа зачтена 
 
 
 
 

    Калининград 2012 г

    Содержание 

    Введение…………………………………………………………..3

    Государство: сущность, структура, функция…………………..4

    Генезис государства……………………………………………...6

    Государство и личность………………………………………….7

    Заключение  ……………………………………………………….9

    Список литературы………………………………………………10 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.  
В отечественной литературе политическую систему общества нередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути, она есть механизм, с помощью которого осуществляется власть в обществе, руководство и управление им. Деятельность политической системы общества направлена на регулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов. К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов. Все элементы политической системы тесно взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции  
управления обществом. Но многие из этих функций, хотя и иными средствами, осуществляют другие политические институты. Например, культурно-образовательную функцию в немалой степени осуществляют наряду с государством и общественные объединения, а также средства массовой информации, пропагандируя, публикуя, показывая различные произведения культуры, формируя у населения потребность определенного отношения к культуре, образованию. Главный институт политической системы общества - государство - в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества.
 
 
 
 
 

1.Государство:  сущность, структура,  функции.

Сущность государства.

Сущность государства - главное, что обусловливает объективную  необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно  служит. Традиционно исследователи  обращают внимание на две главные  причины - классовую и общесоциальную. Действительно, государство как  историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего  класса (классовая сущность), оно  одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности  людей (общесоциальная сущность). Как  свидетельствует опыт современной  демократии, сфера проявления общесоциального  назначения государства существенно  расширилась. Государство выступает  в роли надклассового арбитра, пытаясь  в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его. "Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.

Функции государства

Место и роль государства в политической системе  общества раскрывается в его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние.

1. К внутренним  функциям относятся следующие: 

       экономическая - защита существующего способа производства, регулирование через правовые механизмы взаимоотношений между субъектами рынка, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование "естественных монополий" (связь, энергетика). Вопрос о пределах государственного вмешательства в экономическую сферу является одним из сложнейших вопросов современной теории и практики. С одной стороны, полную несостоятельность показала практика прямого директивного вмешательства государства в экономику (СССР). С другой - стихийность и непредсказуемость делает опасным для общества и полностью свободный рынок. Современное государство должно использовать правовые и экономические рычаги (налоги, льготы, кредиты) для регулирования экономических процессов;

      социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.). Государство через эту функцию корректирует негативные последствия рыночной конкуренции, регулирует неравенство в доходах;

       правовая - обеспечение законности и правопорядка;

     политическая  - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев населения либо потребностям поддержания политического господства класса-собственника;

     образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на формирование условий для получения общедоступного общего и среднего профессионального образования, а также условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

      экологическая - охрана природной среды.

2. К внешним  функциям относят следующие: 

     *защита интересов государства на международной арене;

       *обеспечение обороны страны;

     * развитие сотрудничества и интеграции с другими странами.

Для осуществления  указанных функций государство  использует определенные средства (ресурсы  государственной власти) и опирается  на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру государства. Все рассмотренные в лекции "Политическая власть" ресурсы могут быть использованы государством, но к исключительной монополии государства относится  использование законов, других юридических  норм и силовых ресурсов.

Структура государства.

Как политическая структура государство имеет  сложное строение и включает в  себя систему органов и учреждений, которая получила название механизм государства.

 В структуре  государства выделяют три ветви  государственной власти и соответственно  три вида органов власти:

· законодательная власть, которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах органы законодательной власти имеют разные названия, например в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в России - Федеральное Собрание);

· исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и осуществляющая повседневное управление страной (в России - Правительство Российской Федерации);

· судебная власть, призванная осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и другие суды).

2.Генезиз  государства.

Происхождение государства. В вопросе о генезисе государства существуют разные точки зрения. Главные из них: теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха); договорная теория исходит из того, что государство возникло в результате договора между людьми, т.е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей (Гоббс, Локк, Руссо); теория покорения утверждает, что государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса. Со становлением бесклассового общества предполагалось, что государство отомрет.

Однако, как показали многочисленные исследования, государства  возникали и развивались под  воздействием целого ряда факторов и  причин. Возникнув на определенном этапе зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других факторов, государство становится его основной управляющей системой.

3.Государство и личность

Прежде чем  рассматривать взаимоотношения  государства и личности, необходимо остановиться на таких понятиях, как  человек, личность и гражданин. Наиболее широким по содержанию из них является понятие "человек". Человек 
- это живое существо, представитель человеческого рода, индивид, рассматриваемый вне социальных связей.
Понятие "человек" выражает биологическую сущность человеческого рода. Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность - продукт общества. Гражданин 
- это человек, индивид, который рассматривается в свете его отношений с государством, личность, обладающая определенным правовым статусом, продукт государства на известной ступени его развития. 
Понятия человек, личность, гражданин взаимосвязаны. Биологическая сущность выступает основой личности, социальное преобразуется в правовой статус. Между биологическим, социальным и правовым началами существует прямая и обратная связь. С одной стороны, биологическое в человеке предопределяет возможности личности, ее правовой статус. Например, младенец, психически ненормальный человек не могут являться полноценными личностями. Право закрепляет личностные особенности в категориях дееспособности, вменяемости и невменяемости. С другой стороны, права и свободы граждан определяют степень свободы личности, возможность самореализации и тем самым обеспечивают человеку определенный жизненный стандарт. 
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. По своей сущности права человека различны. Одни являются врожденными: право на жизнь, свободу, безопасность. Другие зависят от усмотрения государства. 
Крайних взглядов на права человека придерживаются представители юридического позитивизма и сторонники естественной доктрины права. Первые считают, что права личности полностью зависят от государства. Вторые, напротив, считают, что врожденные права не зависят от усмотрения государства. Разумный компромисс между этими двумя крайними точками зрения достигается благодаря делению всеобщих прав на права человека и права гражданина. Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, наблюдается стремление гармонизировать отношения между отдельной личностью и государством, Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества.
 
 
 
 
 
 

Заключение   
Теперь ответим на главный вопрос - Почему государство является ядром политической системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения. Также существует еще один вопрос, который давно занимает ученых - Каковы же перспективы дальнейшего существования государства, возможно ли что в будущем государство постепенно “отомрет” за ненадобностью? Попробуем также на него ответить. Как показывает практика, социальная структура общества отнюдь не упрощается, а наоборот, происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих вмешательства государственных и общественных структур. Далеко пока и до исчезновения частной собственности. Попытки прямой атаки на нее не увенчались успехом. Кроме того, наличие не только частной, но и всех других форм собственности предполагает необходимость регулирования отношений между ее владельцами на основе права, а также охрану данного права со стороны государства.  
С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения. Так что пока
рано хоронить основные функции государства, а, следовательно, и говорить о его отмирании. 
 
 

Список  литературы

  1. Политология: учебник/под ред. М.А. Василика-М.,2003.
  2. Политология: учеб.пособие/ под ред.Б.И. Кретова –М.,2001
 

    Интернет ресурс http://www.politcom.ru/


Информация о работе Государство как основной субъект политики