Государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Государство — это особая политическая организация, обла­дающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавления и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Содержание

1)Понятия, признаки, функции .
2)Форма Государства.
3)Форма государственного правления
4)Форма государственного устройства
5)Политический режим.

Работа содержит 1 файл

Правоведение. Государство..doc

— 71.00 Кб (Скачать)


Государство.

1)Понятия, признаки, функции .

2)Форма Государства.

3)Форма государственного правления

4)Форма государственного устройства

5)Политический режим.

 

1 вопрос

Государство — это особая политическая организация, обла­дающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавления и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Признаки государства

1. Наличие публичной власти

Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного сувере­нитета.

2.Административно-территориальная организация населения страны

Распространение государственной власти на население, прожи­вающее в рамках определенной страны, неизбежно влечет ее деле­ние на административно-территориальные единицы (края, облас­ти, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории.

3. Государственный суверенитет

Государственный суверенитет — независимость государствен­ной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, моно­польном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственный суверенитет — основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же вре­мя суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы присвоить себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения существу­ющих правовых отношений, в которых участвует государство.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство,- на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю сторону—самостоятельность и независимость во вне­шних делах страны, недопустимость вмешательства во внутриго­сударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, пре­дусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке (например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека, введение миротворческих вооруженных сил по ре­шению ООН в соответствии с ее Уставом).

Государственный суверенитет как особенность госу­дарственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет — само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет понятие национального суве­ренитета: это право наций и народностей на то, чтобы самостоятель­но решать вопросы своей жизни, право на свое национальное само­определение.

4. Сбор налогов с населения является неотъемлемой чертой го­сударственной организации общества

Сбором налогов занимаются специальные государственные орга­ны, деятельность которых основана на налоговом праве, определя­ющем виды, размер и порядок налогообложения.

Функции государства

В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики обществен­ных отношений государственные функции подразделяются на внут­ренние и внешние.

Функции государства — это основные направления его дея­тельности, выражающие сущность и социальное назначение го­сударственного управления обществом.

1.       Внутренние функции представляют собой основные на­
правления деятельности государства, которые характеризуют
его внутреннюю политику.

Внутренние функции делятся на ох­ранительные и регулятивные.

Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установ­ленных и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достой­ных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести эконо­мическую, социальную, функцию финансового контроля.

Экономическая функция может быть сведена к выработке эко­номической политики, установлению правовых основ предприни­мательской деятельности и ценовой политики, управлению государ­ственными органами и предприятиями и т.д.

Социальная функция государства выражается в оказании со­циальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д.

Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в госу­дарственный бюджет.

2. Внешние функции государства заключаются в его дея­
тельности на международной арене, в его взаимоотношениях с
другими странами. Внешние функции выступают в виде меж­
дународного сотрудничества и оборомы страны от нападения
извне.

 

Б свою очередь международное сотрудничество осуществляет­ся по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность современных цивили­зованных государств основана на признании и уважении су­веренного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости ус­тановленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.

Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осу­ществляется экономическими, дипломатическими и военными сред­ствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное вре­мя — это прямая вооруженная борьба с противником.

Таким образом, функции государства представляют собой цель­ную, взаимосвязанную деятельность системы государственных ор­ганов, которая должна быть направлена на создание условий для гар­моничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

2 вопрос

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

        форму правления,

        форму территориального (государственного) устройства

        политический (государственный) режим.


В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

3 ,4вопрос

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

Информация о работе Государство