Характерные черты социалистического государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

Решая вопрос о выделении отличительных черт и особенностей социалистической, а затем и постсоциалистической систем, мы неизбежно сталкиваемся с другим, несколько неожиданным вопросом. А именно, с вопросом о том, о каком собственно социализме идет речь.

Работа содержит 1 файл

СОЦГОС.docx

— 32.14 Кб (Скачать)

Третье. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.

Марксист  лишь тот, писал В. Ленин, «кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма»17[17].

Что представляет собой диктатура пролетариата и  что она означает? Если перевести это «историко-философское понятие» на более простой язык, разъяснял Ленин, то она означает то, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов»18[18]. Диктатура пролетариата «есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся»19[19].

Четвертое. В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько этапов, или ступеней эволюционного изменения.

В советской  и зарубежной марксистской литературе длительное время велись споры о  количестве проходимых им этапов, их последовательности, сущности и содержании каждого из них – их качестве, наконец, о  соотношении каждого этапа в  развитии государства с соответствующими этапами в развитии общества.

Возобладала и получила достаточно широкое распространение, а затем и официальное закрепление  в СССР точка зрения, согласно которой  вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство  проходит следующие этапы в своем  развитии: этап существования государства  диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства  и, наконец, этап развития общенародного  государства.

Каждый  из этих этапов в развитии государства  и права соотносился с соответствующим  этапом в развитии общества. А именно, этап существования государства  диктатуры пролетариата соотносился  с переходным от капитализма к  социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического  государства и права отражал  особенности этапа развития собственно социалистического общества. И наконец, этап развития общенародного государства  соотносился с этапом существования  и функционирования развитого социалистического  общества.

Данная  концепция развития социалистического  государства и права, находящаяся  в неразрывной связи с теорией  становления и развития социалистического  общества, получила свое прямое отражение  в конституционных актах социалистических стран и в текущем законодательстве. Так, в Конституции СССР 1977 г. утверждалось, что «выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным». Одновременно указывалось на то, что в обществе произошли огромные изменения и оно превратилось в «развитое социалистическое общество», в «общество зрелых социалистических общественных отношений».

Характерными  особенностями общенародного государства  являются: выражение интересов не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и «трудящихся всей наций и  народностей страны»; сохранение их классовой сущности; развитие «подлинной»  демократии в условиях нового общества и государства; усиление роли компартии; и др.

Пятое. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Касаясь данного вопроса, Ф. Энгельс писал: «Маркс и я в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой...»20[20], однако она, «как всякая другая форма правления, определяется своим содержанием».

В переводе на язык политической практики это  означает, что для социалистического  государства приемлемой формой правления  является лишь та республика, которая  служит интересам трудящихся масс и  которая, следовательно, наполняется  социалистическим содержанием. Что  же касается всех иных, несоциалистических форм, в частности, республиканской  формы буржуазного государства, то она, по словам

Энгельса, «так же враждебна нам, как любая  монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)». В силу этого, делался вывод, «принимать ее за форму по существу социалистическую или доверять ей, пока она во власти буржуазии, социалистические задачи – это ничем не обоснованная иллюзия»21[21].

Развивая  идеи о республиканской форме  правления социалистического государства  применительно к России, Ленин  признавал в качестве таковой  лишь Советы. На первых этапах развития государства это были Советы «рабочих, батрацких и крестьянских депутатов  по всей стране, снизу доверху»22[22], а на последующих – Советы депутатов трудящихся и Советы народных депутатов.

Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма. При этом, как утверждал, в частности Ленин, демократический централизм «не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т.п., а, напротив, необходимо требует и того и другого»23[23].

Выдвигая  на первый план унитарное государство, теоретики марксизма-ленинизма в  то же время не отрицали возможности  существования при определенных условиях и федеративной формы социалистического  государства. В практическом плане  попытки реализации федеративной формы организации государства предпринимались в СССР, Югославии и России.

Шестое. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право, оно является средством решения стоящих перед государством ближайших и стратегических задач.

Согласно  марксистской концепции сущность права  заключается в том, что оно  выражает волю и интересы господствующего  класса. Если государство, по мнению основоположников научного коммунизма, «есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы», та «форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы – как вовне, так и внутри страны – взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы», то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.

На первых этапах становления и развития социалистического  общества государство и право, в  соответствии с марксистской доктриной, выражают интересы рабочих, крестьян и  трудовой интеллигенции. На этапе развитого  социалистического общества – интересы всего народа.

Седьмое. Государство и право, согласно марксистскому пониманию, не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также отмирают.

Особенность марксистского представления о  государстве и праве, в отличие  от других представлений, заключается  в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения  и развития государственно-правовых институтов, но и процесс их отмирания.

Последнее не следует понимать вульгарно, как  искусственно формируемый или насильственный процесс. Это, с марксистской точки зрения, естественный процесс, обусловленный такими же процессами развития экономики, общества, а вместе с ними – государства и права. Нам не следует подхлестывать, искусственно форсировать данный процесс, подчеркивал Ленин. Мы вправе говорить «лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания»24[24].

Что требуется  для отмирания государства и  права? Какие условия для этого  необходимы? Отвечая на эти вопросы, сторонники марксизма указывают прежде всего на необходимость создания соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также – к формированию высокого уровня общественного сознания. Весьма важно для марксистов, в частности, научить людей работать на общество «без всяких норм права», без всяких принуждений; создавать все необходимые условия для того, чтобы «основные правила человеческого общежития» со временем стали для всех людей привычкой25[25].

Эта благородная  по своей природе, но и утопическая  цель – освободить будущее человечество от государства и права, от любых  форм государственно-правового давления и принуждения, сделать всех в  высшей мере сознательными и свободными – не только объявлялась в теории, но и ставилась на практике. В  Конституции СССР 1977 г.  (в преамбуле) провозглашалось, например, что «высшая  цель Советского государства – построение бесклассового коммунистического  общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Развитое  социалистическое общество объявлялось  «закономерным этапом» на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и общенародное право, согласно марксистским теоретическим  разработкам, считались важными  вехами на пути отмирания государства  и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей  стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако иной была практика. Закрепляя, например в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, предоставляя их теоретически, практически государственная власть действовала совершенно по-иному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невиновных свидетельствуют о глубоком противоречии, существовавшем в тот период между социалистической государственно-правовой теорией и практикой.

Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие  годы практика государственно-правового  строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного  государства и общенародного  права, которые теоретически объявлялись  институтами всех слоев и классов  общества, а практически находились в руках правящих кругов; государственного устройства Советского государства, которое  теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным.

Информация о работе Характерные черты социалистического государства