Идентичность северо-запада России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Ситуация, сложившаяся в данном регионе до 2000 года и после радикально различается. Так, до 2000 года межрегиональная интеграция имела место, но шла снизу - силами ассоциаций экономического взаимодействия, другими межрегиональными ассоциациями, без участия федерального центра. Политической же интеграции в этот период мешали сложившиеся связи «центр-регион», типичные для 1990-х годов. После 2000 года интеграцию внутри региона стали стимулировать сверху: была введена система федеральных округов.

Работа содержит 1 файл

региональная политическая идентичность северо-за.doc

— 37.50 Кб (Скачать)


1

 

Бартули Р. А.

Политология 3 курс

Региональная политическая идентичность регионов Северо-Запада России

В качестве источника я использовала книгу Ноженко М. и Белокуровой Е. «Северо-Запад России: Регион или регионы?».

Ситуация, сложившаяся в данном регионе до 2000 года и после радикально различается. Так, до 2000 года межрегиональная интеграция имела место, но шла снизу - силами ассоциаций экономического взаимодействия, другими межрегиональными ассоциациями, без участия федерального центра. Политической же интеграции в этот период мешали сложившиеся связи «центр-регион», типичные для 1990-х годов. После 2000 года интеграцию внутри региона стали стимулировать сверху: была введена система федеральных округов.

Северо-Западный федеральный округ - административное формирование на севере и северо-западе европейской части России, включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации: республики Карелию и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую области; Ненецкий автономный округ.

Северо-Западный федеральный округ был образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург. Данная, наложенная сверху схема разрушила многие спонтанно сложившиеся межрегиональные ассоциации, проведя границы региона по-новому, после чего появились стимулы для межрегиональной интеграции, а так же возможность развития горизонтальной политической интеграции в рамках округов, были ослаблены билатеральные связи «центр-регион». С другой стороны, сократились возможности регионов влиять на принятие политических решений

В Северо-западном Федеральном округе границы естественной интеграции и наложенных сверху граница совпали, и связи установились более тесные, чем в других образованиях. Однако, СЗФО не воспринимается как единый макрорегион. Сотрудничество велось и ведется в основном с ближайшими соседями, и сообщества в границах округа не возникает.

Проявляется  слабость  института полномочных представителей президента в регионе: первый полпред в СЗФО Виктор Черкесов предпринимал попытки создать единое информационное пространство в округе, однако, начатые им проекты не получили логического продолжения. Сменившая его Валентина Матвиенко больше была занята подготовкой к выборам в губернаторы Санкт-Петербурга, а пришедший ей на смену Илья Клебанов также мало озабочен интеграцией регионов округа. Новый полпред в СЗФО с 2011 г. Николай Винниченко является однокурсником Дмитрия Медведева. Долгое время он работал главой службы судебных приставов. С 2001 по 2003 год успел поработать на посту главного федерального инспектора по Санкт-Петербургу под руководством двух своих предшественников на посту полпреда. После назначения Винниченко прокурором города и избрания Валентины Матвиенко губернатором, наблюдалось ухудшение их отношений, хотя в публичный конфликт это не переросло.

Присутствует разная степень готовности к межрегиональной интеграции субъектов федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Для агентов идентичности некоторых регионов идентификация со слитым или интегрированным сообществом окружного масштаба не представляла особой проблемы. И, напротив, для агентов идентичности в других регионах данный процесс оказался достаточно сложным и болезненным. Так, Республика Карелия продемонстрировала высокую степень готовности к интеграции, в то время как Новгородская область, напротив, проявила себя как ее противник. Санкт-Петербург, как столица округа, по мнению авторов, не обладает достаточным интеграционным потенциалом.

Авторы книги пришли к выводу, что еще одна важная помеха на пути межрегиональной интеграции - это тип политического сообщества, сложившийся в том или ином регионе. Они выдвигают концепцию «модульного сообщества»- это сообщество, способное встраиваться в структуры более высокого порядка, способное к интеграции. Противопоставляется модульному типу сообщества сообщество регионоцентричное.

Для отнесения конкретного сообщества к одному из двух типов используются два критерия:

•              Концепция «мы»: модульное сообщество характеризуется множественностью дискурсов о том, кто такие «мы», причем эти дискурсы не конфликтуют друг с другом, а могут сосуществовать. В то же время регионоцентричному сообществу свойственно иметь один доминирующий дискурс о «мы».

•              Наличие либо отсутствие контроля над коммуникацией с внешним миром: в модульном сообществе такого контроля практически не существует, в регионоцентричном - он очень силен.

В качестве примера модульного сообщества авторы приводят Республику Карелия, к регионоцентричному типу отнесена Новгородская область. Калининградская область находится на пути от модульного к регионоцентричному сообществу.

Три фактора, влияющие на тип политического сообщества:

•              политический режим в регионе (моноцентричный или полицентричный, соревновательный);

•              наличие или отсутствие основы для регионального мифа, идеи;

•              история формирования внешних связей.

Новгородская область, по мнению авторов, регионоцентричный тип.

В Новгородской области существует очень сильный региональный миф: Новгородская Вечевая республика. Этот миф активно пропагандировался в 1990-е годы и прочно закрепился в качестве составной части региональной идентичности.

Политический режим в области - моноцентричный. Внешние связи региона были возможны в рассматриваемый период только под контролем губернатора. Вполне, возможно, что Новгород, в конце концов, займет свое лидирующее положение в Северо-Западе России.

Республика Карелия: модульное сообщество. Напротив, в Республике Карелия региональный миф отсутствует: провалились попытки построить его на основе этнической и республиканской идей. Все агенты в Республике активно участвуют во внешних связях (НКО, другие негосударственные агенты), без контроля со стороны региональных или федеральных властей. Политический режим в Республике - соревновательный,  сложилась традиция непопулярности действующих глав республики, сейчас им является, назначенный президентом в 2011 году Андрей Нелидов.

Калининградская область является промежуточным и очень специфическим вариантом. С одной стороны, в области сосуществуют два региональных мифа, которые могут воспроизводиться без противоречия даже одним и тем же человеком: Калининград как «Россия в Европе» (форпост России в чуждом окружении) или как «Европа в России» (самый европейский город, бывший Кенигсберг). Политический режим в области полицентричный, внешние связи до определенного момента протекали без контроля со стороны властей. Однако, после 2000 года ситуация начала меняться: стала пропагандироваться новая региональная идея («пилотный регион» или «регион сотрудничества»), и внешние связи региона были взяты под особый контроль федеральных властей.

В итоге авторы книги пришли к выводу, что в СЗФО не возникло сообщества. Низкая степень интеграции регионов, по их мнению, обусловлена тем, что отсутствует последовательная политика идентичности со стороны (слабого) института полпредства, на рассматриваемый авторами период до 2005 года. Регионы, кроме того, сами не готовы к интеграции. Усиление интеграционных тенденций возможно при условии, что за это возьмется институт полномочных представителей президента, а также распространится модульный тип идентичности. Для последнего, в свою очередь, необходимо, чтобы федеральный центр перестал вмешиваться в региональную политику, а контроль за внешними связями агентов в регионе был снижен.



Информация о работе Идентичность северо-запада России