Классификация партийных систем мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

В каждой сложноорганизованной политической системе существуют механизмы регулирующие отношение граждан с государством. Существенная роль среди них принадлежит политическим партиям, отличающиеся между собой целями и методами деятельности, ресурсами влияния на власть и другими характеристиками.
Целью работы является анализ партийных систем, существующих на данный момент в мире, их классификация. И на основе этих данных определение, партийной системы нынешней России.
Для достижения поставленной цели, мной поставлены следующие задачи:

Работа содержит 1 файл

Партийные системы мира.docx

— 37.22 Кб (Скачать)

Введение.

В каждой сложноорганизованной политической системе существуют механизмы  регулирующие отношение граждан  с государством. Существенная роль среди них принадлежит политическим партиям, отличающиеся между собой  целями и методами деятельности, ресурсами  влияния на власть и другими характеристиками.

Партии, как посредники в  отношениях государства с народом,  представляет интересы социальных, национальных, религиозных и прочих являются формой коллективных действий их членов. Участвуя в деятельности партий, граждане делаю  шаг от социальной к политической активности. Чем шире представительство  социальных потребностей различными партиями, тем разностороннее связь между обществом и государством, чем оптимальнее осуществление функций партий, тем гибче властные структуры реагируют на социальные запросы населения.

Актуальность работы обусловлена важной ролью, которые играют  политические партии в современном  политическом  процессе. Современное государство немыслимо без политических партий, а партийная  система является важнейшим элементом политической системы. Вместе с тем, становление партийных систем представляет собой сложнейший процесс, определяемый множеством разнообразных факторов и зависящий от конкретно-исторических условий, в которых он протекает. Поэтому попытки напрямую перенести организационные формы и политические институты из стран с устоявшейся демократией в страны со становящейся демократией редко заканчиваются успешно. 

В связи с этим опыт государств, в которых политическая демократия еще только формируется, крайне важен для теоретического осмысления  общих закономерностей и социально-культурных особенностей развития партийных систем, а также для выработки эффективных стратегий поддержки демократических институтов.

Целью работы является анализ партийных систем, существующих на данный момент в мире, их классификация. И на основе этих данных определение, партийной системы нынешней России.

Для достижения поставленной цели, мной поставлены следующие задачи:

  • определить критерии классификации партийных систем;
  • рассмотреть виды партийных систем;
  • определить проблемы формирования партийной системы России.

Объектом исследования в  работе являются партийные системы современного мира, России.

Предмет исследования – образование партийных систем в их связи с эволюцией структуры фундаментальных общественных отношений  и становление партийной системы современной России  с упором на те особенности,  которые  выделяют указанные процессы на фоне мирового  опыта,  зафиксированного  классической  теоретической партологией.

 По теме работы использована имеющаяся современная отечественная и зарубежная учебная научная литература, посвященная истории политических партий и партийных систем мира, научные статьи и иные аналитические материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, классическая классификация партийных систем.

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные  системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие  имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).

К числу факторов, оказывающих  наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее  законодательство (прежде всего избирательные  законы) и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились  значительные крестьянские слои, как  правило, возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки  для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура  общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными стратами, то и партийная система будет  иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему  ценностей и идеалов, то и партийная  система будет характеризоваться  более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.

Законы также могут  влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения  на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам  оппозиционных партий радикальной  направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным  партийным объединениям. Там, где  действуют избирательные системы  мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются  двухпартийные системы или системы  с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийной системе  единственная партия монополизирует государственную  власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная  система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.

В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую  партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается  отрывом руководства партии от масс.

Двухпартийная система состоит  из нескольких партий с заметным преобладанием  двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного  правительства, опирающегося на поддержку  парламентского большинства, поскольку  победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских  мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность  смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими  примерами двухпартийной системы  являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской  и демократической партиями.

Многопартийная система  предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных  социальных интересов. Такая партийная  система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых  экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают  многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии  – 12, в Швеции, Дании, Норвегии –  более 5 и т.д.

Так же партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских ман­датов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

По политическому весу выделяются четыре типа партий:

  • мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;
  • партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;
  • доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;
  • миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию  партии определяет и тип партийной  системы.

Выделяются партийные  системы:

  • основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Японии, консервативная партия Великобритании в 1970–1980-х годах);
  • с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;
  • основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.

 

  1. Классификация партийных систем по Джованни Сартори.

Наряду с устоявшейся типологизацией, политолог Джованни Сартори дает более сложную классификацию, основанную на идеологической дистанции («полярности») между партиями. В капитальном труде «Партии и партийные системы» он предлагает семиступенчатую классификацию:

  • система с партией, осуществляющей гегемонию;
  • система с преобладающей партией;
  • двухпартийная система;
  • система ограниченного плюрализма;
  • крайнего плюрализма;
  • атомизированная.

По существу речь идет о  разных типах однопартийности и  многопартийности.

Партийную система с единственной партией, стоящей у власти, можно  считать классическим образцом однопартийности. В такой системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии, то есть партия превращается в руководящую силу государства, и все государственные органы строго подчиняются ее решениям. Срастаясь с государством, партия становится многофункциональной. Ее структура строится в виде пирамиды – сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация. Монополизируя политическую деятельность, она начинает контролировать все виды активности в обществе. Создание других партий запрещается законом. Основные политические решения в стране принимаются высшими партийными руководителями, а государственным деятелям часто отводится только исполнительская роль. Однако опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система, как правило, оказывается неустойчивой и в конечном итоге приходит к трудностям и к кризису, которые сопровождаются идейными и моральными потрясениями. Как пример можно привести недавний слом систем в Советском Союзе, Албании, Румынии. Однако, подобные систему по сей день достаточно успешно существуют в КНДР и на Кубе.

Система с партией, осуществляющей гегемонию, может действовать в  обществе, где формально функционирует  несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей  по отношению к другим партиям  на правах "старшего брата" и имеющей  бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее  время существует в Китае, до недавних пор была в Мексике.

В системе с доминирующей партией действует несколько  политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение длительного периода  находится одна партия. До недавних пор такими были Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая  партия Японии.

Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя  крупными партиями, каждая из которых  имеет шанс завоевать на выборах  большинство мест в законодательном  Собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Классическим образцом двухпартийной системы служат США. Периодически Демократическая и Республиканская партии США сменяют друг друга в управлении. Это отнюдь не означает, что в стране нет других политических партий. Нет. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут, тем более реально соперничать с ведущими партиями в избирательной кампании. (За всю историю существования двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны, но не смогли набрать более 1 млн. голосов избирателей). Тем не менее, нужно учесть, тот факт, что в ряде случаев, особенно на штатном уровне, третьи партии в США становились влиятельной политической силой.

Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих  в обществе партий на участие в  правительстве, на возможность участия  в коалиционном кабинете. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. В качестве примера можно привести Бельгию.

Система крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия) включает антисистемные  партии, то есть партии, выступающие  против существующей общественно-экономической  и политической системы. Они придерживаются полярно различающихся идеологий.

Другой признак поляризованного  плюрализма - наличие двусторонней оппозиции, которая характеризуется  тем, что "располагается" по обе  стороны от правительства - слева  и справа. Эти две оппозиции  взаимно исключают одна другую и, более того, находятся в состоянии  перманентного конфликта.

Информация о работе Классификация партийных систем мира