Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:48, доклад

Описание работы

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. принцип разделения властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти . Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти , распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти , организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т.д.Конкретная реализация данного принципа осуществляется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти .Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть , труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти : борьба за власть уже разделенных институтов и против ее разделения , с одной стороны и стремление упорядочить отношенчение о « разделении властей », связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти . В ряде стран это учение было использовано для обоснования компромисс между буржуазией, установившей контроль над законодательной властью и судом, феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках исполнительную власть .Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведен в Конституции США. Ее «отцы-основатели» А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей развили классическую модель.

Работа содержит 1 файл

кп.docx

— 30.48 Кб (Скачать)

1. Разделение   властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть  должна быть разделена на независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. принцип   разделения   властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти . Принцип   разделения   властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти , распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти , организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т.д.Конкретная реализация данного принципа  осуществляется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной  власти .Разделение   власти   исторически  сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию  власти  разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация  власти  в одних руках или в одном институте и потребность разделить  власть , труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти : борьба за  власть  уже разделенных институтов и против ее  разделения , с одной стороны и стремление упорядочить отношенчение о « разделении   властей », связанное с теорией естественного права,  исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти . В ряде  стран это учение было использовано для обоснования компромисс между буржуазией, установившей контроль над законодательной властью и судом, феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках исполнительную  власть .Наиболее последовательно  принцип   разделения   властей  был проведен в Конституции США. Ее «отцы-основатели» А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей развили классическую модель. Они дополнили ее моделью «вертикального» разделения   властей , то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов.Законодательную власть Конституция США 1787 г. вверяла Конгрессу, состоящему из двух палат. Главой государства и правительства конституция называла президента США. Он избирался выборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Многие члены учредительного конгресса предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс - так надежнее. Против этого были выставлены возражения, основанные на  историческом  опыте. Ссылались на интриги, на борьбу группировок, которые сопровождали избрание польских королей сеймом. После многих колебаний должность президента решили сделать временной. Его полномочия были ограничены четырьмя годами. Следуя  принципу   разделения   властей , конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слов (права представлять палатам готовый законопроект); его вето на законопроект, принятый обеими палатами, может быть «опрокинуто» квалифицированным большинством обеих палат.Третью  властью в США конституция называет суд. Уже в учредительном конгрессе было высказано мнение, что Верховный федеральный суд - высшая судебная инстанция США - должен получить право пересмотра законов, принятых конгрессом при их несоответствии конституции.Декларация прав человека и гражданина 1789 г. включает бессмертные строки: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение   властей , не имеет конституции» (ст. 16).Теория и практика  разделения   властей явились результатом длительного исторического развития и напряженной политической борьбы в обществе. Ее основоположники Дж. Локк и Ш. Монтескье и их многочисленные последователи убедительно показали антинародный характер неразделенной, единой государственной власти , ведущей к социальной несправедливости, диктатуре, произволу и бесправию, доказали необходимость перехода к системе разделений   властей . Но, поскольку общественные позиции в решающей степени зависят от интересов взаимодействующих и борющихся сил, до сих пор в  странах , еще не создавших современный демократический конституционный строй и пытающихся это сделать, выдвигаются поверхностные, неубедительные аргументы в пользу единства государственной  власти , против «многовластия», якобы порождаемого  разделением   властей , и т.д. Даже вынужденно признавая принцип   разделения   властей под давлением общественного мнения и демократических движений, некоторые политические деятели, лидеры государств и даже ученые высказываются за то, чтобы разделенные власти  одного государства имели единый «корень» или «стержень» в виде возглавляющего их государственного органа, как правило, президента или парламента.ия разделенных властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

2.

Члены  парламентов  обладают специальной право- и дееспособностью. У избираемых членов  парламентов  срок полномочий обычно начинает течь с момента избрания, реже - с законодательно или даже  конституционно  установленной  даты (например, согласно разд. 1 поправки XX к Конституции США - с полудня 3 января года, следующего за годом избрания). Правда, в конституциях нередко предусматривается  необходимость проверки полномочий выборного члена  парламента  той палатой, в состав которой  он входит.Так, согласно разд. 5 ст. I Конституции США «каждая Палата будет судьей в отношении выборов, законности избрания и соответствия требованиям своих собственных членов...». Ганин О.В, Захаров В.В.  Конституционное право зарубежных   стран . Хрестоматия. М., 2006. С. 8.

Согласно ст. 66 Конституции  Италии «каждая Палата проверяет  полномочия своих членов и случаи возникшей неизбираемости или несовместимости». Баглая Л. Э.  Конституционное право зарубежных   стран . М., 2004. С. 524.

В интересах лучшего  выполнения парламентарием своих задач  конституционное  право, в особенности  регламенты палат, наделяют его рядом  необходимых прав. 

Он имеет право  участвовать в работе своей палаты и ее органов, в которых состоит, включая право на выступления, подчас право присутствовать на заседаниях также и другой палаты и органов  парламента , в которых не состоит, право на получение необходимой информации, в частности, право задавать вопросы правительству и его членам и во многих случаях индивидуально или группами вносить запросы, право на содержание вспомогательного персонала. Он может предлагать проекты решений парламента  и его органов, хотя право законодательной инициативы в некоторых странах парламентарии могут осуществлять лишь группами. Кудинов О.А.  Конституционное  право  зарубежных   стран . М., 2003. С. 132.

Примечательно, что  Регламент ничего не говорит о  возможности непосещения депутатом  заседаний палаты или ее органов, в которых он состоит. Очевидно, возможность  такого поведения даже не приходила  в голову составителям Регламента. Вот в Греции к дисциплине депутатов  относятся более строго. Согласно ч. 3 ст. 63 Конституции, если депутат  в течение месяца неоправданно пропустил  более пяти заседаний, из его ежемесячного вознаграждения удерживается 1/30 часть  за каждый случай отсутствия. Для беспрепятственного осуществления своего мандата парламентарии  пользуются  конституционными  и  регламентарными гарантиями, которые испанский Регламент Конгресса депутатов именует прерогативами. В действительности это - определенные привилегии. Рачлены парламента играют важнейшую роль в законодательной структуре государства, выполняя свои обязанности, посредством главной представительской функции, выражая этим интересы народа, своих избирателей. 

Также, парламентарии  участвуют в качестве представителей в многочисленных внепарламентских органах и учреждениях. Такое  участие специально оговаривается  в законодательных и регламентарных актах.  

Таким образом, Депутат  является главной фигурой в парламенте (лат. deputatus - посланный). Именно он прямо или косвенно (через партии, субъекты государственно-территориального устройства) от имени народа, его избравшего, осуществляет власть.  Правовым   статусом  члена парламента , дающим ему возможность осуществлять власть, является депутатский мандатссмотрим наиболее важные из них.

Глава   государства  - это  конституционный  орган  и одновременно высшее должностное  лицо  государства , представляющее  государство вовне и внутри  страны , символ государственности народа. В разных  странах   глава   государства  в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как  глава  исполнительной власти и одновременно  глава   государства  (Египет, США), либо как лицо, являющееся только  главой   государства  и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам  государства , как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).

Глава   государства , независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех  стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда - право вето.  Глава   государства  формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха. [1]

Конституционно-правовой   статус   правительства   в   зарубежных   странах  СНГ —  порядок формирования, принципы деятельности, компетенция — определяются конституцией и специальными нормативными  правовыми  актами, регламентирующими деятельность  Правительства . 

В конституциях  зарубежных   стран  СНГ проблемам организации  исполнительной власти посвящены специальные  главы (глава 7 Конституции Азербайджана, глава 5 Конституции Кыргызстана— "Исполнительная власть"; глава 5 раздела IV Конституции Беларуси — " Правительство — Кабинет Министров Республики Беларусь"; глава 20 Конституции Узбекистана, раздел IV Конституции Казахстана — " Правительство "; глава 5 Конституции Туркменистана — "Кабинет Министров" и др.). 

В числе специальных  актов, регламентирующих деятельность  правительства , можно назвать Закон Украины "О Правительстве Украины" от 12 сентября 1991 г.; Закон Республики Молдова "О Правительстве " от 31 мая 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями; Указ Президента Казахстана, имеющий силу  Конституционного  закона, "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 г.;  Конституционный закон Республики Таджикистан "О Правительстве " от 3 ноября 1995 г. и др. 

Правительство является высшим государственным органом  исполнительной власти (ст. 70 Конституции  Кыргызстана; ст. 113 Конституции Украины  и др.). Оно обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства, осуществляет общее руководство  государственным управлением. При  реализации своих полномочий правительство  руководствуется президентским  посланием и программой деятельности, одобренной парламентом. 

 Правительство   в   зарубежных   странах   Содружества формируется по-разному,  но с обязательным участием  президента и парламента. Так,  в Беларуси Премьер-министр назначается  и освобождается от должности  Президентом с согласия Палаты  представителей (нижней палаты Парламента). В случае двукратного отклонения  представленных кандидатур Премьер-министра  Палатой представителей Президент  Беларуси вправе назначить исполняющего  обязанности Премьер-министра, распустить  Палату представителей и назначить  новые выборы. Члены правительства имеют доступ на все заседания парламента/Правительство — подзаконный орган. Оно решает все вопросы на основе и во исполнение конституции, законов и указов президента республики. Президент отменяет или приостанавливает действие актов правительства в случае несоответствия их конституции и законам. Правомерность актов правительства может быть оспорена парламентом (его палатами) в конституционном суде республики.

3. Форма правления - внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.

Характер  формы правления, существующей в данном государстве зависит от организации верховной государственной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. И в зависимости от того, осуществляется ли эта власть одним лицом по наследству, или принадлежит выборному органу выделяют монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия  - представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия на всю жизнь. Термин "монархия" - греческого происхождения ("монос" - один, "архе" - власть) и означает "единовластие", "единодержавие".

Разновидности монархии:

    1.Абсолютная  монархия (самодержавие) - отсутствуют какие-либо представительные учреждения, вся государственная власть сосредоточена в руках монарха (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

    2. Конституционная  монархия - власть монарха значительно ограничена представительным органом. Она подразделяется на два вида:

    а) Дуалистическая монархия - существуют одновременно два политических учреждения - монархия и парламент , которые делят между собой государственную власть. Дуализм выражается в том, что монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти, он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним, а институт парламентской ответственности правительства отсутствует (Иордания, Кувейт, Марокко).

    б) Парламентарная монархия - власть монарха ограничена не только в области законодательной, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В отличие от дуалистической монархии здесь центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

Информация о работе Конституционное право