Либеральные политические теории XVII-XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Понятием "либерализм" (лат.-свободный) принято обозначать идеологическое и политическое течение, отстаивающее частную, индивидуальную свободу. Либерализм-творение западной культуры. Обоснованный Д. Локком, Ш. Монтескье, И. Кантом, А. Смитом XVII—XVIII вв., он получил широкое развитие в виде классического либерализма в XIX в. в сочинения Б. Констана, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона, И. Бентама, А. Токвиля, Д. Ст. Милля, Г. Спенсера др. представителей социально-философской и общественно-политическской мысли. ''Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis'' - свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение''

Работа содержит 1 файл

реферат. либеральные политические теории.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

         Теории  ''естественного  права''  и  ''общественного  договора'' составили  основу  доктрины  классического  либерализма - идейно- политического течения, основными требованиями  которого  стали  свобода предпринимательства и обеспечение основных политических свобод.

         ''Участники английской буржуазной  революции середины XVII  века, ''славной'' революции 1688 года, войны за независимость США, несомненно руководствовались многими из тех идеалов и принципов,  которые позже стали составной частью либерального мировоззрения ''.

         Робеспьер,  Марат,  Сен-Жюст  и  другие  видные  якобинцы   были горячими последователями теории ''общественного договора'' Руссо.  Идеи ''общественного договора'' легли в основу ''Декларации прав человека  и гражданина'', принятой Учредительным собранием 26 августа 1789 года, в которой  было  записано:  ''Люди  рождаются  свободными  и  равными в правах''.

         Многие  идеи либерализма  Просветителей нашли отражение в утвердившихся  в  демократических   странах   принципах   политического устройства. Именно  поэтому  современную  демократию  нередко называют либеральной демократией, хотя в её развитии немалая роль принадлежит и консерваторам и социал-демократам.

Современное  демократическое  государство - это  государство правовое; в котором на практике осуществлён принцип разделения  властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. 
1.2. Этические основы учения Иммануила Канта о праве и

государстве. 
 

 Родоначальник  немецкой  классической  философии  Иммануил  Кант (1724-1804) в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма.  Кантовская  формулировка  сущности  права “прав любой поступок, <...> согласно максиме которого свобода произволения  каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом”; до сих пор  считается  наиболее  полным  и  совершенным  выражением  этики либерализма. Сходные по смыслу высказывания делались, разумеется, и до Канта; однако  все  они  были  более  или  менее  забыты.  Кант  считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму,  и  подвёл  под него философско-этическую основу.

   Учение о праве Кант  в  основном  изложил  в  работах:  ''Основы метафизики нравственности'' (1785);  ''Критика  практического  разума'' (1788); ''К вечному миру'' (1795) и ''Метафизика нравов в двух частях'' (1797), где он с позиций ''практического    разума'' даёт рационалистическое обоснование учения о праве и государстве.

         Философские основы политико-правового  учения Канта содержатся  в работе ''Критика практического разума'' Кант исходит из идеи  прогресса, как и французские просветители. Он доказывает идею прогресса через идею  всемирной  истории. Субъектом   прогрессивного   развития   выступает человечество  в  целом.  Прогресс  осуществляется  как   поступательное развитие человеческого рода вплоть до достижения цели всемирной истории - наисовершеннейшего государственного  устройства.  Кант  оптимист,  он убеждён,  что  в  конечном  итоге  человечество  придёт  к   достижению всеобщего   правового   гражданского общества, членам  которого предоставлена  величайшая  свобода,  совместимая,  однако,   с   полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет существовать, но  его ограничат законы. Только в таких условиях, по Канту, возможно  наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе.

По Канту, есть не только  разумное,  но  и деятельное существо. Деятельностное начало человеку  дано  от  природы, так как от природы у него есть свобода воли. По своей  природе  человек склонен, с одной стороны, к общению  с себе  подобными, с другой  -  к изоляции от общества. Отсюда, в человеке коренятся  и доброе начало,  и радикально злое. В силу  зависти,  эгоизма  и  других  свойств  человек преодолевает лень и пытается  занять  своё  собственное   положение  в обществе,  а  ближние ему отвратительны, но он в них нуждается. Развитие честолюбия, корыстолюбия, зависти является первым шагом  от  грубости  к  культуре. Радикально злое в человеке приводит, в конечном счёте, к прогрессу в культуре. Следовательно, всемирная история идёт к прогрессу культуры. К этому прогрессу ведут антиномии, присущие человеческой личности.

         Необходимость аппарата насилия  - государства и его  инструментов - законов Кант выводит из сущности  человеческой  личности.  По  Канту,  каждый человек думает, что он уникален, исключителен  и поэтому может нарушить категорический императив. Чтобы этого не  произошло,  человек нуждается в принуждении, то есть в законе, который бы усмирял тех,  кто не желает соблюдать свободу других. Этот закон должен быть  справедлив, но поскольку он создан человеком с присущими ему антиномиями, то законы эти не будут  идеальны   и  абсолютны,  но  всё  же  надо  стремится  к наисовершеннейшему государственному устройству, однако цель - ничто, стремление - всё.

         В  основе  учения  Канта о праве  и  государстве  лежит, уже упоминавшийся постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть  в  то  же  время  принципом всеобщего   законодательства. Кант утверждает,  что  каждое  лицо   обладает   совершенным   достоинством, абсолютной ценностью.

         Главную цель учения о государстве   и праве  Кант  видит  в   том, чтобы поднять, возвысить право из мерзости окружающего  его  бесправия. Он  считает,  что  необходимо  возвысить  право  над  государством. А государство, по  Канту,  должно  быть  органом  защиты  прав  личности.  Личность может потребовать от государства того же, что и государство от личности.  Здесь,  как  мы  видим,   Кант   развивает   идею   взаимной ответственности государства и личности. Он  обосновывает  и  раскрывает сущность идеи правовой государственности в целях охраны  индивидуальных прав личности.

         ''Принцип приоритетности неотчуждаемых  прав личности и положение  о  необходимости  их  законодательного   закрепления   (в   юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Притом эти права служат как бы критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя''. Обосновывает свои положения   Кант двумя категорическими  (безусловными) императивами (веления или запреты).

         Кант выводит следующий  всеобщий  правовой  принцип:  ''Всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное  проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом''.

        Кант разграничивает  моральное  и  легальное  поведение, право с объективной стороны и право с субъективной стороны. Моральным можно назвать такое поведение, которое продиктовано внутренним сознанием долга. Правовое же основано на выполнении предписаний закона, независимо от того какими были внутренние мотивы субъекта. Моральное поведение  - сфера мотивов, в основе которой лежит особая моральная справедливость. Право - внешнее поведение; в основе его - внешние проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть не должна указывать, как поступать  личности, и не должна регулировать свободу мысли. Государство не может  задавать этические каноны. В сферу мотивов поведения, душевных побуждений, по Канту, государство не должно вмешиваться, нельзя заставлять человека быть счастливым и свободным. Право с объективной стороны заключается в подчинении  всех  общему моральному закону, а право с субъективной стороны  характеризуется  тем, что каждый должен согласовывать свой  произвол (свободу) со свободой (произволом) каждого другого человека.

        С другой стороны, Кант связывает  нравственность и право, так  как в основе права заложен нравственный принцип категорического императива, но мир права и мир морали нельзя отождествить, так как они автономны.

   Иммануил  Кант создал свою оригинальную  концепцию естественного права.  Под естественным правом Кант  подразумевает естественные, прирождённые  права личности. Кант, не останавливаясь  на достигнутом в правовой  мысли, далее развивал естественно-правовую  интерпретацию прав человека. Он ставит вопрос об основании притязаний человека на признание своих прав. Естественные права человека до Канта просто декларировались, исходя из факта  самого  человеческого  существования.  Он  создал своё учение о человеке и его прирождённых правах. По  Канту,  как  физическое существо человек подчинён законам природы, но как  волевое  существо  он подчинён законам морального мира.

        Эти  законы,  по  мнению  Канта,  могут  быть  сформулированы  как императивы, то есть безусловные правила: 1)''поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом  природы''; 2)''поступай так, чтобы твоя свобода сочеталась со свободой других по общему  закону  свободы''. В этих императивах заключена кантовская идея естественного права,   под власть которого должны поставить себя каждое государство и издаваемые  им законы.

         Самым ценным и существенным  во всей кантовской теории  является принцип, согласно которому каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек  -  субъект нравственного сознания, в корне отличающийся от всей остальной природы,  следовательно, в своём поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и абсолютен и потому безусловен.

         Кант разделяет правовые категории  на три типа:

первый -  естественное  право,  т.е.  совокупность  нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом;

второй - положительное  право, основанное на  воле  законодателя, которое должно соответствовать естественному  праву,  т.е. требования  категорического императива, и плюс сила принуждения;

третий - справедливость, т.е. совокупность притязаний  индивида, не обеспеченных принуждением.

      Право Кант разделяет на частное  и  публичное. Рассматривая их соотношение, он выступает сторонником отграничения гражданского общества от государства. Частное право, по Канту - это отношения индивидов как частных собственников. В сфере должного данные  отношения должны строится на основе свободы, равенства,  независимости, так как это вытекает из принципов естественного права. Основной признак права - формальное равенство: в гражданском обществе  люди  являются  формально равными. Формальное равенство может быть только в свободе. Не должно быть привилегий в сфере права. ''Будь человеком, действующим по праву… Не поступай с  кем-либо не по праву''.  Кант выступает вслед за основоположниками либерализма Локком, Монтескье и Руссо против средневекового неравенства, против права-привилегии. Право должно быть обязательным, так как цель человека - совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой  других). Но для соблюдения права необходимо принуждение, осуществлять принуждение, по Канту, должно государство. Последовательно от нравственности Кант переходит к праву и от права к государству, которое должно базироваться на требованиях категорического императива и соответственно на принципах права. Отсюда Кант выводит идею правового государства.

         Под правовым Кант подразумевает  такое государство, в котором  соблюдены все  естественные  права и где не пренебрегают  свободой, равенством и независимостью  воли  отдельных  индивидов, а значит, соблюдены требования категорического императива.

         Кант представляет государство  как соединение множества людей  под властью правового закона. Наилучшим государством он считает   республику как правовой союз (а не как форму правления). Он ведёт речь о  правовом государстве как о республике в духе ещё цицероновской традиции. Главная задача  государства,  в   котором   суверенитет   принадлежит   народу, заключается в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.

         Идею народного суверенитета  Кант выводит из теории общественного  договора, в соответствии с которой  государство было создано на  основе договора между людьми. Главное условие общественного  договора состоит в том, чтобы  властные органы государства никогда не заставляли бы человека быть ведомым. Государство никогда не должно опекать граждан, так как все люди обладают автономной волей, не должно способствовать развитию у граждан иждивенческих настроений. Кант категорически        против патриархального и патерналистского государства. Там, где есть подобные настроения, нет права. Кант утверждает, что это - самая ужасная деспотия.

         Продолжая традицию основоположников  теории общественного договора  и естественного права, Кант  создаёт новые постулаты этой теории. Так, он различает  гражданское общество и государство. Исследуя причины возникновения гражданского общества, философ  приходит к следующему выводу: в естественном состоянии каждый индивид  не  может обеспечить в полной мере свои  права,  так  как по  природе все люди разные. И первое, что ''человек обязан решить, если он не хочет отречься от всех правовых понятий -  это следующее основоположение: надо выйти из естественного состояния, в котором  каждый  поступает  по собственному разумению, и объединиться со всеми  остальными  (а он не может избежать взаимодействия с ними), с тем чтобы подчиниться внешнему,  опирающемуся на публичное право, принуждению, то есть вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью (не   его   собственной, а внешней) предоставлено то, что должно быть признано своим, то  есть  он  прежде всего, должен вступить в гражданское состояние''.

         Государство, по Канту, должно  строится на основе взаимной  ответственности личности и государства. Государство и гражданин - равные субъекты права. Деятельность государства основана на правовых  законах, а эти законы, в свою очередь, должны  соответствовать правовым принципам, суть которых составляют естественные права человека. Кант выделяет права и свободы граждан как членов государства: ''Объединённые для законодательства члены такого общества (societas civilis), то  есть государства,  называются  гражданами  (cives),  а  неотъемлемые  от  их сущности (как таковой) правовые атрибуты  суть:  основанная  на  законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал своё согласие; гражданское равенство - признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он  имеет  моральную  способность налагать такие же правовые обязанности, какие этот  может  налагать на него; в-третьих, атрибут гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и  содержанием  не  произволу  кого-то  другого  в составе народа, а своим собственным правам и силам как член  общности, следовательно, в правовых делах гражданская  личность не должна быть представлена никем другим''. Кант в числе других гражданских прав выделяет и избирательное право.

Информация о работе Либеральные политические теории XVII-XIX века