Лоббизм: понятие, сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:38, реферат

Описание работы

Современное демократическое общество трудно представить без множества различных добровольных объединений людей, стремящихся донести свои требования до власти и властных структур. Все эти группы используют совершенно разные методы. Если одни прибегают к различным экономическим рычагам, то другие маскируют свои действия, работая в «кулуарах» власти. Самым распространенным видом воздействия этих организованных групп на властные структуры является лоббирование.

Содержание

Введение 3
Сущность и виды лоббизма……………………………………………………….4
Зарубежный опыт лоббистской деятельности: формы, методы………………..6
Лоббизм в современной России…………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………...10
Литература…………………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

лоббизм 11.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Российский  Государственный Гуманитарный Университет 

Институт  Экономики, Управления и Права 

Факультет Управления 

                                           

                                                            
 
 

Реферат на тему:

«Лоббизм: понятие, сущность» 
 
 
 
 
 
 

                                                               

                                                                                  Студентки 4 курса

                                                                                                      Второго высшего образования 

                                                                                                              Гос. и Мун. управления

                                                                                                              Анисимовой К.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

     Сущность  и виды лоббизма……………………………………………………….4

     Зарубежный  опыт лоббистской деятельности: формы, методы………………..6

     Лоббизм  в современной России…………………………………………………..8

     Заключение………………………………………………………………………...10

     Литература…………………………………………………………………………12

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Современное демократическое  общество трудно представить без  множества различных добровольных объединений людей, стремящихся  донести свои требования до власти и властных структур. Все эти группы используют совершенно разные методы. Если одни прибегают к различным экономическим рычагам, то другие маскируют свои действия, работая в «кулуарах» власти. Самым распространенным видом воздействия этих организованных групп на властные структуры является лоббирование.  В развитых странах Запада лоббисты являются высококвалифицированными специалистами, способными раздобыть нужную информацию и убедить представителей органов власти в необходимости удовлетворения запросов и предложений той группы, интересы которой они представляют.В России лоббисты чаще всего являются лишь посредниками в различных сделках между организованными группами и политическими деятелями, например, между законодателями и членами правительства. Но, несмотря на то, что лоббисты в России выполняют в основном функцию «сводничества», их роль в формировании политического курса страны очень велика.Таким

образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии.

Исходя из этого  тему реферата можно назвать весьма актуальной и важной, ведь она помогает лучше понять и изучить механизм функционирования современного демократического

государства.

Целью моего  реферата : рассмотреть лоббизм как  специфическое политико-правовое явление  в России и в странах Запада.

Основываясь на цели моей работы, мне кажется правильным выделить следующие задачи:

- рассмотреть  понятие и виды лоббизма

  • изучить западный опыт лоббистской деятельности
  • выявить специфику российского лоббизма

 Цель и  задачи настоящей работы нашли своё отражение в её структуре. 
 

     Сущность  и виды лоббизма

     За  последнее десятиление слово  «лоббизм» весьма прочно осело в  политическом лексиконе  людей.  Читая громкие заголовки печатных изданий, мы все чаще и чаще можем  наблюдать данный политический термин. Однако, стоит заметить, что не всегда он употреблен к месту и по своему прямому назначению. Так что же означает это очевидно иностранное слово в его первозданной трактовке?

     Чтобы ответить на столь непростой вопрос, нужно обратиться к его первоисточникам, то есть рассмотреть государство, в котором возник лоббизм как специфическое явление, изучить причины и случаи употребления данного термина. И на основе полученной информации, учитывая специфику современного общества, попытаться сформулировать определение «лоббизма».    

     Далеко  не всем известно, что понятие «лобби»  и его производные пришли к  нам из церковной лексики. Этимологическое  происхождение слова «лобби»  отталкивается от латинского «lobia», что означает «открытый портик, примыкающий  к зданию; галерея». В XVI веке люди использовали его для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII термин «лобби» перекочевал в парламент и стал обозначать помещение для прогулок в палате общин Англии. Почему же по-истине церковное слово перекочевало в светско-парламентский обиход? Для ответа на поставленный вопрос, устремим наш взор к истории парламентаризма. Так, в Средние века почти все торжественные мероприятия и встречи происходили в церквях, потому что именно церкви являлись обязательной постройкой каждого, даже самого маленького, города. Сегодня расположение английского парламента называется «Вестминстер», что в переводе на русский язык означает «западная монастырская церковь».

     Интересным  фактом в истории развития лоббизма считается то, что только в начале 19 века в США, политический термин стал употребляться в близком к сегодняшнему значении. Многие политические деятели полагают, что за появление лоббизма как специфического политического явления в его современной трактовке, мы должны быть благодарны бывшему президенту США Улиссу Гранту - прославленному генералу Гражданской войны в Америке. По вечерам он со своими приближенными отдыхал в холле одного из Вашингтонских отелей. «Там его министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали просьбы и давали обещания выполнить их»1.

     Таким образом, современный энциклопедический словарь  определяет лоббистов как влиятельных людей, зачастую политиков, стремящихся надавить на законодателей с целью отстоять выгодный для определенного круга людей законопроект. Но самым объективным определением лоббизма мне представляется юридическое. Я считаю его оптимальной отправной точкой для более глубокого понимания «лоббизма» как политического явления. «В рамках юридического подхода "лоббизмом" называется многоплановое взаимодействие и участие граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений… с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им  единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих интересов»2 .

     Или, если давать краткое определение лоббизму, то, согласно общепринятой точке зрения, лоббизм - это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны групп давления. Однако такое определение зачастую употребляют не совсем грамотные люди, так как оно не раскрывает механизма и самой сути лоббизма. Ведь самые сильные группы давления являются фактической властью, которая оказывает влияние, проводит контроль над сферой финансов, информационной сферой, а также контролирует процесс принятия различных политических решений. Например, президенты многих стран являются ставленниками лоббистских группировок и ничего не могут предпринять без предварительного согласования с лидерами своей лоббистской организации. Хотя, всеобще известно, что формально президенты зависят от своих избирателей. Поэтому подобные группировки зачастую становятся главной опорой формальной власти - «политических институтов и лиц, принимающих решения, которые лишь совершают формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечивают юридическое закрепление, легитимацию решений фактической власти»3.

     Лоббизм, таким образом, можно рассматривать  с широкой узкой сторон. Если в  узком понимании слова лоббизм- это отстаивание, защита и воплощение интересов тех или иных групп  в структурах власти,то в широком смысле слова под лоббизмом понимают процесс приведения формальной власти в соответствие с фактической властью.

     Что же касается основных признаков лоббизма, то в большей части политических изданий ссылаются на К.М. Хутова, который  утверждает, что:

           1. Объектом лоббизма является  власть.

           2. Лоббизм – это «посредническое»  политико-правовое явление.

           3. Лоббизм может представлять  интересы не только влиятельных  крупных финансово – промышленных  группировок, но и индивидуальные  интересы, интересы любых заинтересованных лиц.

          4. Лоббизм как правовой феномен  проявляется на всех уровнях  власти и далеко не только  на уровне федеральных структур.

     То  есть лоббизм может проявляется  в различных сферах и имеет  разные виды. Например, в мире существует разделение лоббизма по ветвям власти. Выделяют законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Такая классификация представляется весьма логичной, ведь именно данные ветви власти являются наиболее интересными для лоббистов, так как они принимают важные долгосрочные и стратегические решения.

     Так, по мнению многих экспертов, в Российской Федерации чаще всего осуществляется исполнительное лоббирование. Это происходит по причине того, что самые важные законы и решения, касающиеся нашей  страны, утверждаются президентскими указами и постановлениями Правительства, которые доминируют в системе правового регулирования. 

     Также существует классификация лоббирования по уровню власти. Существует федеральное, то есть осуществляющееся в системе  высших органов государственной власти, и местное, то есть осуществляющееся в краевых, республиканских и областных органах власти, лоббирование.

     Лоббирование, зависящее от того, в чью пользу решается вопрос, может делиться на:

     · лоббирование социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);

     · ведомственное лоббирование - лоббизм  министерств, ведомств, государственных  комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Например, в Государственной Думе РФ ведомственные депутаты лоббируют в пользу различных энергетических, агропромышленных или военно-промышленных комплексов и т.д.;

     · региональное лоббирование - воздействие  на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для своих регионов.

     · иностранное лоббирование - влияние  зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.

     Предметом лоббизма по-праву можно считать  то, ради чего проводится лоббирование. Опираясь на основную классификацию  предмета лоббизма, выделяют:

     · ресурсы. В таком ситуации лоббисты чаще всего «охотятся» за финансовым ресурсом, который выдается органами власти

     · проблема. В данном случае субъекты лоббирования чаще всего стараются  с помощю привлечения властных политических деятелей решить конкретные проблемы

     · позиция. В подобной ситуации субъекты лоббирования зачастую предпринимают  те или иные действия, ради получения  желаемого высокого поста или  статуса. 
 
 
 

     Зарубежный  опыт лоббистской деятельности: формы, методы

Информация о работе Лоббизм: понятие, сущность