Механизм осуществления политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:25, реферат

Описание работы

Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и содержание власти 2-5
2. Ресурсы политической власти 5-8
3. Легитимность власти 13-16
Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

политология реферат по теме №3 выполнил Кулаков МС 3 семестр Группа ЭУ 1053.doc

— 108.00 Кб (Скачать)
  1. Легитимность власти

     Политическая  власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по  отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

     Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

     Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

     Легитимность  может проявляться, например, как  в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и  в борьбе за господство определенных политических сил.

     Исторически сформировались несколько типов легитимности:

     «ЛЕГАЛЬНЫЙ  тип легитимности - узаконенность  власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью  соответствующих институтов, включая принудительные санкции;

         Основа  – общее понимание  норм, установленных  законом;

     ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ  тип легитимности – признание  власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;

         Основа  – идеологические ценности;

     ТРАДИЦИОННАЯ  легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс;

         Основа  – традиции, традиционное сознание;

     СТРУКТУРНАЯ легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

         Основа  – специфические  политические структуры;

     ПЕРСОНАЛЬНАЯ (ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ) легитимность – признание  власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;

         Основа  – личный авторитет  правителя;

     ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соглашение или  навязывание обществу власти, где  мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой  политической системы.»1

     Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

     Проблема  легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

     Признаками  падения легитимности власти являются:

     Рост  степени принуждения;

     Ограничение прав и свобод;

     Запрещение  политических партий и независимой  прессы;

     Рост  коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

     Низкая  экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп  населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти; 

     Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

     Идеологическая  и другая легитимность власти постепенно ослабевают, если не поддерживаются ее реальной эффективностью. Эффективность  власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои – элиты. В современных условиях легитимность на основе эффективности – в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и др. типы легитимности связаны с надеждами населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение ее требований.

     В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотах в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран.

     Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимности.

     Как легитимность власти, так и весь политический процесс прямо зависят  от субъектов политики (индивиды и  социальные группы, организации, принимающие непосредственное более или менее осознанное участие в политической деятельности).

     Традиционная  легитимность определяется благодаря обычаям, привычке подчинятся власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков (пример: монархия).

     Харизматичная легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, иногда руководитель обожествляется, создается культ личности (пример: революционное, постреволюционное общество).

     Легальная или рационально-правовая – источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям, сформулированным на основе демократических процедур. Подчинение не личности, а законам (пример: демократия).

    Заключение

 

     Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

     Воля  к власти у одних дополняется  потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

 

Литература.

 
     
  1.  Ильин  В.В. Философия власти. МГУ 1993. 

         2  Мухаев Р.Т. Политология. –  М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с.

  1. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.
  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.,1995.
  3. «Основы политологии. Краткий словарь» // Изд. Общества «Знание», Москва, 1993
  4. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.

Информация о работе Механизм осуществления политической власти