Международная арена центральной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

С момента принятия устава Шанхайская организация упорно борется с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, способствует развитию регионального сотрудничества между странами Средней Азии, внесла огромный вклад в стабилизацию и экономический подъём регионов Средней Азии, стала значимой политической силой в данной зоне. А такие лозунги как "взаимное доверие, взаимовыгода, равенство,консульттативность, уважение различных культур, стремление к общему развитию" (Шанхайский дух) снискало полное одобрение и доверие стран-участниц ШОС.

Работа содержит 1 файл

Новые возможности и трудности, возникающие при расширении Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Новые возможности и  трудности, возникающие  при расширении Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

С момента принятия устава Шанхайская организация упорно борется с  терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, способствует развитию регионального сотрудничества между странами Средней Азии, внесла огромный вклад в стабилизацию и  экономический подъём регионов Средней Азии, стала значимой политической силой в данной зоне. А такие лозунги как "взаимное доверие, взаимовыгода, равенство,консульттативность, уважение различных культур, стремление к общему развитию" (Шанхайский дух) снискало полное одобрение и доверие стран-участниц ШОС.

Прошедший во второй декаде августа 2007 года Бишкекский саммит ШОС, а также первые военные антитеррористические учения "Мирная миссия-2007" данной организации привлекли исключительное внимание США и других западных стран. Ранее США подавали заявку на вхождение в ШОС в качестве государства-наблюдателя, но получили отказ. Президент Ирана  Махмуд Ахмадинеджад, напротив, сумел воспользоваться этим саммитом для демонстрации международного присутствия Ирана. Если вспомнить об открытом противостоянии России и Америки в вопросах расширения НАТО на восток и вопросах  цветных революций, а также противоречия США  и Ирана в данных вопросах, то неудивительно, что в глазах общественного мнения Западной Европы Бишкекскому саммиту и военным учениям был приклеен ярлык "противоамериканских".  Некоторое время господствовало мнение, что "целью Китая  и России является противостояние Америке". Однако целью создания ШОС является борьба против "трёх экстремистских сил", охрана стабильности и мира в странах Средней Азии, а ни в коей мере не создание  некого военного союза. Однако, если принимать во внимание присвоение Ирану, Индии и Пакистану статуса стран-наблюдателей,  сфера деятельности Шанхайской организации сотрудничества  вне сомнения  выйти за пределы региона Средней Азии. В данной ситуации в основанные на идеях регионализма стратегические цели ШОС несомненно будут внесены поправки. Выход за пределы Средней Азии, поиски новых партнёров, расширение стратегического пространства,  деятельность в рамках интересов стран-участниц ШОС безусловно является основным  направлением развития организации.

I. Трудности, возникающие в связи с расширением Шанхайской организации сотрудничества.

1. Расширение масштаба  организации усложняет выработки  единых целей.

Если международная  организация хочет сохранить  сплочённость, она должна быть в  состоянии удовлетворить основные требования. Приём новых стран-членов организации обозначает не только усиление организации, но и увеличение требований, улаживать отношения между странами-участницами становится всё сложнее. Шанхайский дух "взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, консультативности, уважения различных культур, стремления к общему развитию" уже давно реализуется в рамках ШОС, он снискал признание и доверие стран-участниц.  Однако успех в реализации  данных принципов основывается  на общих интересах (ресурсы нефти и газа, сокращение расходов на армию ввиду разоружения) и общих угрозах (экстремстские силы). На основе данных интересов и угроз уничтожение экстремистских сил  Средней Азии, развитие сотрудничества России и Китая и стран Средней Азии  является общим требованием всех стран-участниц, также стало единой целью  ШОС.  Однако что касается принятия в ШОС  Индии, Пакистана, Ирана, необходимо  принять во внимание напряжённость и конкуренция в отношениях между Индией и Пакистаном, а также острое противостояние Ирана  и Америки. Добавление новых отношений интересов и потребностей в безопасности несомненно могут немало повлиять на изначальные цели,   принятие новых целей, способных удовлетворить требования всех сторон, будет являться прямым испытанием мудрости и скоординированности ШОС. Конечно, Шанхайская организация сотрудничества может  бездействовать по отношению к данным проблемам, тем самым уменьшив нагрузку на организацию. Однако  это может привести к уменьшению интереса к ШОС стран-участниц и падение престижа организации, таким образом её расширение  теряет всякий смысл.

2.Влияние США на  расширение Шанхайской организации  сотрудничества. 

Основной целью  государственной стратегии безопасности Америки является использование  антитеррористической войны как  предлога, под которым Америка  в полной мере может использовать  свою военную мощь, по которой с Америкой не может равняться ни одна страна - "период стратегических возможностей". США добиваются всестороннего превосходства в политической, экономической и военной сферах, установления и сохранения однополюсного мира под гегемонией США. 1)В условиях принятия данной стратегии Америка не может не уделять должного внимания организации, держащейся с ней на равных в регионах Средней Азии, реакция на создание "Восточного договора" в определённой степени является преломлением недовольствия  и беспокойства Америки  по отношению к ШОС, особенно после того как Америке было отказано в принятии в ШОС в качестве страны-наблюдательницы. Ввиду войны в Ираке, возрождения движения Талибан в Афганистане и нежелание Ирана идти на компромисс в вопросах ядерной энергии,  большие военные, информационные и стратегические ресурсы США были потрачены на Среднем Востоке и в Афгане.   Озадаченные этими проблемами у США нет сил впутываться в  ненужные хлопоты, поэтому их поведение по отношению к ШОС на данный момент вполне спокойное, охотно идут на диалог. Но если всегда противостоящий Америке Иран и постоянно переманиваемая США но свою сторону Индия будут приняты в ШОС, это неизбежно приведёт к проведению Америкой политики подавления по отношению к ШОС. Америка может применить следующую тактику: (1) Поддерживать политику "ценностных дипломатических отношений" японского премьер-министра Синдзо Абэ, активно бороться за Индию, создать союз США, Японии, Индии и Австралии с целью подавления и развала ШОС. (2) Увеличить экономическую помощь странам Средней Азии, в то же время  не отказываться от провождения мероприятий по проникновению ценностных категорий западной демократии, в подходящих условиях осуществлять "цветные революции", "демократические перестройки". (3) Нарастить военное присутствие  в Средней Азии, увеличить масштабы антитеррористических действий, отвоевав у ШОС ведущую роль  в антитеррористической деятельности. (4) Объединиться с ШОС для решения ядерного вопроса Ирана.  Если заставить Иран подчиниться, это может вызвать внутренние проблемы в ШОС; если Иран не согласится отказаться от ядерной программы, престиж Шанхайской организации сотрудничества может немало пострадать. Если же  будет  достигнуто примирение, то есть приемлемый для обеих сторон результат, ядерный вопрос Ирана будет успешно разрешён,  это поставит Америку на достойную ступень.

3. Отсутствие внутренней  сплочённости, отношения между странами-участницами  ШОС далеко не самые тесные.

Сплочённость обозначает способность коллектива  привлекать все силы его членов.  Сплочённость  является необходимым условием сохранения стабильности и высокой эффективности действий организации, её возникновение основано не только на общих интересах и угрозах, а происходит из взаимного признания и  понимания. В  отношениях между Россией и странами Средней Азии, а также между Россией и Китаем  существует разобщённость и несогласие. (1) Страны Среднего Востока строго придерживаются  политики "равноправного диалога", однако ввиду  слабости данных стран,  возможности защиты их независимого  развития весьма ограничены, судя объективно, перед лицом террористических сил они нуждаются в помощи.  Однако  из-за связанной ещё с историей вхожения в состав имперской Россией досадой,  а также ввиду настороженности из-за "шовинистических настроений" современной России страны Средней Азии по привычке придерживаются на некотором расстоянии от  России. Поэтому после событий 11 сентября Узбекистан,  Таджикистан и Кыргызстан охотно согласились на размещение на их территории американских военных баз, желание  успокоить стремления России  очевидно. Однако такие опасения не должны контролировать внешнюю политику стран, после  того как в Кыргызстане разразилась цветная революция, он по-прежнему продолжает входить в ШОС,  что в полной мере отражает  принятие во внимание геополитических факторов. Таким образом, проводимая в странах Средней Азии политика равноправного диалога не претерпела коренных изменений после вхождения стран в ШОС.   Внешняя политика стран Средней Азии преследует гарантии безопасности и экономическую выгоду,  они ненамеренно вызвали столкновение сильных стран в данном регионе, надеясь  что сильные страны смогут сохранять относительно сбалансированные отношения. Сохранение  баланса между сильными странами соответствует интересам стран Средней Азии,а также может принести немалую реальную выгоду.

(2) Невозможность  устранения беспокойства России  по отношению к Китаю и принятие  ею различного рода предосторожностей  является двумя двигателями ШОС,  Китай и Россия совместными  усилиями всё время стимулирует развитие организации.  В условиях неучастия в деятельности одной из  стран, ШОС превратится в одинокого воина в поле. Однако тесное  сотрудничество двух стран не может помешать России  проявлять расчётливость в вопросах отношений интересов двух стран.   Хоть в 90-х годах прошлого века  были проведены переговоры по вопросу прокладки нефтепровода (Ангарск-Дацинская линия), однако итогом стала одна отсроченная линия; в сфере военной торговли Россия  постоянно навязывает Китаю  ограничительные статьи, а цель заключается в том, чтобы не позволить Китаю иметь возможность вывозить  российские технологии в Пакистан, тем самым нанося ущерб  интересам Индии. Кроме того, торговые отношения  двух стран  не могут достичь оптимального развития, в 2006 году объём внешней торговли между двумя странами  достиг 33.4 млрд. долларов США, а объём торговли между Китаем и Кореей в том же году достиг 130 млрд. долларов,  объём торговли между Китаем и Японией составил 207.36 млрд. долларов, это абсолютно не соответсвует образу тесного сотрудничнства правительств двух стран, кроме того, показывает, что цели развития объёмов торговли между станами-участницами ШОС не были осуществлены в случае с Китаем и Россией. Средняя Азия  является  истоком создания ШОС. Хоть Китай и Россия не относятся к странам Средней Азии, однако тесно связанные  потребности в безопасности и взаимодополняющие интересы  объединяют эти 2 страны со странами Средней Азии, однако это не значит, что Китай и Россия одинаково  относятся к этим странам.  Являясь преемником СССР, Россия рассматривает  страны Средней Азии как буферные зоны для охраны европейской части России, предотвращение появление другой силы, кроме России, в среднеазиатском регионе, является основной отправной точкой её политики  в данном регионе. В таких условиях, активная позиция Китая в регионах Средней Азии неприемлема для России. Китай же надеется использовать сотрудничество со странами Средней Азии  для борьбы с национально-освободительным движением уйгуров и для обеспечения создания необходимых условий для развития западных регионов; в то же время Китай рассчитывает использовать сотрудничество со Средней Азией  для получения стабильных энергетических поставок. Как видно, отношение двух стран к Средней Азии имеет различия, это отношение серьёзно влияет на  взаимодействие Китая и России в регионах Средней Азии.

(3). Достаточно большое различие в культурах усложняет задачу создания единой цельной организации. С древних времён Средняя Азия являлась мостом между Азией и Европой, это место слияния и  столкновения  многих культур, здесь собраны  русская, тюркская, исламская и ханьская культуры, многообразие и различия являются особенностью культур стран Средней Азии.   В одно и то же время здесь собраны русский, казахский, узбекский, киргизский, туркменский, таджикский, ханьский  и др. народы, всего более 100 народов, исповедующих православие,  протестантизм,  иудаизм, буддизм и даже шаманизм.  Среди них  наиболее распространённым является ислам, он делится на суннизм, шиитизм и исмаилитизм. В условиях  скопления настолько отличных культур и вероисповеданий  легко может возникнуть неприятие чужой культуры, поэтому столкновения между различными народами или верами совершенно не странно, поэтому  задача создания некого единого культурного признания очень тяжела.  В таких условиях создание торговых отношений, основанных  на базе экономической выгоды и интересов безопасности, являются основной целью государств.  Собственная выгода и есть  основной критерий развития отношений между странами. Стоит отметить,  что пропаганда ценностных категорий западной демократии Америкой и другими западными странами напрямую повлекли за собой цветные революции. Это  добавило немало непредвидимых компонентов в традиционную культуры Средней Азии.

2. Новые возможности, связанные с расширением Шанхайской Организации Сотрудничества

1. Вступление в  ШОС трёх новых государств: Индии, Пакистана и Ирана – способно существенно усилить влияние ШОС на структуру мирового рынка ресурсов. В Средней Азии имеются богатейшие залежи нефти. Однако, уже имеющиеся в районе Каспийского моря нефтепроводы проходят в основном из азербайджанской столицы Баку или из западной части Таджикистана в российские порты на Чёрном море. Эти нефтепроводы построены давно, требуют ремонта, и их транспортная мощность имеет ограничения, таким образом, они не могут удовлетворять растущим требованиям среднеазиатских стран каспийского региона в освоении нефтяных ресурсов и экспорте.

Кроме того, эти маршруты в основном идут в северном и западном направлениях, в страны Европы, и  нет ни одного нефтепровода, целенаправленно  проведённого на юг или восток. Если Индия, Пакистан и Иран вступят в ШОС, это способно полностью преобразить структуру и соотношение природных ресурсов в рамках организации.

(1)  Присоединение этих трёх государств дало бы решительный толчок к строительству Каспийского нефтепровода в южном направлении. Данный нефтепровод мог бы от Каспийского моря проходить через Афганистан, Пакистан и достигать Индии, или же, проходя через Иран, присоединяться к нефтепроводу в Персидском заливе. Такое южное направление, с одной стороны, увеличит пропускную способность Каспийского нефтепровода и полнее удовлетворит потребность Индии и других южно-азиатских государств в снабжении нефтью, с другой стороны, откроет новые перспективы в международной торговле и снизит экономические риски для России.

(2) В равной мере вступление такого богатого нефтяными ресурсами государства, как Иран,  многократно увеличивает право голоса ШОС на рынке снабжения ресурсами, кроме того, вступление Ирана расширит границы влияния ШОС до Персидского залива, что окажет скрытое влияние на экспорт природных ресурсов в данном регионе. 

2. Направление развитие ШОС после его расширения подразумевает проведение в жизнь «Новой Евразийской доктрины».  «Новая Евразийская доктрина» – это кардинально новая геополитическая концепция. Она предполагает, что центральные районы материка Евразия  – политическое ядро, таким образом, государства Средней Азии, Россия, Китай, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран и другие государства представляют собой монолитный пласт геополитики. Этот пласт включает в себя государства с наибольшей численностью населения в мире, на разных ступенях развития экономики, но у каждого из них огромный потенциал сотрудничества и чрезвычайно высокая экономическая взаимодополняемость.

Она (доктрина) проистекает  и превосходит «Евразийскую доктрину», возникшую на определённом этапе российской истории, и является самым подходящим и закономерным направлением развития ШОС после выхода за рамки Средней Азии. Тому есть несколько причин:

(1) Геополитическая  концепция «Новой Евразийской  доктрины» соответствует именно современному этапу развития ШОС. К настоящему моменту Шанхайская Организация Сотрудничества приняла четыре государства: Монголию, Индию, Пакистан и Иран – в статусе наблюдателей, а также установила связи с Афганистаном; и в истории Азии прежде не существовало организации столь крупного масштаба. К настоящему моменту ШОС приняла в качестве геополитического фундамента «Новую Евразийскую доктрину».

(2) Обстановка на  Евразийском материке сложная  в плане безопасности, взаимовыгодные  отношения запутанны и хаотичны, и объединение данного региона на основе одного политического строя связано с большими сложностями и рисками. Одновременно в странах Евразии накоплены богатые природные ресурсы, и стремления использовать их для развития очень сильны. Поэтому политическая инициатива «Евразийской доктрины»  очерчивает совместные стремления всех этих государств. В отличие от столь любящей поднимать «цветные революции» Америки, ШОС не принуждает к изменению политического строя и проникновению чуждых ценностей, подчёркивает необходимость многостороннего международного диалога и сотрудничества на равных, тем самым ещё больше завоёвывая симпатию азиатских государств.

(3) На территории  Средней Азии существует интеграция  «тюркоязычных государств», а  также организация экономического сотрудничества десяти государств Средней и Западной Азии, ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие) и другие механизмы и организации регионального сотрудничества. Но по причине отсутствия достаточного авторитета усилия по объединению и координации действий этих разрозненных организаций весьма ограничены, кроме того, влияние и помехи со из-за рубежа региона, а также собственные запутанные отношения между странами-участницами мешают проведению в жизнь политики стабильности и безопасности, ударяют по могуществу организаций, разбивают перспективы многостороннего экономического сотрудничества.  ШОС же, напротив, состоятельно отвечает на вопросы безопасности и развития, способна противостоять экстремистам и одновременно сохранять содружество государств региона. Причины этого в том, что участие таких крупных государств, как Китай и Россия, предполагает большую мощь и способность к действию; также модель ШОС отвечает требованиям развития среднеазиатских государств. Богатый накопленный опыт и доброе имя – залог успеха ШОС на среднеазиатской политической арене, посему надеемся, что, когда ШОС выйдет за пределы Средней Азии и мы сможем окинуть взглядом весь евразийский континент, эти скрытые ценности непременно помогут всем добиться выдающихся успехов. 

Информация о работе Международная арена центральной Азии