Модернизация методов государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – представить основные пути модернизации методов государственного управления в современной теории и практике.
Данная цель определяется следующие задачи:
Определить понятие методов системы государственного управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
1. Сущность и содержание методов
государственного управления: основные
направления и подходы……………………………………...


5
1.1 Понятие методов государственного управления……………... 5
1.2 Классификация методов государственного управления……... 8
2. Модернизация методов государственного
управления: совершенствование технологий реализации в органах государственного
управления…………………………………………………....……



14
2.1 Факторы трансформации методов государственного
управления………………………………………………………

14
2.2. Особенности осуществления модернизации методов
государственного управления: пути оптимизации………...…
19
Заключение……………………………………………………………… 23
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Модернизация методов гу.docx

— 60.98 Кб (Скачать)

      Таким образом, функция и метод могут  совпадать по названию, быть близкими по характеру, идентично отражать содержание государственного управления, но относиться к разным  категориям. Административное регулирование – это совокупность средств, приемов, способов реализации повседневных оперативных функций управления, связанных с решением правовых и организационных вопросов в сфере правомерной деятельности субъектов и объектов государственного управления.

      Рассмотрение  классификации  методов  государственного управления критерию способ  воздействия показывает, что в ней преобладает правовой аспект. Наиболее же распространенной классификацией в управленческой науке является разделение методов государственного управления на административный метод; экономический метод и социально-психологический метод8.

     Административные  методы – это государственно-властное прямое воздействие на поведение  объекта управления путем установления для него определенных задач, прав и  обязанностей, того или иного варианта поведения. Фактически же административные методы выражаются в административном нормотворчестве, распорядительстве, в административной юрисдикции. Они  наиболее последовательно выражают властную природу управленческой деятельности9.

     Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых (соподчинение воль). При этом используются средства убеждения и принуждения. Однако возможности использования административных методов имеют свои пределы, особенно в связи с переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями  в механизме государственного управления, резким усилением самостоятельности  субъектов хозяйствования, устранением  прямой организационной подчиненности  предприятий министерствам и  ведомствам, развитием договорных связей в сфере государственного управления экономикой.

     Экономические методы выражаются в создании таких  условий для объектов управления, при которых они сами выбирают под влиянием экономических (материальных) стимулов должный вариант поведения. Чаще всего стимулирующие средства выражаются в материальном поощрении, предоставлении имущественных льгот (налоговые льготы, льготное кредитование, лицензирование продукции и т.д.)10.

     Вместе  с тем необходимо отметить, что  недопустимо антагонистическое  противоречие между методами прямого  и косвенного воздействия, ибо это  – два направления единого  воздействия и в управленческой практике они не применяются изолированно друг от друга.

       Социально-психологические  методы — это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей  социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности11.

       По  масштабам и способам воздействия  их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников  в процессе их производственного  взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

      Административные  методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

      Административные, экономические и социально-психологические  методы управления, характеризуя способы  воздействия субъекта управления на объект управления, взаимосвязаны и  взаимозависимы. Каждый из названных  методов может иметь волевое  предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое  влияние.

     В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может  преобладать использование тех  или иных методов. Так, например, в  сфере управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам, в  управлении обороной, внутренними делами преобладают административные методы. Административные методы управления можно  классифицировать по форме выражения (административно-правовые и административно-организационные); юридическим свойствам (нормативные  и индивидуальные); способу воздействия  на поведение объектов управления (обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, закрепляющие); по форме предписания (категорические, поручительные, рекомендательные)12.

     В заключение главы можно сделать  вывод, что метод государственного управления - это возможность соответствующего воздействия со стороны управляющего субъекта на управляемый объект. Методам  государственного управления присущи следующие характерные черты: они реализуются в процессе деятельности, имеющей государственный характер; они формируются по воле государства, производны от него; они используются органами государственного управления, в них, в силу этого, выражаются присущие этим органам полномочия государственно-властного характера; для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления.

      Возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления. 
 

 

2. Модернизация методов государственного управления: совершенствование технологий реализации в органах государственного управления

2.1 Факторы трансформации методов государственного управления 

       Модернизацию государственного управления можно определить как  формирование нового институционального дизайна, основанного на политическом целеполагании, учитывающим интересы инициирующих данный процесс властных групп, и реализуемого через систему норм. Исходя из данного определения, выделим две группы факторов, влияющих на изменения в системе государственного управления: экзогенные и эндогенные. Экзогенные факторы в первую очередь включают отношения граждан к государству, его способности выполнять порученные ему обществом функции и оказывать необходимые услуги. Кроме того, сюда же относятся институты функционального представительства интересов, проявляющиеся в таких формах взаимодействия общества и государства как лоббизм и корпоративизм. Эндогенные факторы связаны с интересами политической элиты, вытекающими из статусного противоборства различных групп правящего класса, и угрозами сохранения власти из-за возможного роста недовольства граждан неспособностью государства выполнять свои задачи, а также обострением проблемы падения исполнительской дисциплины государственного аппарата. Кроме того, к эндогенным факторам относятся сложившиеся в органах государственного управления модели административного действия, включающие административные процедуры, формальные и неформальные правила принятия решений, мотивационные механизмы, систему мобильности и т.д13.

     Взаимодействие  этих категорий факторов создает  политико-административную среду, возможности и ограничения, в рамках которых лица, принимающие решения, выбирают методы государственного управления.

     Кроме того, в современных условиях государство становится все более активным субъектом экономической деятельности, без участия которого невозможно стабильное развитие и функционирование экономики. Выступая разработчиком «правил игры» в сфере экономики, оно способствует упорядочению взаимодействия всех хозяйствующих субъектов. Приоритеты смещаются в сторону содействия развитию и поддержанию национальной инфрастуктуры как основы экономической деятельности: государство ищет новые пути повышения эффективности функционирова ния таких достаточно сложных отраслей, как связь, транспорт, коммунальное хозяйство.

     Относительно  новой для государства является деятельность по разработке антикризисных  программ: обеспечение занятости, поддержка  конкурентоспособности производства, стимулирование совокупного спроса населения. Конечной их целью является стабилизация экономики в условиях колебания экономической и политической конъюнктуры и стимулирование экономического роста14.

     Следовательно одной из наиболее значимых причин формирования и трансформации совокупности методов государственного управления, бесспорно, является экономический фактор.

     Наряду  с этим современное состояние системы государственного управления в России справедливо подвергается критике, которая сводится, в частности, к тому, что состав и структура государственного аппарата не соответствуют потребностям развития страны и проводимым реформам. Ведущие частные компании, как правило, опережают органы государственного управления по качеству менеджмента. Недостаточная компетентность, мотивированность и технологическая оснащенность труда государственных служащих, высокие издержки поиска и передачи информации, затянутость процедур подготовки, согласования и принятия решений, размытость ответственности и полномочий, отсутствие действеной системы контроля делает их практически неконкурентоспособными по сравнению с менеджерами частных компаний, которые используют сложившееся положение для умелого лоббирования своих интересов.

     Чтобы преодолеть это отставание, нужны существенные преобразования всей управленческой системы. Прежде всего, необходимо выработать новые методы государственного управления.

     В тоже время на развитие методов государственного управления влияют и политические факторы. Методы и средства управления и работы с социумом, формирующие политический режим, сохраняются в неизменном виде тогда, когда с их помощью удается добиться позитивных политических и идеологических результатов. В случае изменения самого общества либо его элементов существующая система методов и средств политического управления становится неэффективной, а значит, требует определенного изменения и трансформации политического режима. Политическая власть, используя определенные способы, методы управления воздействует на управляемый объект (общество). При этом определенные общественные отношения, структура социума и т.д. могут быть преобразованы. Но развитие общества не всегда поддается определенному воздействию тех или иных средств политического управления15. В этом случае государственная власть не может, используя существующие методы, выполнить некоторые из своих задач. Когда становится достаточно очевидным тот факт, что определенные способы, методы, средства политического управления, являющиеся элементами политического режима, недостаточно эффективны в существующих политических и социальных условиях, государственная власть осуществляет преобразование данных методов управления. Если число методов, подвергающихся изменению, и их значение достаточно велико, то можно говорить и об определенной трансформации политического режима. Следовательно, процессы, происходящие в обществе, преобразование общественной системы, рассматриваемые в неразрывной связи с управленческим процессом, свидетельствуют о том, что социальные факторы могут воздействовать на процесс трансформации политического режима16.

     Ещё одним фактором, который влияет на модернизацию методов государственного управления, является инновационный фактор. Инновационный аспект характеризует формирование и реализацию потенциала нового в системе государственного управления. Он включает в себя две составляющие: способность системы государственного управления принимать принципиально новые, нетрадиционные управленческие решения с позиции функционально-технологического подхода, а также способность системы государственного управления поддерживать инновации, стимулировать их внедрение в жизнь.

     Кроме того, все больше ученых выделяют информационный факторы в развитии методов государственного управления. Информационный аспект в  существенной мере проявляется в  том, что современный мировой  уровень информационных технологий создает потенциальные возможности  отслеживать и оценивать состояние  и развитие государственного управления путем оценивания соответствующих  управленческих решений через внедрение  мониторингов, организацию накопления и обработки информации в базах  данных и знаний, применение разнообразных  информационно-поисковых систем с  использованием распределенных сетей, современных информационных и компьютерных технологий, создание и использование  информационно-методических ресурсов17.

     В практике государственного управления различных стран уже широко используются программные комплексы и компьютерные системы, которые накапливают и  предоставляют управленцам оперативную  информацию о законодательных и  других нормативно-правовых актах, дают возможность получать прогнозные модельные  оценки по макроэкономическим вопросам и упростить проектирование. При достаточной информации и соответствующей ее организации возможно внедрение систем анализа и оценивание процессов государственного управления как по отдельным направлениям, так и в целом. Фактически на сегодня эта проблема переведена из теоретической в экономическую и техническую плоскости.

     Речь  идет об ускорении компьютеризации  государственного управления в аспекте  создания его электронной системы  на всех уровнях от парламента и  правительства к органам местного управления и самоуправления. Электронизация государственной власти внесет существенные изменения как в управленческие решения, так и в процесс их разработки и реализации. Она фактически формирует информационные и технологические  условия для дальнейшей демократизации государства, открытости управленческих институций, развития самоуправления.

Информация о работе Модернизация методов государственного управления