Особенности эволюции российской политической системы, её индустриальные, нормативные и информационно-коммуникативные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:44, реферат

Описание работы

Политическая система общества - сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.

Содержание

Введение 3
Институционные, нормативные и информационно-коммуникативные элементы политической системы 4
Структура и функции политической системы

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Разработка  понятия «политическая система» должна была способствовать интегрированию и дифференциации всех основных понятий  и категорий политических отношений, осознано значение и роли субъектов  политической системы, их взаимодействия, что, в конечном счете, и было достигнуто.

     Эта проблема актуальна и в настоящее  время, в связи с преобразованиями, производимыми в современной  России. Сегодня в этой области  отношений необходим иной уровень  теоретического знания, который обобщил бы новые данные о государственно-правовых институтах и иных элементах политической системы, тенденциях ее развития. Новые процессы в государственно-правовой, политической жизни нашего общества – существенный фактор, влияющий на необходимость пересмотра многих привычных представлений о существующих социальных институтах, формах их деятельности, значимости роли личности в политической жизни общества.

     Сказанным объясняется то, что словосочетание «политическая система» широко используется в настоящее время в публикациях по правоведению и политологии. Каждой отрасли знания преимущественно свойственны определенные методы, т.е. способы, пути исследования или познания. Применительно к рассматриваемой проблеме наиболее широко используются такие методы, как институциональный, сравнительный, нормативно-ценностный, системный, структурно-функциональный и др.

     Термин  «система» (от греч. systema) – целое, составленное из частей. Это понятие универсально, используется в самых различных областях человеческих знаний, в том числе в правоведении и политологии. Речь идет об элементах, которые объединены между собой внутренними связями и отношениями. Когда используется слово «система» - том числе политическая, - то в основном учитываются три равнозначных признака. Во-первых, наличие нескольких элементов. Во-вторых, взаимосвязи, отношения между этими элементами. В-третьих, необходимо, чтобы эти связи предопределялись каким-то стержневым качеством. Применительно к политической системе общества таким качественным фактором, объединяющим ее структурные элементы, является их способность участвовать в политической жизни общества, осуществлять определенные политические функции.

     Следовательно, в обобщенном плане понятие «система»  означает некоторую совокупность элементов, находящихся в тесном и непосредственном взаимодействии, которая обусловливает соответствующую деятельность и связывает данную совокупность в единое целое. Иначе говоря, главным, важнейшим показателем системы является механизм взаимодействия элементов в плане достижения определенных целей. Можно также отметить следующую взаимосвязь: и элементы образуют систему, наделенную собственной спецификой, и система определяет специфику входящих в нее элементов.

     Политическая  система – одна из частей общественной системы, в которую входят экономическая, социальная, идеологическая, этическая, правовая, культурная и иные подсистемы. Каждая из названных подсистем, если ее рассматривать отдельно, состоит из определенных институтов и отношений, которые образуют относительно самостоятельную систему. Экономическая система, как видно, состоит из различного рода органов, организаций, предприятий, по-видимому, включает индивидуальных предпринимателей и других субъектов, осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность. В социальную систему входят органы, организации, объединения граждан, решающие или способствующие решению различных социальных вопросов, в том числе нацеленных на удовлетворение личных интересов и потребностей граждан, на улучшение социально-бытовых условий жизни и деятельности.

     Политическая  система в структуре названных  социальных образований занимает своеобразное место, взаимодействует с экономическими и иными подсистемами, отличается своими ресурсами – политическими, правовыми, организационными и др. эта  система отражает политическую сторону жизни общества, его состояние, качество нормативных регуляторов общественных отношений (норм права, политических норм), уровень политического сознания и политической культуры и др.

     В качестве общего исходного положения  следует признать, что политическая система – одна из частей совокупной общественной системы, отражающая политическую жизнь общества в целом, ее динамичность. Уяснение специфики политической системы позволяет понять устойчивую взаимосвязь различных элементов политической жизни, а также то, как регулируются политические процессы, как формируются и функционируют политическая сфера и государственная власть в обществе, как реализуются основные направления государственной политики.

     Сегодня большинство исследователей отмечают ключевую роль политической системы в политической жизни российского общества. Тем не менее, достаточно большой объем политико-правовой литературы, посвященной политической системе России, не должен вызывать самоуспокоения. По мере увеличения числа работ выявляются новые проблемы, становятся очевиднее пробелы в разработке ряда общих аспектов политической системы, возникает потребность в уточнении положений, которые, казалось бы, очевидны. В связи с этим представляется актуальным проследить эволюцию понятия «политическая система», тем более, что до сих пор отсутствует общепризнанное определение данной категории.

     В юридической литературе, публикациях  по политологии понятие «политическая  система» рассматривается в одном  ряду с категорией «политическая организация общества». В этой связи обратим внимание на соотношение этих понятий.

     Предварительно  отметим следующее: вначале 60-х годов  прошлого столетия в отечественной  литературе были сформулированы теоретические  положения.

     О политической организации общества, включающей единство двух сторон: политики и организационной структуры. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории, применительно к которой основное внимание сосредоточилось на совокупности взаимосвязанных институтов, участвующих в политической жизни страны. По сути, имелась в виду политическая структура как совокупность политических организаций, институтов, учреждений и отношений между ними, предопределяемых общей целью.

     В настоящее время относительно оценки содержания понятия «политическая система», ее соотносимости с категорией «политическая организация общества» наиболее отчетливо сложились в основном две позиции. Одни ученые считают эти понятия тождественными, либо близкими по смыслу. Другие исследователи убеждены в том, что названные категории специфичны по содержанию, их необходимо разграничивать.

     Для выяснения вопроса по существу, обратим  внимание на смысл слова «организация». В справочной литературе сказано: «Организация – внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленных его строением». 

     ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. 

     Политическая  система российского общества –  явление динамичное. Функции этой системы отражают направления деятельности ее элементов (государства, партий и др.) в различных сферах политической жизни.

     В философском смысле функция (лат. Funktio – совершение, исполнение) – 1) деятельность, роль субъекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого; 3) определенные направления деятельности системы, в том числе, поддерживающие ее самосохранение и организованность.

     Функции политической системы – особый уровень  социальных функций. Они направлены на определение общих существенных задач в политической сфере и пути их решения, интеграцию целей различных институционных элементов для сохранения системы в целом и др.

     В политологии в рамках структурно-функционального  анализа политической системы выделяют следующие функции:

     а) определение целей, задач, путей  развития общества, конкретных элементов  подсистемы;

     б) формирование политического сознания населения, социальных групп или  манипулирование им;

     в) организация деятельности элементов  политической системы на выполнение определенных задач, целей;

     г) взаимосвязи и взаимодействия политической системы с экономической и  социальной средой;

     д) согласование интересов партий, иных элементов политической системы  с интересами государства.

     В юридической литературе выделяют следующий ряд функций политической системы:

     1) политическое целеполагание, т.е.  выработка политических целей,  касающихся изменения власти, политических  институтов, развития демократии;

     2) властно-политическая интеграция, т.е.  использование политики и власти для выражения воли всего народа и подчинение ей всех основных звеньев в обществе;

     3) функции регулирования режима  социально- политической деятельности  в обществе, т.е. установление  таких способов поведения и  деятельности людей, групп, организаций,  форм их взаимодействия между собой, с государством, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений;

     4) функции обеспечения целостного  управленческого воздействия субъекта  управления на общество в целом,  его сферы, отрасли экономики, культуры и т.п.;

     5) функция упрочения данного общественно-политического  строя, содействие его совершенствованию,  углублению процесса демократизации  и др.;

     В научной и учебной литературе, наряду с названными, выделяют и  иные функции политической системы.

     Сказанное означает, что политическая система  современной России имеет значительное число функций, с помощью которых  она выполняет свое предназначение, обеспечивает взаимодействие субъектов  политических отношений.

     В целом можно сказать, что политической системе присущи черты, свойственные пониманию системы в философском смысле слова. В их числе интегральность (специфическая способность объединения ее элементов), относительная самостоятельность, которая не исключает ее связи с внешней средой и др.

     Понятие политическая система позволяет  наиболее полно раскрыть социально-политическую и государственно-правовую природу  общества, существующие в нем политические и правовые отношения, организационные  структуры, очевидно, эта система  обеспечивает интеграцию всех элементов общества, участвующих в политической жизни страны, и обеспечивает само существование общества, как единого, скоординированного организма, управляемого политической властью.

     Становление современной политической системы  Российской Федерации прошло несколько этапов, начиная с периода перестройки. Основные черты этой системы зафиксированы действующей Конституцией Российской Федерации – либерально-демократическая направленность деятельность ее основных элементов, разделение властей, многопартийность, существование законной аппозиции и др.

     Наряду  с позитивными показателями российской политической системы, можно назвать  отдельные, свойственные ей существенные недостатки. Соответствующая «диагностика»  позволяет отнести к их числу  следующее:

     - политическая система не достаточно характеризуется коммуникативными связями, ее субъекты не всегда имеют общие цели, хотя их интересы нередко пересекаются;

     - далеко не все субъекты политической  системы (например, профсоюзы) осознают  свою причастность к политической системе и решению государственных проблем;

     - отсутствует согласованность в  действиях субъектов политической  системы в период избирательных  компаний и др.;

     - слабая координация деятельности  субъектов политической системы  и как следствие принятие решений, отличающихся повторением;

     - программные документы партий  и других субъектов политической  системы отражают во многих  случаях субъективные интересы  политических лидеров и включают  ограниченный состав средств  их решения;

     - не глубокий анализ результатов  реализации программ субъектами политической системы приводит к повторению из года в год одних и тех же ошибок, препятствующих их результативной деятельности.

     Реформирование  политической системы – сложная  социально-политическая деятельность. В России отсутствует научный опыт реформирования политической системы. Вместе с тем зарубежная практика подсказывает, что успех реформ во многом зависит от активной деятельности государства, основанной на научной основе, предопределяющей умение выявлять и решать политические и иные социальные проблемы. 

Информация о работе Особенности эволюции российской политической системы, её индустриальные, нормативные и информационно-коммуникативные элементы