Педагогические идеи Джона Локка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в Рингтоне, небольшом городке, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана эскадрона.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Педагогические идеи Джона Локка……………………………..………5

2.1.Нравственное воспитание…………………………………………....6

2.2. Воспитание…………………………………………………………...8

2.3. Дисциплина…………………………………………………………..9

2.4. Домашнее образование…………………………………...………..10

3.Заключение…………………………………………………………...…13

4.Список литературы…………………………………………………..…14

Работа содержит 1 файл

Траянский вирус.docx

— 33.66 Кб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

Реферат

 

Дисциплина: Педагогика.

Тема: Педагогические идеи Джона Локка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:Гайворонская Дарья

Специальность:Социальная работа

Курс:3

Форма обучения:очная

 

2012 г.

 

 

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Педагогические  идеи Джона Локка……………………………..………5

             2.1.Нравственное воспитание…………………………………………....6

             2.2. Воспитание…………………………………………………………...8

   2.3. Дисциплина…………………………………………………………..9

   2.4. Домашнее образование…………………………………...………..10

3.Заключение…………………………………………………………...…13

4.Список  литературы…………………………………………………..…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

          Локк Джон (1632-1704) – английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Локка относятся к эпохе Реставрации в Англии.

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в Рингтоне, небольшом городке, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана эскадрона.

Молодой Джон Локк учился в  Вестминстерской монастырской школе  в то время, когда по приговору  чрезвычайного парламента был казнён король, едва ли впрочем, в это время у него были установившиеся взгляды на политические события. В школе господствовала схоластическая система обучения. Локк не вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1665 г., окончив школу, Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет. В течении более чем тридцати последующих лет судьба Локка, так или иначе, была связана с этим старинным высшим учебным заведением. Колледж христовой церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластитеческой лжеучёности. Своё разочарование в полученных знаниях Локк позднее выразил в следующих словах: «…мир наполнен книгами и диспутами, книги умножаются без увеличения знания».

В 1667 г. Локк принимает предложенное ему лордом Антони Эшли место домашнего  врача и воспитателя сына Эшли. Занятия шли настолько успешно, что в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в  Лондоне. Вскоре Локк становится ближайшим  советником Эшли. Со второй половины 70-х  годов до 1689 г. Локк находится в  вынужденной 

эмиграции, во Франции.

3

В 1688-1689 годах был положен  конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заложены основы политического режима конституционной  монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину. Наряду с правительственной службой  он ведет широкую научную и  литературную деятельность. В 1690 г. в  Англии издается «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», а в 1693 г. – «Мысль о воспитании». В 1695 г. появилась его работа «Разумность христианства». В «Посланиях о веротерпимости» и «Разумности христианства» он отстаивает идею отделения церкви от государства.

В поход против Локка выступили  и церковники, и многие Оксфордские  преподаватели, и представители  идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его «Опыта» из учебных программ университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Педагогические  идеи Джона Локка.

         Отрицая врождённость идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду воспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучать человека управлять собой. Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.

Его воспитанник должен был  быть не только подготовлен к успешному  ведению практических дел, но и сознавать  свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает, таким образом, и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности. Педагогика Джона Локка носила практикоориентированный характер. Его теория была тесно связана с переменами, происходившими в обществе. Локк был сыном своего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия и состояние наук.

 

 

 

 

5

           2.1.Нравственное воспитание.

Локковская концепция  нравственного воспитания была обусловлена 

отрицанием им врождённых идей и норм морали. «Естественный моральный закон», выдвинутый Д. Локком, был подчинён идее правового государства, которое должно обеспечивать реализацию стремления людей к личной безопасности и свободному пользованию своей собственностью. Существенна также позиция Локка, предполагавшая подчинение идеи Бога требованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смысл должен служить регулятором поведения человека. В самоограничении и самодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения и управления человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этом нравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним, они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому задача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов рассматривалось Д. Локком в качестве главной цели воспитания.

Д. Локк расширил представления  о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Он обращал  внимание на зависимость поведения  от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими.

Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и  чего следует избегать. Практика, повторные  действия, закрепление положительного опыта поведения и обусловленных  этим рациональных привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве важнейших средств  воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании  каждого благоприятного случая для  создания специальных ситуаций, побуждающих  ребёнка к желаемым

6

повторным действиям, укрепляющим  положительную привычку.

В качестве важнейшего метода нравственного воздействия он рекомендовал убеждение, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные  их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению или  порицанию, усваивают наглядные  примеры поведения со стороны  взрослых и т.д. «Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать». В «Мыслях о воспитании» Локк даёт некоторые практические советы о том, как воспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости. «Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью». «Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужно всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого основание, и строго взыскивать». Достаточно показательно в этом плане и мнение Локка относительно подарков. «Подарки, которые принято делать детям родителей с солидным общественным положением в целях угождения, причиняют малюткам большой вред. Это развивает в последних гордость, тщеславие и жадность чуть ли не ранее, чем они научатся говорить».

Как мы видим, многие положения  теории Локка были актуальны и  прогрессивны не только в прошлом. И  на сегодняшний день многие

педагогические проблемы всё также остры, а потому все  вышеперечисленные советы могут  с успехом применяться современными педагогами и родителями, что поможет  им избежать многих проблем воспитания.

 

7

2.2.Воспитание.

Большое внимание в педагогике Локка уделялось физическому  воспитанию детей. Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка  едва ли не на первом месте. Нам становится понятнее этот подход, если мы вспомним в каком времени жил Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно освоенных, земель, невысокий  уровень развития транспорта и непривычные, часто экстремальные климатические  условия требовали от предпринимателя  огромной физической выносливости, ведь предприниматель должен был много  ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности. Требования времени опять-таки, как  в зеркале, отразились в педагогической системе Локка. «Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья, и насколько каждому кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства».

Показательно в этом отношении  и требование Локка в отношении  постели. «Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины, жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости и предтечей ранней могилы. Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком ложе, не будет страдать бессонницей во время своих путешествий». Подобные слова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию неблагоприятных температур. «Первое, о чём следует заботиться – это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко».

         Локк также много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, было важным составляющим воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался физически, а также занимал своё свободное время, что ограждало молодого человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явной ориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качестве

8

хобби, которое должно благотворно  влиять на будущего джентльмена. Введение элемента хобби в педагогическую систему значительно модернизирует  её, так как увлечённый чем-то ребёнок  действительно гораздо труднее  поддаётся дурным влияниям, чем ничем  не заинтересованный человек.

2.3.Дисциплина.

Следующий аспект педагогической системы Локка – это дисциплина. Локк придавал ей большое значение.

Родители должны приучать своё дитя к послушанию. «Итак, кто ставит своею целью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те ещё очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих родителей». «Страх и почтительность должны дать вам первую власть над их душами, а любовь и дружба должны закрепить её». Однако, несмотря на столь суровые, на первый взгляд методы воспитания, Локк был против побоев. «Этот метод исправления естественно порождает в ребёнке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить». Послушание юного джентльмена воле родителей играет у Локка очень важную роль. Однако подобный подход может толковаться двояко. С одной стороны, нет никаких сомнений в том, что надо слушаться родителей, ведь они, как правило, желают только лучшего. Но бывает и так, что родители часто не учитывают желаний самого ребёнка, давая ему то, что, по их мнению, ребёнок должен знать и уметь, а не то, что ему действительно нужно и интересно. И получается так, что интересы ребёнка мало учитываются или не учитываются вовсе. Воспитание получается, по сути, односторонним. Подобный авторитарный стиль, на мой взгляд, логически

Информация о работе Педагогические идеи Джона Локка