Политическая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:12, реферат

Описание работы

В разработке основных разделов марксизма - политической экономии капитализма, материалистического понимания истории и теории социализма - приоритет, безусловно, принадлежал Марксу, а Энгельс играл роль «второй скрипки». Энгельс, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. В последние годы жизни Энгельс уделил значительное внимание вопросу о взаимоотношении экономического базиса, по

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Политические взгляды Маркса и Энгельса………………………………….14
3. Заключение…………………………………………………………………….15
4. Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Политическая концепция.doc

— 80.50 Кб (Скачать)
 
 
 

  
 
 
 

Реферат на тему: 

«Политическая концепция  К.Маркса и Ф.Энгельса» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:  

                  Проверила:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Могилев, 2011 
 
 

Содержание 

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Политические взгляды Маркса и Энгельса………………………………….14

3. Заключение…………………………………………………………………….15

4. Список  литературы…………………………………………………………...17

 

1. Введение 

     Карл  Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) являются создателями марксизма  – революционного учения, рождение которого относится ко второй половине 40-х гг., а дальнейшее развитие занимает почти всю вторую половину XIX в.

     В разработке основных разделов марксизма - политической экономии капитализма, материалистического понимания  истории и теории социализма - приоритет, безусловно, принадлежал Марксу, а Энгельс играл роль «второй скрипки». Энгельс, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. В последние годы жизни Энгельс уделил значительное внимание вопросу о взаимоотношении экономического базиса, политической и идеологической надстроек. Он подчеркивал необходимость конкретного раскрытия огромного воздействия на жизнь общества политики определенных классов, их борьбы за политическое господство, правовых отношений, идеологии.

     Единство  взглядов Маркса и Энгельса было столь  полным, что ряд произведений («Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии» и др.) они написали совместно. А третий том “Капитала” – главного труда Маркса – был дописан и издан Энгельсом уже после смерти Маркса по оставшимся рукописям и фрагментам. Марксистское направление социализма стало доминирующей формой, воспринятой мировым социалистическим мышлением.

 

2. Политические взгляды Маркса и Энгельса 

     В развитии политических взглядов Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895) можно выделить три основных этапа.

     Первый  — идеалистический, левогегельянский этап длился с конца 30-х до начала 1843 г. На втором этапе (1843–1845 гг.) К. Маркс, развивая основные принципы антропологизма Л. Фейербаха, разработал его чувственно-деятельную форму, существенно отличающуюся от созерцательной, в частности, яркой социально-политической направленностью. Политическая философия Маркса находится под сильным влиянием исторического события – Французской революции, ее множественных последствий, значения универсальных либерально-республиканских лозунгов в среде радикально-демократических освободительных движений. По отношению к каждой известной концепции или лозунгу Маркс предлагает существенное дополнение, некую радикальную «надбавку», которая вызывает общее смещение значений. Например, по отношению к буржуазной конфигурации государство - гражданское общество Маркс добавляет к ней третий термин: собственно, гипотезу «пролетарской политики», – такое дополнение к официальной политической конфигурации, которое никакая буржуазная идеология не в силах терпеть, предпочитая вытеснять ее из области общепринятых терминов.

     Маркс ставит под вопрос и сами демократические принципы Французской революции – свободу, равенство, братство. Эти принципы он ценит и сохраняет, но не оставляет без критики, поддавая, каждый по-своему, серьезной переоценке. Так вместо взятого у поэта Роберта Бернса лозунга Союза коммунистов «Все люди братья» он предлагает существенно иной, более политический и экономический лозунг восставших парижских рабочих: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Что касается «свободы» – здесь Маркс изобличает капиталистическую свободу продажи рабочей силы, в свою очередь, выдвигая на первоочередное место значение классовой эмансипации и освобождения труда. В вопросе «равенства» – также – Маркса, как коммуниста, не может удовлетворить формально-юридическая идеология «равенства» перед лицом буржуазно-правового государства, в то время как реальное равенство (возможное только в условиях бесклассового общества) капиталистической системой жестко попирается и опять-таки вытесняется.

     На  второй ступени центральное место  занимают политико-экономическое обоснование исторической необходимости и ограниченности капиталистического способа производства, создание “Капитала” и деятельность I Интернационала.

     С середины 70-х годов по 1895 г., на третьей  ступени, марксистское мировоззрение  получает итоговую разработку. К. Маркс и Ф. Энгельс пытались выяснить и указать пути реального освобождения трудящихся, от какой бы то ни было эксплуатации, от любых форм социального гнета, к преодолению бесправия и неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, при котором можно будет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организовать общественную жизнь, обеспечить свободное гармоничное развитие личности. Увлеченные этой идеей, К. Маркс и Ф. Энгельс обратились к широкому кругу прямо связанных с ней вопросов государства, права, законодательства, политики. Итогом такого обращения и явилась разработка марксистской историко-материалистической концепции государства. Владимир Ленин указывал на три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализма.[1]

     Марксистское  учение о государстве включает как  философские, так и социологические  представления. Он считал, что государство  в конечном итоге должно отмирать. Этот процесс он считал абсолютно неизбежным. Государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Классы это большие группы людей, с разными интересами, различающиеся по их отношению к средствам производства. Класс в полном смысле осознаёт себя как особую социальную группу со своими собственными интересами. Наиболее нужной формой выражения классового самосознания является политическая партия. С возникновением государства в обществе идёт постоянная классовая борьба. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. В свою очередь классовая борьба неизбежно ведёт к диктатуре пролетариата. И эта диктатура сама по себе лишь составляет переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

     Экономический базис, по его мнению, всё таки доминирует над государством. А внутри государства противоборствуют два класса буржуазия и пролетариат. Буржуазия является господствующим классом. Причем, по его мнению, паразитическим классом. Класс, занимающий господствующие позиции в экономике стремится закрепить своё господство и в политике, завоевать государственную власть. Таким образом, государственная власть это организация, особый аппарат насилия господствующего класса. Буржуазия навязывает через идеологию свои собственные интересы, которые она представляет как всеобщие. Поэтому право это возведённая в закон воля господствующего класса.[2]

     Непосредственно К. Маркс написал о спорной  сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и  в которых все гражданское  общество конкретной эпохи воссоздает своё концентрированное выражение».[3] В сферу деятельности государства входят специфические функции, вытекающие из противопоставления правительству и народных масс. Вместе с тем К. Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая выступает и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанным, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.[3]

     Политическое  государство, по мнению Маркса, принадлежит к регулятивной «надстройке» общества: оно само есть продукт классовой борьбы, а не возвышенно оторван от этого конфликта или как-нибудь разрешает его. Государство – это в первую очередь инструмент господствующего класса, способ сохранения его гегемонии над другими классами; и в частности буржуазное государство произрастает из отчуждения между индивидом и всеобщей жизнью: «Именно благодаря этому противоречию между частным и общим интересом последний, в виде государства, принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных – как отдельных, так и совместных – интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности. Но это совершается всегда на реальной основе имеющихся в каждом семейном или племенном конгломерате связей во плоти и крови, по языку, по разделению труда в более широком масштабе и по иным интересам, в особенности, – как мы покажем в дальнейшем, – на основе интересов классов, которые, – будучи уже обособленными в результате разделения труда, – обособляются в каждой такой людской совокупности и из которых один господствует над всеми другими. Отсюда следует, что всякая борьба внутри государства – борьба между демократией, аристократией и монархией, борьба за избирательное право и т.д. и т.д. – представляет собой не что иное, как иллюзорные формы, в которых ведется действительная борьба различных классов друг с другом.»[4]

     Маркс не всегда принимает настолько ярко инструменталистский взгляд на государство  в своих подробных анализах классовых  конфликтов; но он убежден, что истина государства, так сказать, лежит вне себя, и, сверх того, рассматривает её как форму отчуждения внутри себя. Каждый отдельный гражданин отчуждается в государственной части своих индивидуальных сил, которые потом приобретают определенную силу над каждодневной социальной и экономической жизнью, называемой Марксом «гражданским обществом». В отличие от этого, подлинная социалистическая демократия объединяет эти общие и индивидуальные части, давая нам возможность участвовать в общих политических процессах как конкретно частные индивиды – например, на рабочем месте или в местной общине, а не как абстрактные граждане либеральной представительной демократии. Конечное видение Маркса выглядит как анархистское: кооперативное содружество, составленное из того, что он называет «свободными ассоциациями» рабочих, распространит демократию на экономическую сферу, воплощая ее в политической сфере.

     К. Маркс главный источник возникновения  политики видел в создании социально  неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, сохраняется равенство, оно в политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов, их взаимная увязка и поиск интересов в обществе обуславливают необходимость политики.

     Согласно  его учению существует две фазы коммунистического  общества. Низшая фаза это социализм - бесклассовое общество с распределением по труду. Высшая фаза это коммунизм с распределением по потребностям на основе всесторонне развитых производительных сил и наукой в качестве непосредственной производительной силой.[5]

     Обладание государственной властью открывает  возможности тем или иным политическим субъектам влиять на все стороны жизни общества и тем самым утверждать своё политическое господство. Государство диктатуры пролетариата - это новый вид демократии и свободы. Диктатура по его замыслам это переходный период между капитализмом и социализмом. [6]

     Когда классовая борьба прекратится с  окончанием периода диктатуры пролетариата и построением социализма как  общества без классов становится больше некого эксплуатировать и подавлять. Тогда государство за ненадобностью отмирает. В дальнейшем сохраняются только некоторые административные функции по управлению производством.

     Маркс и Энгельс придерживались той  точки зрения, что целью социализма должно быть не только бесклассовое, но и безгосударственное общество. Но достижение этой цели, возможно, только после того, как рабочий класс завоюет политическую власть и преобразует государство. Захват государственной власти был для Маркса необходимым средством для достижения цели отмирания государства в дальнейшем. За «государственный социализм» Маркса критиковали сторонники полного уничтожения государства – анархисты. С «государственным социализмом» Маркса тесно связана его установка на революцию.

     Для него «революция» определяется скорее не скоростью, неожиданностью или насилием процесса социального изменения (хотя, по всей видимости, он действительно полагает, что мятежные силы будут вовлечены в построение социализма), а тем, что она приводит к свержению одного имущего класса и заменяет его другим. Понятное дело, этот процесс должен занять немало времени, чтобы свершиться. Здесь можно отметить особую черту социализма: приводя рабочий класс к власти, тем самым создаются условия, при которых все классы могут быть упразднены. Как только средства производства обобществлены и контролируются на общественных началах, сами классы, наконец, исчезнут.

Информация о работе Политическая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса