Политическая культура России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Политическая культура - составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов.
Особенность политической культуры заключается в том, что она составляет не саму политику или политический процесс,

Содержание

Введение 3
Развитие современной политической культуры 4
Особенности политической культуры 8
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 34.63 Кб (Скачать)

- подданническое отношение  к власти;

- правовой нигилизм;

- нетерпимость к другим  мнениям, принципам;

- некритическое восприятие  зарубежного опыта, копирование  его сомнительных образцов;

- предрасположенность к  силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

Свое предназначение в  качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

В силу объективных обстоятельств  Россия всегда будет испытывать потребность  в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве  власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес  и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.

С точки зрения А.Ахиезера, «общество не может обеспечить свое существование в усложняющемся мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная задача политологии в постсоветском обществе - искать пути воспроизводства либеральной культуры, социокультурный фундамент которой пока еще слаб, совершенствуя на этой основе общество и государство, способствуя достижению базового консенсуса, преодолению раскола между всеми элементами нравственного схематизма. А для этого необходимы определенные нравственные основания - прежде всего развитие гуманизма (который в свое время не был воспринят духовной элитой из византийской культуры), христианская идея любви, вытеснение на периферию культуры агрессивности, ненависти, убеждения, что «мир лежит во зле», мироотреченности (последняя была активно воспринята из византийского наследия)».

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России может  сформироваться гражданская культура, которая будет носить смешанный  характер, т.к. нельзя двигаться вперед, отрицая все, что было создано  предшествующими поколениями. Основными  источниками такой культуры могут  стать современная политическая практика, которая через правовые акты будет приобретать легитимный характер; западная политическая культура, являющаяся источником необходимых  ценностей; национальная традиция, корректирующая формирующуюся политическую культуру.

Неотъемлемой частью формирования идентичности любой нации и государства  являются национально-государственные  символы.

Политическая символика- это предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определенную идею. К таким символам относятся  флаг, герб, гимн.

В 1989г. был восстановлен исторический национальный флаг России- бело-сине- красное полотнище.

Наряду с флагом та или  иная страна в представлениях ее граждан  и иностранцев отожествляется с  ее гербом. Изображение двуглавого золотого орла на красном фоне было заимствовано Россией в XVI в. у Византии после женитьбы великого московского князя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. С тех пор российский герб постоянно подвергался изменениям. Герб с двуглавым орлом снова стал символом российской государственности согласно указу президента России в конце 1993г.

Одно из центральных мест среди политических символов занимают национальные гимны.

Гимн- это торжественная  песня, являющаяся официальным символом государственного единства, это музыкальный  эквивалент герба или флага страны. В качестве гимна России используется музыка «Патриотической песни» М.И. Глинки .

В современных условиях одно из центральных мест среди институтов, участвующих в формировании политической культуры, в процессах политической социализации, принадлежит средствам  массовой информации (СМИ). Нынешние средства массовой информации - это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и  распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко- и видеозаписей. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»). Оперативность и динамичность дают средствам массовой информации возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально- политические ценности.

СМИ и связанные с ними информационные и компьютерные технологии (в т.ч. и все более внедряющийся в быт россиян Интернет) , используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе, в первую очередь, для оказания большего влияния на правительство страны, на законодательную и исполнительную власть, руководство партий. политических деятелей, на сам процесс принятия политических решений.

СМИ вводят человека в мир  политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими  с точки зрения государственной  власти. При этом сам процесс «  ввода» информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступают в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является условием совершенствования политической культуры.

 

Заключение

В заключение данной работы можно сделать выводы о том,что

Российская политическая культура характеризуется резким дисбалансом  современных и традиционных ориентаций, что является следствием попытки  силовой, революционной замены традиционных коллективистских ценностей на ценности либерально- индивидуалистические.

 Неспособность власти  решать задачи, основываясь на  принципах справедливости, стала  причиной деполитизации масс. Тенденция преобладания ценностей неучастия и пассивности становится все более угрожающе стабильной. Отсутствие интереса к политике у всех слоев населения независимо от уровня образования напоминает доперестроечное время и ярко контрастирует с состоянием политической эйфории и несбывшимися надеждами на быстрое формирование демократических институтов, господствовавшими в обществе в начале 1990-х г.

Политическая культура все  в большей мере определяется непредсказуемостью политического поведения граждан. Политическую культуру России характеризуют  антагонистическое сосуществование  таких культур, как западнической  и почвеннической, радикальной и  патриархально-консервативной, анархической и этатистской, «демократической» и « коммунно- патриотической», что и является одной из причин отсутствия базового консенсуса и национального согласия.

 Характерные черты  российской политической культуры: ведущая доминирующая роль ценностей  коммунитаризма, внутренний раскол политической культуры, недопонимание, недооценка роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью, непопулярность контроля за властями в сочетании со слабым уважением к закону и др.

 

Список использованной литературы

 

1. Акчасова В.А., ГутороваВ.А. Политология: учебник. П 50 М.: Высшее образование, 2008.

2. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2008

3. Смирнов Г.Н., Петренко  Е.Л., Сироткин В.Г., Бурсов А.В. Политология: учебник.- М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

4. Решетникова С.В. Политология: учебник для вузов.- М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2000.

 

 


Информация о работе Политическая культура России