Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Работа содержит 1 файл

политология готовая.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

4. Одна  из важнейших функций политической  системы – создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т.п.).

5. Защита  данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

Таким образом, политическая система реализует  функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.  

1.3Структура  политической системы. 

Набор функций политической системы прямо  связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых  функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое  сообщество людей, включающее  большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность  политических институтов и организаций,  составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная  подсистема: политические, правовые  и моральные нормы, традиции, обычаи  и другие регуляторы политического  поведения и деятельности.

4. Функциональная  подсистема: методы политической  деятельности.

5. Политическая  культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу  элементов политической системы  относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Политические  институты – один из основных элементов  политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место  в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.

Функции политических институтов выявляются и  реализуются в их взаимосвязях. Последние  подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.

Ядро  политической системы – государство. Государство выступает орудием  политического господствa определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

Государство – многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

     Политическая  система, являясь организованной совокупностью  взаимодействующих политических субъектов, вся состоит из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования. 
 

2. Особенности политической системы современного российского общества

 

Политическая  структура России представляет наибольший интерес в связи её динамичностью. В нашей стране существенным фактором начавшегося движения от тоталитарного режима к демократии и гражданскому обществу стали выборы Съезда народных депутатов СССР, в которых наряду с "блоком коммунистов и беспартийных" участвовали общественные организации и объединения. Благодаря этому в парламент страны впервые за десятилетия его существования были избраны независимые и выражающие интересы народа депутаты. Ведь именно этот состав депутатов внес многочисленные существенные изменения в Конституцию страны в направлении утверждения демократии, правового государства и гражданского общества.

Как известно, государство занимает центральное место в политической системе общества. "…существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом". Для того чтобы государство оказалось способным выполнять свою роль в политической системе общества, необходим определенный набор условий и факторов. К числу таких объективных условий правомерно отнесены правовые, социальные, экономические, силовые, идеологические, информационные. Эффективное воплощение политико-правовой идеи государства предполагает правовое упорядочение влияния указанных условий на общество. Конечно, особое место среди них занимают правовые условия и, в свою очередь, конституционно-правовая основа деятельности государства как условие легитимности любых его действий по отношению к обществу. Именно поэтому совершенствование конституционных основ деятельности государства является не только предпосылкой развития политической системы, но и всего российского общества в целом. Представляется, что возможности улучшения положений Конституции РФ о взаимодействии общества и государства далеко не исчерпаны.

Сущность  политической системы Российской Федерации  закреплена в ряде статей Конституции  страны: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч.1 ст.1); суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч.1 ст.4); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.5); государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную (ст.10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ч.1 ст.11); государственную власть в субъектах РФ осуществляют образованные ими органы государственной власти (ч.2 ст.11); в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст.12); в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность (ч.3 ст.13); общественные объединения равны перед законом (ч.4 ст.13); каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч.1 ст.30).

Процесс реформирования российского общества и всей его политической системы высветил ряд неблагоприятных для личности тенденций, существенно ослабляющих ее реальное положение в обществе, социальную и правовую защищенность. Причины этих явлений накапливались десятилетиями. Оценивая общую ситуацию, нельзя не видеть, что личность сегодня подвергается серьезным испытаниям. К ним, на наш взгляд, относятся следующие:

- высокий  уровень преступности;

- падение  жизненного уровня людей, низкий  прожиточный минимум, есть голодающие  или живущие впроголодь;

- экологические  катаклизмы, создающие в ряде  случаев экстремальные ситуации;

- притеснения  бюрократии, которая отнюдь не отступает, а лишь перестраивается и в ряде случаев наступает;

- существует  угроза и со стороны экстремизма,  стихийных анархических сил, смыкающихся в ряде случаев с коррумпированными элементами.

Указанные факторы оказывают влияние не только на отдельного человека, но и на всю общественно-политическую жизнь страны. "Права человека нельзя обеспечить в полном объеме без коренной модернизации общественного производства, кардинальной реконструкции политической системы. Только в этом случае можно создать условия для полной и всесторонней реализации человеческой личности. Коренное изменение государственной политики в области прав человека, совершенствование прав и свобод личности - одна из стратегических линий реформирования политической системы, ее развития в направлении все более полного осуществления самоуправления народа на основе активного и действенного участия граждан в решении вопросов государственной и общественной жизни".

В настоящее  время в российском обществе складывается олигархически-корпоративный тип политической системы, при которой влияние на рычаги власти имеют представители наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролируют уже более половины государственной экономики и частного сектора. Причем процесс срастания власти и криминала продолжается. "Корпоративные принципы отношений элитарных групп качественно снизили влияние на власть идеологически ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных широких слоев населения".

Конституции Российской Федерации закреплены содержание политической системы общества, порядок образования ее структурных составляющих. Важное значение имеет закрепление принципа плюрализма, как в идеологии, так и в политической системе (разделение властей, многопартийность, общественные объединения). В Конституции отсутствует какое-либо упоминание о партийно-политической системе, тем более, о ее приоритете в обществе. Напротив, Конституция Российской Федерации проникнута установлениями о равенстве общественно-политических и иных объединений граждан.

Эксперты  убеждены, что только одна партия - "Единая Россия" будет побеждать на региональных выборах. Так, глава СПСС Н. Белых  заявил, что данные поправки отражают последовательные действия по укреплению "Единой России". При столь масштабном административном ресурсе, который сейчас работает на нее, победить на региональных выборах какой-то другой партии практически невозможно. В этом отношении примечательны суждения председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Рассматривая судьбоносную проблему о перспективах развития политической системы Российской Федерации, он, прежде всего, выражает обоснованную озабоченность в связи с тем, что желаемая "многопартийность не вырастает из реальных потребностей людей, а строится искусственно" и ведет к "росту протестных настроений". Прав автор в том, что, "если политическая система монополизирована, власть просто не в силах адекватно реагировать на проблемы, которые актуальны для граждан". Будучи одним из ведущих руководителей государства, С. Миронов особую тревогу выражает в связи с возобновившейся тенденцией установления однопартийности в современных условиях развития России. "В последнее время мы видим сознательное вытеснение малочисленных партий из участия в избирательном процессе путем повышения проходных барьеров. Есть опасения, что, вопреки обещаниям, приведет это не к стабилизации системы, а к ее стагнации из-за политической монополии на власть определенных сил".Такая опасность усматривается автором в деятельности партии "Единая Россия", которая в восприятии большинства населения так и остается "партией чиновников... ".

Информация о работе Политическая система общества