Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:13, контрольная работа

Описание работы

В наши дни понятие «политическая система» является одним из базовых в современной политической науке. Оно позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности, устойчивости, подчеркивая структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, ее связь с другими сферами общества.

Работа содержит 1 файл

Понятие и структура политической системы общества.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     В наши дни понятие «политическая  система» является одним из базовых  в современной политической науке. Оно позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности, устойчивости, подчеркивая  структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, ее связь с другими сферами общества.

     Политическая  система существует неразрывно с  государством, так как государство  является едва ли не самым главным  элементом политической системы. Возникновение  политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. “Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции”. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. “Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества”. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Белорусской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда “ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно “затемнить” и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.” Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.

 

      

      1. Политическая система  общества

      1.1. Понятие и структура  политической системы  общества

      Политическая  система общества представляет собой  отражение политической жизни общества в целом. 

      Политическая  система - это система взятых в единстве и взаимодействии государственных, общественных организаций, иных политических институтов, которые на основе определенных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, осуществляют определенные политические функции.

      Политическая  система неоднородна по своему составу. В состав политической системы входят различные структурные элементы. В юридической литературе встречается множество точек зрения по вопросу о структуре и составляющих политической системы.

      Политическая  система, как и всякий социальный феномен, как часть общества в целом, динамична. Перечисление ее структурных элементов позволяет создать лишь безжизненную модель политической системы, да и то не полную, ибо в данном случае перед нами будет только совокупность, а не система элементов. Понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие определенных элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга. Любая социальная система, и политическая в том числе, - это прежде всего система отношений и взаимодействий между некими элементами; именно это не всегда учитывается при характеристике политической системы общества. 

      По  своей структуре политическая система  общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует  различные стороны ее жизнедеятельности:

      1) Институционный (или организационный) элемент. Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. В этот элемент входят государственные органы, общественные объединения всех организационноправовых форм (массовые движения, общественные организации, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности), политические партии как специфический субъект и др. Организационный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политсистеме, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. 

      2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся:

- политические  нормы (содержатся в уставах, программах политических партий);

- нормы  права (например, Конституция РБ);

- политические  обычаи и традиции.

      3) Функциональный элемент. Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся: 

      - политические действия (митинги,  демонстрации, забастовки, собрания, сходы,  шествия, пикеты и др.); 

      - политические процессы (процесс  формирования парламента, процесс  формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью,  протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий); 

      - акты реализации функций, присущих  структурным элементам политической  системы (например, одна из функций  политической партии - выдвижение  кандидатов в выборные государственные  органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии).

      4) Идеологический элемент. Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе.

      5) Коммуникативный элемент в свою очередь представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации.

      Считаю  необходимым подчеркнуть, что понятие  политической системы образуют все  перечисленные элементы в совокупности, в комплексе. 

      Согласно  другим классификациям, компонентами политической системы общества являются:

      - совокупность политических объединений  (государство, политические партии, общественнополитические организации  и движения);

      - политические отношения, складывающиеся  между структурными элементами системы; 

      - политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь  страны; 

      - политическое сознание, отражающее  идеологические и психологические  характеристики системы; 

      - политическая деятельность, охватывающая  действия конкретных людей как  представителей или членов политических объединений.

      Функции политической системы разнообразны. Я хочу остановиться на важнейших  их них. 

      Контроль  за сферой распределения ценностей  как ведущую функцию политической системы обеспечивает государство  как главный компонент политической системы. В качестве ценностей могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга. Распределительная функция политической системы определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Эта функция является предпосылкой реализации следующей функции. 

      Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. 

      Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе. 

      Функция вовлечения населения в политическую жизнь.

      Данный  перечень функций политической системы  не является исчерпывающим, но здесь  важно подчеркнуть, что функции  политической системы необходимо отличать от функций отдельных входящих в  нее институтов (партий, государства и др.). 

 

      

      1.2. Типология политических систем 

      Политические  системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.

      1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

  • тоталитарные;
  • авторитарные;
  • демократические.

      2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:

  • открытые системы;
  • закрытые системы.

      Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, проникнутые духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.

      3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.

      Соответственно выделяются системы:

  • рабовладельческие;
  • феодальные;
  • капиталистические;
  • командно-административные.

      Достаточно  распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерна патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

      5. Выделяют политические системы переходного типа, включающие в себя элементы модернизированной системы, рождается и элементы старой системы.

      6. Существуют различные типологии  политических систем, предназначенных  по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянием политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмонда и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.

      В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.

      Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.

      Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управления подсистемами и "культура подчинения участия". В свою очередь авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизированными.

      Политологи  обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.

Информация о работе Политическая система общества