Политические идеи античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:35, контрольная работа

Описание работы

История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.

Содержание

Введение.
«Идеальное государство» Платона и «Идеальное государство» Аристотеля.
Политические воззрения Древнего Рима:Цицерон,Л.Кар.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Политические идеи античности.docx

— 27.64 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

   План

         Введение.

  1. «Идеальное государство» Платона и «Идеальное государство» Аристотеля.
  2. Политические воззрения Древнего Рима:Цицерон,Л.Кар.
  3. Заключение.

 

Введение

     История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они  носили отрывочный характер, но уже  с II и I тысячелетий до нашей эры  дошли до нас крупные памятники  законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам  великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые  философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой  было положено в эпоху античности.

     Труды историка Геродота (485-425 гг. до н.э.), размышления  философов Платона и Аристотеля можно рассматривать как теоретические  предшествования современной политической науки. На определенных стадиях развития общества проблемы власти и управления приобретали такую важность, что  усилия лучших умов того времени концентрировались  на рассмотрении человека, помещаемого  в фокус политики. Аристотель назвал “политику” королевой наук.

     Впрочем, нужно отдавать себе отчет в том, что подобные размышления представляют собой скорее протополитику –  так уместнее называть теоретическую  деятельность предшественников современной  политической науки.

     Протополитика носила отчетливо выраженный политический характер. Это была практическая наука, стремящаяся воздействовать на человеческую жизнь, осветить путь человеческой практике – больше всего ее интересовали цели и смысл человеческого бытия  и человеческой деятельности. Поэтому  главным предметом ее исследования являлось государство как идеальный  образец человеческого объединения, а в центре ее внимания всегда оставалась идея всеобщего блага. При этом Аристотель, например, полагал, что знание, которое  направлено на уяснение смысла человеческой деятельности, должно быть практическим, т.е. применимым к жизни, а потому в практических науках не могут использоваться строгие (как в математике) методы доказательства – практическое знание никогда не может быть таким точным и определенным, как теоретическое.

 

   

    «Идеальное  государство» Платона  и «Идеальное государство» Аристотеля. 

         Платон был, автор таких выдающихся произведений, посвященных политической проблематике, как “Государство”, “Политика”, “Законы”. Государство трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.

     В своём диалоге “Государство”  Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Справедливость состоит в том, чтобы  каждое начало занималось своим делом  и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует  иерархической соподчинённости  этих начал во имя целого: способности  рассуждать  подобает господствовать; яростному началу - быть вооружённой  защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом  вожделеющим, которое “по своей  природе жаждет богатства”.

     Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное  общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что  наилучшее удовлетворение  этих потребностей требует разделения труда  между гражданами государства.

     Для Платона идеальной формой государства  выступала аристократия как правление  нескольких мудрейших и старейших  философов. Поскольку государство, политика должны базироваться, прежде всего, на началах разума, постольку  во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем  благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой  формы правления была тогда аристократическая  Спарта. Вместе с тем Платон говорил  о неправильных, извращенных государственных  формах, среди которых выделяются тимократия - государство заслуженных  воинов, составляющих второе после  философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; и демократия - власть бедных, народа, землевладельцев и ремесленников  как третьего по рангу сословия.

     Платон  решительно выступал против демократии как власти многих (большинства), которым  недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью. Порождаемая ею тирания - наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы и демократии неизбежно ведет к рабству и тирании большинства. В то время демократия воплощалась в устройстве Афин. Тем не менее, в своем позднейшем произведении “Законы” Платон признал идеальной такую форму государства, которая сочетает в себе признаки монархии и демократии.

     Дальнейшее  развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано  с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.

     Аристотель  различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием  уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - область  гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.

     Государство, по Аристотелю, - продукт естественного  развития. В этом отношении оно  подобно таким естественно возникшим  первичным общениям, как семья  и селение. Но государство - высшая форма  общения, обнимающая собою все остальные  общения. В политическом общении  все другие формы общения достигают  своей цели и завершения. Человек  по своей природе существо политическое, и в государстве завершается  развитие этой политической природы  человека.

     Аристотель  развил идеи своего учителя о формах государства. В основе его классификации  этих форм лежат, с одной стороны, количественный критерий, то есть количество лиц, осуществляющих правление в государстве, с другой, качественный критерий, то есть цели государственного управления. В итоге формы государства подразделялись им на три “правильные” и три “неправильные”. “Правильные” - это монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достижения общего блага; “неправильные” формы - это тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи как основные формы правления, различное сочетание которых создает другие формы правления.

     Симпатии  Аристотеля на стороне политики, ибо она как смешанная форма (“золотая середина”) сочетает в себе преимущества других форм: добродетели от аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии. Власть в политике принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить Спарта и Крит. Причину смены различных государственных форм Аристотель видел в одностороннем преувеличении места и роли тех или иных черт и принципов, лежащих в основе различных государственных форм, и в связанном с этим нарушением принципа справедливости.

     Политические  идеи Древнего Рима:Цицерон,Л.Кар.

     Политические  идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских  ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора, государственного деятеля  и мыслителя. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.

     Вслед за Платоном и Аристотелем он видел  в государстве “дело народное”, выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение  государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой  этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом  вырастает государство. Связующей  силой, основой общества свободных  граждан выступает право, закон.

     В русле традиций древнегреческой  мысли Цицерон уделял большое  внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению  одних форм из других, «круговороту»  этих форм, поискам «наилучшей» формы  и т. д.

     Критерии  различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы  правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Все эти простые формы (или  виды) государства не совершенны и  не наилучшие, но они, по Цицерону, все  же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе  — и правовые), которые впервые  накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства  и недостатки. В случае, если бы предстоял  выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее  место ставится демократия.

     Достоинства разных форм правления (благоволение, мудрость, свобода), по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.

     Основной  порок простых форм государства  состоит, согласно Цицерону, в том, что  все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком  пути», ведущем к несчастью. Царская  власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и  знатных. Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, «нет более  уродливой формы правления, чем  та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.

     Эти уродливые виды властвования (тирания  единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.

     Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в  условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого  путем равномерного смешения положительных  свойств , трех простых форм правления. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

     Творческое  наследие Цицерона, в том числе  и его учение о государстве  и праве, оказало большое влияние  на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в  центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный  интерес к его идеям проявляли  мыслители эпохи Возрождения, а  затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста.

Информация о работе Политические идеи античности