Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:49, контрольная работа

Описание работы

Политический конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Место и роль конфликтов в политике…………………………….…....…5
2.Основные концепции политических конфликтов…………….…...……8
3.Пути и способы разрешения конфликтов……………………..…...……11

Заключение……………………………………………………………….……..15

Список использованной литературы………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 37.60 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    План

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Место и роль конфликтов в политике…………………………….…....…5
  2. Основные концепции политических конфликтов…………….…...……8
  3. Пути и способы разрешения конфликтов……………………..…...……11

Заключение……………………………………………………………….……..15

Список  использованной литературы………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Конфликты, являются наиболее распространенным источником и формой политических изменений, в связи, с чем разработка технологий управления и контроля над ними, позволяющих снизить издержки конкуренции за власть и уменьшить собственные потери на этом поприще, становятся задачей первостепенной важности для любого участника политических отношений и тем более для правящего режима. В принципе конфликт представляет собой один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных формах несовпадения позиций чаще всего именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.

    Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных  сил с целью реализации их интересов  в условиях противодействия; это  серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой1.  Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг на друга. В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду: что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности.

          

    Между тем на Западе есть солидная школа  конфликтологии, разрабатывающая многие проблемы природы социальных и политических конфликтов и кризисов.

    Если  политический конфликт   не урегулировать  сразу, то это может привести к  неопределенным последствиям. Это может  быть, как и разрыв экономических отношений с конфликтующей стороной, но так же может и закончиться войной. Именно этот аспект  и определяет актуальность выбранной мной темы.

      Основной целью контрольной работы  является изучить особенности  политических конфликтов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Место и роль конфликтов в политике

         Политический конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, чаше всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.

    Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической

игре  сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.

    Конфликты, сигнализируя обществу и властям  о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Как справедливо считает немецкий ученый Р. Дарендорф, человеческая свобода и свобода политического выбора в частности «существует лишь в мире регулируемого конфликта»2. Поэтому только непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества. (Конфликтологи подметили: если энергия людей распылена на решение множества властно значимых задач, а не концентрируется на каком-либо одном конфликте, такие социальные и политические системы, как правило, сохраняют больше возможностей поддерживать стабильность своего развития.

    Л. Козер  полагал: неоднородные внутренние конфликты, налагаясь друг на друга, способны предотвратить глобальный раскол общества, чреватый для последнего полной утратой жизнестойкости.) Таким образом, можно утверждать, что только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего в странах с гибкой, развитой системой социального представительства) выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

    Источники политических конфликтов ученые, как  правило, видят в действии либо внесоциальных, либо социальных факторов. Чаще всего к внесоциальным факторам относятся многочисленные, в духе К. Лоренца, интерпретации различных видов политической напряженности, базирующиеся на признании сходства внутривидовой враждебности животных и агрессивности человека. Однако данные современной науки не подтвердили, что люди обладают повышенной склонностью именно к конфликтам, а не к, положим, альтруизму или солидарности с себе подобными3.

    Более достоверно объясняет природу политических конфликтов признание ведущей роли социальных факторов. Среди данного рода детерминант, как правило, выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. Прежде всего - это разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д. Эти, условно говоря, объективные источники политических конфликтов чаще всего детерминируют противоречия между правящей и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти.

      Внешнюю напряженность такого  рода конфликтов, как правило, удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую игру, можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов.

    Ко  второму основному источнику  политических конфликтов относятся  расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс порой весьма трудно.

    И, наконец, третьим источником политических конфликтов в политической науке рассматриваются процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны прежде всего для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью (как это, к примеру, происходит в современной России после распада Советского Союза). Такого же характера противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и т.п. группы.

          

  1. Основные  концепции политических конфликтов.
 

    Самыми  известными западными концепциями конфликтологии стали:

    1) концепция позитивно-функционального конфликта (автор – американский политолог Л. Козер; суть: конфликт сплачивает группы; обществу присуще неизбежное неравенство, неудовлетворенность членов и напряженность между людьми и группами),

    2) конфликтная модель общества (автор – немецкий политолог Р. Дарендорф; суть: само развитие общества порождает конфликты, но и общество может влиять на них; общества различаются не наличием или отсутствием конфликта, а отношением власти к ним),

     3) общая теория конфликтов (автор – американский политолог К. Боулдинг; суть: все конфликты развиваются по общим моделям, что позволяет разным силам их контролировать; каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную другой стороне, чтобы схватиться; в самой природе человека и общества заложена враждебность)4.

    Но  в целом для всех этих концепций  характерна убежденность в разрешимости конфликтов, тогда как у марксистов был иной взгляд: конфликт постоянен, но лишь потому, что он имеет классовую  природу, а при коммунизме его  уже не будет. Однако конфликт в политике – норма, а не исключение.

    Политические  конфликты могут различаться  по степени зрелости, по характеру  и по остроте разрешения. В зависимости  от ситуации конфликт может иметь  тенденцию либо к самоликвидации, либо к разрешению, либо к обострению (эскалации, когда вовлекаются все  больше участников). Их различают по субъектам, уровню и объекту (масштабу). Самый крупный по масштабу -  межсистемный конфликт (или конфликт цивилизаций), обусловленный различием государственных или национальных интересов в глобальном масштабе. Далее, конфликты могут быть вооруженные (опасны возможностью вовлечения новых сил и выхода из под контроля) и невооруженные (дипломатические, таможенные, финансовые «войны»5). Внутриполитические возникают внутри общества, режима, партии, либо между партиями и даже фракциями одной партии, чаще в ходе политической кампании. Французский политолог М. Дюверже подразделяет внутриполитические конфликты на горизонтальные (между группами) и вертикальные (на разных уровнях), между управляющими и управляемыми, между меньшинством и большинством и т.д. Внутриполитические конфликты подразделяются также на режимные (цель – захват власти и смена политической системы без разрушения территориальной целостности государства) и легитимные (когда часть государства стремится отделится от целого).

    Среди внутриполитических конфликтов можно  выделить также социально-классовые, межнациональные, религиозные, межпартийные и межличностные. Внутриполитические конфликты очень сложны, согласование политических интересов – это  целая наука и искусство компромиссов. Особенно опасны конфликты между  ветвями и подразделениями власти (центр – регионы, законодательная - исполнительская власть и т.д.).

    Конфликты по-разному проявляются в демократических  и недемократических системах. Демократия изначально запрограммирована на конфликт и имеет специальные политико-правовые институты для их решения и  поиска компромисса, что связано  с разделением властей. Это предохраняет демократическую политическую систему  как от авторитаризма, так и от анархии. А вот авторитарные и  тоталитарные политические режимы стремятся  ликвидировать конфликты во имя  гармонии и единства, но именно поэтому  они, наоборот, неизлечимо конфликтны, причем в самых болезненных и  разрушительных формах. Противоречия годами загоняются внутрь, чтобы потом  прорваться, и вместо многих мелких конфликтов вспыхивает один макроконфликт, который может просто уничтожить общество и государство, как целостность.

    Конфликт, даже чисто религиозный и экономический, всегда носит политический характер, т.к. решается на основе политического  курса государства. Международный  конфликт как вид внешнеполитического  конфликта – это одновременно и сбой международной системы, и  столкновение сил, преследующих цели, несовместимые в одном пространстве. Каждой эпохе соответствует свой тип международных конфликтов. Их можно урегулировать на разном уровне – межгосударственном, с помощью третьих стран или международных организаций 

  1. Пути  и способы разрешения конфликтов

    Политическая  наука существенное внимание уделяет  поиску форм, способов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке  эффективных технологий управления им. При обилии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач: a) предупредить возникновение конфликта, или воспрепятствовать его разрастанию и распространению; б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения угрозы внезапного развития неконтролируемых действий; в) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на остальные сферы общества; г) учитывать бессчетные внутренние и внешние причины: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения фаворитов и их приверженцев, а также культурно-исторические, социально-экономические, этнонациональные и остальные особенности общества.

Информация о работе Политические конфликты