Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Политический режим - это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Политический режим определяется формой государства и присущей ему формой правления.
Понятие "политический режим" появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политический режим как категория политологии………………………4
Глава 2. Критерии классификации и основные типы политических режимов….6
2.1. Демократический политический режим: основные черты………....6
2. 2. Черты и разновидности авторитарного и тоталитарного
политических режимов……………………………………………....9
Глава 3. Политический режим в России: история и современность……………17
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ!!!.docx

— 57.90 Кб (Скачать)

Разделение властей  является одном из основных принципов  демократического режима. Его реализация позволяет предотвратить злоупотребление и возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной с правом. В демократически устроенном государстве власть осуществляется посредством специальных органов. Они объединены в рамках трех основных "ветвей":

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная.

     Эти власти распределены между собой, что  позволяет удерживать государственную  власть от возможных злоупотреблений.

     Демократический политический режим функционирует  на важнейшем в политическом отношении  принципе: решения принимаются большинством с

учетом интересов  меньшинства.

     Основные  признаки демократического режима сформулированы в основных функциях его парламента:

- представительная функция, которая служит политическому выражению дифференциации общества по интересам – этнического представительство интересов, корпоративное, территориальное, партийное и т.д. Парламент призван обнажать (вскрывать) конфликты интересов и находить пути их разрешения;

- функция власти, т.е. парламент – это орган, принимающей решения. Он определяет направление развития общества в целом и его основных подсистемах, их структуру, политическое содержание;

- правотворческая, законодательная функция. Конечным результатом работы парламента является создание какой-либо правовой нормы, которая несет функцию регуляции поведения людей и организацией;

- функция политического контроля и привлечения к ответственности, т.е. парламент наделен исключительными, особыми или специальными полномочиями;

- функция легитимности – парламент осуществления эту деятельность посредством юридически закрепленного и регулируемого функционирования.

2.2. Черты и разновидности авторитарного и тоталитарного политического режимов

     Тоталитаризм

     Одним из первых (в 30-х гг. прошлого века) ввел в научный оборот термин "тоталитаризм" немецкий философ и политолог  К. Шмитт, а уже перед началом второй мировой войны в США состоялся симпозиум, рассмотревший феномен тоталитарного государства. В 40-е и 50-е годы ХХ века начинает складываться цельная теория тоталитарного политического режима.

     Тоталитаризм - это такой политический режим, который характеризуется широким и разносторонним контролем со стороны государственной власти над отдельным человеком и всем обществом, единой идеологией, направленностью внешней и внутренней политики на общие коллективистские цели.

     Термин "тоталитаризм" (от лат. totalitas - целостность) появился в 20-х годах прошлого столетия в Италии и приобрел политическую окраску после того, как Б. Муссолини использовал его для характеристики установленных им политических порядков на основе теории "органистского государства" олицетворявшего мощь официальной - власти призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества.

     К числу главнейших предпосылок возникновения  такого режима относится становление  индустриального развитого общества. Одним из существенных следствий  этого стало условием становления  общественной структуры, что привело  к разрушению привычных связей между  традиционными социальными слоями и группами общества, а также к  появлению новых социальных групп. В условиях невиданных ранее демографических  сдвигов отдельный человек терял  социальную устойчивость и стремился  отыскать точку опоры в "понятной" и устремленной в будущее идеологии.

     Тоталитарные  тенденции подстегивались интенсивным  развитием науки и техники, что  порождало иллюзию полной познаваемости  законов природы и общества. В  общественном сознании утверждалось представление  о возможности тотального планирования общественного развития в целях  достижения всеобщего процветания  в исторически обозримые сроки. Ставка в практической реализации этого  рода иллюзий делалась на государственный  аппарат с его возможностями  всеобъемлющего контроля всех сфер общественной жизни.

     В качестве предпосылки для возникновения  тоталитарного политического режима исследователи отмечают появление  массовых коммуникаций, позволявших  не только установление прямых отношений  государства с различными социальными  слоями и группами общества, но и  с отдельными гражданами. Утверждению  тоталитарных политических режимов, способствовало и улучшение материального состояния  основной массы населения, что еще  больше укрепляло убежденность общества в пользе дальнейшей централизации  власти и всемерного контроля государства  над всеми сферами жизнедеятельности  людей.

     Значительную  роль в становлении тоталитарного  политического режима играют социально-экономические  предпосылки. Они связаны, прежде всего, с тем, что утверждению тоталитарного  строя, как правило, предшествует глубокий кризис, ведущий к резкому возрастанию экономических бедствий большей части населения. В результате кризиса значительная часть общества оказывается на обочине общественного развития, лишается привычной общественной среды, образуя слой маргиналов. А это, в свою очередь, порождает среди части общества агрессивность, стремление радикально преобразовать общественную структуру.

     Едва  ли не важнейшим признаком тоталитарного  политического режима является идеологизация всех сфер общественной жизни. Единственно верная идеология является официальным основанием для принятия решений в экономике, политике, социальной сфере. Какой бы ни была социальная цель тоталитарного режима, его идеология выражает собственный вариант установления светлого будущего и общественного благополучия. Однако установление такого идеального строя основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало и даже стимулировало насилие по отношению к другим общностям граждан.

Важным признаком  тоталитарного режима выступает  подавление личности, обезличивание  человека, превращение его в однотипный винтик громоздкой государственной  машины. Один из немецких политологов  писал, что человек в тоталитарном государстве представляется "животной разновидностью человека".

     Тоталитарный  режим стремится к полной трансформации  человека в соответствии с укоренившей  в обществе идеологией (фашизм, марксизм). Ставится задача сформировать определенный тип личности с особым психическим  складом, ментальностью, поведением. И  достигается это посредством  широко осуществляемой стандартизации и унификации индивидуальности, растворения  ее в массе, подавлением индивидуального, личного начала человека. Вместо одного типа личности, которому свойственны  индивидуальность, своеобразие, самобытность, формируется в соответствии - с  идеологическими канонами другой тип  человека тоталитарного общества, в  котором нет места индивидуальным особенностям. Их заменяет однообразие, одномерность, единомыслие.

     В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

     Коммунизм (социализм) в большей степени, чем  другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.  

     Фашизм - право- экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

     Третья  разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме - вовне, против других народов.

     Авторитаризм

     Термин  “авторитаризм” (лат. auctoritas власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

     Перечислим  основные отличия авторитарных режимов  от тоталитарных:

     1) авторитаризм не имеет единой  и обязательной для всех идеологии,  допускает ограниченный плюрализм,  если он не наносит вреда  системе; гражданин не подвергается  репрессиям, если он не является  активным противником режима: необязательно  поддерживать режим, достаточно  его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;

     2) неодинаковая степень регламентации  различных аспектов общественной  жизни: при тоталитаризме контролируются  все сферы общественной жизни,  для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность;

     3) при тоталитаризме центром власти  является одна партия (партийные  органы пронизывают весь государственный  аппарат, общественные организации  и производственные структуры); при  авторитаризме - высшей ценностью  является государство как средоточие  властных функций (идея государства  как надклассового верховного  арбитра);

     4) авторитарные диктатуры предпочитают  сохранять традиционные классовые,  сословные или племенные перегородки,  которые чужды тоталитаризму  (в период становления тоталитаризм  разрушает прежнюю социальную  структуру, разрывает традиционные социальные связи, «превращает классы в массы»);

      5) при тоталитаризме систематический  террор проводится легально и  организованно, при авторитаризме  используется тактика избирательного  террора. 

     В настоящее время во многих странах  мира установились авторитарные политические режимы. По некоторым оценкам, около 100 государств в современных условиях относятся к авторитарным режимам. А это достаточно большое число стран с разнообразным государственным устройством - от военно-диктаторских до монархических. Они занимают промежуточное положение между демократическим и тоталитарным политическими режимами.

Главной социальной опорой авторитарного режима, как  правило, являются группы военных и  государственной бюрократии. Нередко  их действия, нацеленные на усиление монополизации  власти, оказываются достаточно эффективными. Так, за счет принудительной мобилизации  авторитарные политические режимы (например, режим Пиночета в Чили в 70-е годы) могут вызывать к жизни достаточно высокую гражданскую активность и на этой основе добиваться неплохих экономических результатов.

     Однако  эти режимы плохо приспособлены  для налаживания эффективной  связи между властью и рядовыми гражданами. И в этом заложена опасность  для самого существования авторитарного  политического режима. Узость социальной опоры авторитарного политического  режима выражается и в малой эффективности  идеологии. Ее инструменты просто бездействуют в авторитарном режиме. И потому, как отмечают специалисты, при выработке  государственной политики широко используются келейный сговор, подкуп, закулисные сделки и другие механизмы теневого правления.

     Основными признаками авторитарного режима заключаются  в следующем:

     1) Власть находится в руках одного лица или же группы лиц. В качестве носителя власти выступают монарх, диктатор, военная хунта и т.д.;

     2) Большинство населения не имеет доступа к власти;

     3) Неограниченность власти. Государственные органы не обязаны отчитываться перед гражданами или их представителями. Законодательство полностро формируется лицами, находящимися у власти.

     4) Опора на силу. Авторитарное государство не обязательно основывает свою деятельность на постоянном применении силы. Однако органы власти всегда дают почувствовать свою способность прибегать к принуждению к повиновению населения.

     5) Монополизация власти, стремление ограничить возможности для деятельности легальной оппозиции, вплоть до ее запрета. При этом не исключается возможность существования общественных организаций, но они должны быть полностью под контролем власти.

     6) Отсутствие тотального контроля над обществом. Авторитаризм допускает самостоятельную деятельность граждан в экономике, не ставит жестких ограничений для гражданского общества.

     7) Рекрутирование политической элиты через механизм кооптирования.

     8) Попадание в правящую элиту происходит путем простого назначения сверху.

Информация о работе Политические режимы