Понятие и признаки правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Понятие и признаки правового государства
Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю.

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки правового государства.docx

— 19.98 Кб (Скачать)

Понятие и признаки правового государства

Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и  достаточно сложную историю.

Начало разработки проблемы соотношения государственной власти и права положили такие мыслители  древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VI в. до н. э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство должно действовать на основе права.

Платон, разрабатывал теорию идеального государства, писал о  том, что в обществе должно существовать разделение труда между тремя  сословиями - философами, стражами и  ремесленниками. При этом он полагал, что такое государство является законным и что законы должны четко  и детально регламентировать все  стороны жизни членов такого общества и регулировать их деятельность.

В современной юридической  науке разработаны основные признаки правового государства, характеризующие  его как специфический вид  государства.

Одним из главных  признаков является отсутствия в  обществе властных структур, стоящих  вне и над органами государственной власти. Все государственно-властные полномочия должны принадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какие другие органы и организации не могут быть наделены правом осуществлять публичную политическую власть.

Второй характерной  чертой правового государства является разделение властей. Оно представляет собой средство взаимного контроля за законностью деятельности различных ветвей власти и недопустимости узурпации одной ветвью всей полноты власти в государстве.

Следующим важным признаком правового государства  является верховенство закона по отношению по всем другим, нормативным правовым актам, а также верховенство и прямое действие Конституции как основного закона государства. Последнее означает соответствие всех законов Конституции и непосредственное действие основных норм Конституции, в первую очередь касающихся прав и свобод граждан, таких как равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и других.

Еще одним из условий  существования правового государства  является гражданское общество, которое  представляет собой совокупность самоуправляемых  общественных, религиозных, частнопредпринимательских  и иных образований, действующих  независимо от государства, но на основе норм права, морали, нравственных и  собственных правил. Гражданское  общество, тем самым, сужает сферу  непосредственной властной управленческой деятельности государства и расширяет  правовое поле, повышает роль права  в обществе.

В правовом государстве  законодательство должно соответствовать  праву народа, а система органов  государственной власти - иметь правовую организацию..

Последним по счету, но не по значимости является принцип  взаимной ответственности государства  и личности. Сущность данного принципа правового государства заключается  в том, что отношения между  личностью и государством, его  органами и должностными лицами основываются на праве. В результате государство  не может воздействовать на личность, в том числе и принудительно, вне норм права. Оно должно соблюдать  все права и свободы граждан.

Одновременно граждане также должны выполнять обязанности  по отношению к государству, возложенные  на них правом, а государство имеет  право требовать от граждан выполнения обязанностей в соответствии с предусмотренными законом условиями и с соблюдением  процедуры принуждения.

Государство в свою очередь должно выполнять возложенные  на него законом обязанности по отношению  к гражданам, такие, например, как  защита прав и свобод, имущества, неприкосновенности личности и т.д. С другой стороны, граждане обязаны выполнять законные требования государства, его органов  и должностных лиц. Обязанности  на граждан могут быть возложены  и непосредственно законом. Например, конституционная обязанность платить  установленные законом налоги. Они  также должны выполняться гражданами.

Таким образом, в  правовом государстве главным регулятором  отношений между гражданами и  государством выступает право. Исключается  произвольная, то есть не предусмотренная  законодательством, деятельность государства  по отношению к гражданам и, соответственно, граждан по отношению к государству.

Правовое государство  не существует и не может существовать вне связи с экономикой страны, ее социальными, культурными, нравственными  и правовыми условиями, которые  оказывают большое влияние на его формирование и функционирование.

Экономической основой  правового государства является многоукладная экономика, действующая  на основе рыночных законов, равенство  всех форм собственности, развития частнопредпринимательской  деятельности.

Социальной основой  выступает развитое гражданское  общество, которое объединяет свободных  граждан, их формирование, другие негосударственные  структуры, действующих независимо от государства на основе правовых и иных социальных норм.

Культурной основой  выступает достаточно высокий уровень  образования населения и государственных  служащих, знание ими законодательства, строгое выполнение требований закона государственными и иными органами и организациями, должностными лицами, гражданами, умение граждан использовать право для защиты своих интересов  в суде и другими законными  способами.

Нравственную основу образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы  личности, уважение ее прав.

Правовой основой  выступает совершенное законодательство, соответствующее интересам большинства  населения, полностью регулирующее подлежащие правовой регламентации  общественные отношения, правомерное  поведение и деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных и иных организаций, граждан.

Социальные функции  государства в истории его  развития

Государство со времени  своего появления являлось социальным образованием и выполняло определенные общесоциальные функции. Однако содержание этих функций, их направленность во многом определялась характером самого государства. Так, если государство было классовым, то многие социальные задачи решались с позиций господствующего класса, а если власть принадлежала небольшой группе, клану, то на переднем плане стояли задачи и цели клана.

Одновременно любое  государство было вынуждено решать и общесоциальные задачи. Одной из основных социальных функций, которую выполняло государство с момента своего возникновения, была функция спасения человечества от самоуничтожения в результате внутренних противоречий, раздоров, кровавой борьбы и междоусобицы. Борьба за землю, недвижимость, другие материальные ценности между группами людей, кланами была жестокой и безкомпромиссной. Государство столь же жесткими, карательными методами наводило порядок, расправлялось с разбойниками, ворами, погромщиками, бунтовщиками.

Данную функцию  выполняли специальные вооруженные  отряды и органы. Первоначально это  были княжеские дружины, другие вооруженные  подразделения. В последующем были сформированы специальные органы полиции, жандармерии, милиции.

Эта функция может  быть названа функцией обеспечения  внутренней безопасности государства, сохранения мира и определенного  порядка в стране.

Второй исторический социальной функцией государства являлось обеспечение его внешней безопасности. Эта функция включала в себя не только охрану внешних границ, но и  борьбу с проникновением иностранных  лазутчиков, террором, подкупом государственных  служащих со стороны других стран. Для  выполнения этой функции государство  создавало армию, другие специальные  вооруженные подразделения и  органы.

При рассмотрении функций по обеспечению внешней, внутренней, экономической и иной безопасности следует различать  безопасность самого государства, как  определенной структурной и функциональной организации, и безопасность общества в целом.

Безопасность государства  заключается в поддержании конституционных  форм организации и деятельности государственных структур, соблюдении ими законности, строгом выполнении функций, сохранение формы государственного устройства, формы государственного правления, политического режима и  т.п.

Основным условием безопасности государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также  наличие сдержек и противовесов, которые обеспечивают стабильность организационной структуры государства  и его деятельности.

При разделении властей  законодательные органы, издавая  законы, определяющие функции, полномочия и характер деятельности государственных  органов всех ветвей власти, порядок  их взаимодействия, способ финансирования и т.д. Исполнительная власть действует  на основании, в соответствии и во исполнение этих законов. Судебная власть осуществляет конституционный контроль за деятельностью законодательной и исполнительной властей, соблюдением ими требований Конституции и законов.

Современное понимание  социального государства

Понятие "социальное государство" возникло после второй мировой войны, когда возник лагерь социализма, а идеи социалистического  переустройства общества были достаточно популярны. В этих условиях ученые и  политики капиталистических стран  высказывались о том, что богатые  должны поделиться частью своего богатства  с бедными в противном случае они могут потерять все.

В настоящее время  сложилось представление о социальном государстве как об определенном виде государства, имеющем свои специфические  черты. Оно характеризуется как  демократическое государство с  устойчивой развитой экономикой, позволяющей  ему решать основные социальные вопросы  жизни общества

Конечными целями социальной политики являются достижение равновесия, стабильности и безопасности жизни  в обществе, целостности и динамизма  его развития, обеспечение достаточными материальными, организационными и  иными ресурсами, их прогресса и  совершенствования, а в конечном счете создание условий для спокойной жизни граждан, уверенности их в завтрашнем дне.

Регулирование уровня жизни  различных слоев населения с  помощью налогов, оказания благотворительной  помощи и материальной поддержки  наименее обеспеченным слоям населения.

Создание государственных  гарантий для предотвращения стихийных  бедствий, эпидемий, эпизоотий, техногенных  катастроф, быстрейшего устранения их последствий, оказания помощи пострадавшему  населению.

При рассмотрении функций по обеспечению внешней, внутренней, экономической и иной безопасности следует различать  безопасность самого государства, как  определенной структурной и функциональной организации, и безопасность общества в целом.

Безопасность государства  заключается в поддержании конституционных  форм организации и деятельности государственных структур, соблюдении ими законности, строгом выполнении функций, сохранение формы государственного устройства, формы государственного правления, политического режима и  т.п.

Основным условием безопасности государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также  наличие сдержек и противовесов, которые обеспечивают стабильность организационной структуры государства  и его деятельности.

При разделении властей  законодательные органы, издавая  законы, определяющие функции, полномочия и характер деятельности государственных  органов всех ветвей власти, порядок  их взаимодействия, способ финансирования и т.д. Исполнительная власть действует  на основании, в соответствии и во исполнение этих законов. Судебная власть осуществляет конституционный контроль за деятельностью законодательной и исполнительной властей, соблюдением ими требований Конституции и законов.

Безопасность общества представляет собой самостоятельное  явление, отдельное от безопасности государства. Она обеспечивается такой  политикой государства, благодаря  которой в обществе не возникает  противостояния, социальных конфликтов, классовой или межнациональной  борьбы и насилия. Эта политика характеризуется: социальной справедливостью, обеспечивающей мирное сосуществование различных  слоев, классов, религий, наций; равноправием граждан, организаций и государства  во взаимоотношениях друг с другом; возможностью разрешения политических и иных конфликтов в судебном порядке  независимым судом; экономической  свободой деятельности граждан и  коммерческих частных структур, равноправием всех форм собственности, судебной защитой  экономических прав; политическим плюрализмом, многопартийностью, наличием оппозиционных  партий, свободой слова, печати; открытостью  общества, отсутствием секретных  карательных и иных силовых структур, публичной деятельностью государственных  органов; национальным, религиозным  равноправием.

В странах с нерыночной экономикой учреждения социальной сферы  могут быть не только непосредственно  государственными, но и находиться на балансе государственных предприятий  и учреждений. Однако средства на их создание, содержание и обслуживание населения выделяются централизованно  из государственного бюджета по решению  соответствующих государственных  органов. Поэтому существование  социальных учреждений при предприятиях является формальным. По существу вся  социальная сфера является государственной.

Данное различие социальных государств в определенной степени является условным, поскольку  в каждом из названных видов могут  присутствовать элементы других видов. Возможно деление и по другим основаниям. Однако необходимо отметить, что современные  социальные государства во многом отличаются друг от друга по методам, формам и  характеру социальной деятельности, что дает достаточные основания  для их деления на виды.

Информация о работе Понятие и признаки правового государства