Понятие политической системы общества, ее структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о понятии политической системы общества и ее структуре, месте государства в политической системе общества и его роли в ней.

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “политическая система” и “государство”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль политической системы и государства в общества.

Содержание

Введение

1. Понятие политической системы общества, ее структура

1.1 Понятие и теория политической системы общества

1.2 Структура и функции политических систем общества

1.3 Типология политических систем общества

2. Государство — основное звено политической системы общества

2.1 Место и роль государства в политической системе общества

2.2 Государство и другие элементы политической системы

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 39.30 Кб (Скачать)

Основываясь на данных теориях, можно утверждать, что  политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой  норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.11 Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы - это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно-исторических образований людей - все это отражается на политических институтах.12 Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного.

Таким образом, политическая система является характеристикой  взаимоотношений между государством и обществом. Политическая система  конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического  режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных  и т.п.), политико-правового статуса  государства (конституционного, развитыми  или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и  культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и  т.п.), исторической и национальной традицией  уклада политической жизни (политически  активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или  без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями  и т.д.). Политическая система, управляющая  обществом, не должна доминировать в  нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные  состояния, которые нарушают функционирование других систем общества. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет  территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации  общества. В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие  ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая  на основе определенных политических идей, политическая система того или  иного общества и соответствующие  ей идеи непрерывно взаимодействуют  друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Из всего указанного выше следует что, политическая система - это универсальная управляющая  система общества, компоненты которой  связаны политическими отношениями  и которая в конечном итоге  регулирует взаимоотношения между  социальными группами, обеспечивая  стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования  государственной власти.

1.3 Типология  политических систем общества 

В современном  мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных  критериев предлагаются разные классификации. Практическое значение классификаций  политических систем состоит в определении  достаточности условий, которые  позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять  свои политические роли27.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.28

Ж. Блондель предложил  в качестве критерия классификации  политических систем рассматривать  содержание и формы управления. В  соответствии с этим он выдели пять основных типов:

либеральные демократии,

коммунистические (авторитарно-радикальные),

традиционные,

популистские,

авторитарно-консервативные.

С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:

примитивные системы,

патримониальные империи,

кочевые или  завоевательные империи,

феодальные системы,

централизованные  бюрократические империи,

современные системы.

Современные в  свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости  от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В  этом отношении выделяют три основных типа политической системы:

тоталитарную,

авторитарную,

демократическую29.

Вопрос типологии  политических систем изучается разными  исследователями и, имеется столько  же вариаций типологии, сколько исследователей. И каждое из них имеет свое место  и ценность в науке, и заслуживает  пристального изучения. Но учитывая, что  невозможно осветить данный вопрос в  желаемых объемах, в рамках одной  курсовой работы, считаем возможным  резюмировать известные нам классификацию  политических систем.

1. Типология,  исходящая из характера взаимоотношения  с внешней средой. Политические  системы подразделяются на закрытые  и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с  внешней средой, невосприимчивы к  ценностям других систем и самодостаточны.

Отрытые системы  активно обмениваются ресурсами  с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

2. Типология  по политическому режиму на  основе характера и способов  взаимодействия власти, личности  и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические  политические системы.

Черты тоталитарной политической системы:

− отрицание  или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми  сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

− ломка всесильным политическим механизмом автономии  всех общественных отношений;

− радикальное  ограничение инициативы индивида, его  полная зависимость от государственной  машины в решении практически  всех политических проблем.

Черты авторитарной политической системы:

− использование  сильных, жестких средств решения  социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;

− ограничение  политических свобод граждан, подавление оппозиции;

− централизация  управления, подавление региональной и личностной автономии;

− сосредоточение функций управления обществом в  одном лице или узком социальном слое.

Черты демократической  системы:

− правление  большинства;

− свобода критики  и оппозиции правительству;

− защита меньшинства  и его лояльность политическому  сообществу;

− право народа на участие в решении государственных  дел, уважение и охрана прав человека.

3. В зависимости  от исторического опыта и традиций  выделяют национальные типы политических  систем. Естественным выражением  данного фактора служит национально-государственное  многообразие политических систем, их зависимость от политического  опыта, исторических и культурных  традиций народов.30

По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий 31 системы подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов)32.

В свете исторического  опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы формируется  не в результате теоретических изысков  или пропагандистских усилий, а как  итог убежденности людей в способности  социальной системы удовлетворить  их фундаментальные интересы. Все  иные модели оказываются неустойчивыми  и разрушаются противоречащей им исторической практикой. 

2. Государство  — основное звено политической  системы общества 

2.1 Место и  роль государства в политической  системе общества 

Центральное место  в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой  распространяется на всё население  страны в пределах ее государственных  границ. В то же время государство  обладает суверенитетом, т.е. верховенством  по отношению к другим властям  внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство  в политической системе общества координирует основные стороны жизни  общества. Поэтому степень «демократичности»  политической системы в первую очередь  зависит от сущности государства33. Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля. Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить, непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как: Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

В Конституции  США, например, записано: «Мы, народ  Соединенных Штатов, в целях образования  более совершенного Союза, утверждения  правосудия, охраны внутреннего спокойствия, учреждаем и вводим эту Конституцию  для Соединенных Штатов Америки». Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.34 «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, …, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».35

Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти  конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями36.

Особое место  и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредотачивает в  своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран  оно является исключительным собственником  основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе  и в бывшем СССР. Согласно конституции 1977 г. в исключительной собственности  государства находились земли, ее недра, а также воды и леса, основные средства производства, основной городской  и жилищный фонд.

Исключительное  место и роль государства в  политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций  тоже есть свои хорошо слаженные и  постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей  структуре правоохранительных и  силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной  безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными  полномочиями.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной  системой юридических средств. Они  дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями  экономики и оказывать воздействие  на все общественные отношения. Обладая  государственными полномочиями, различные  государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные  правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию37.

Информация о работе Понятие политической системы общества, ее структура