Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:38, реферат

Описание работы

В сегодняшнем мире больше чем раньше говорят о правовом государстве. Прошлой осенью Генеральный секретарь Организации Объединенных наций (ООН) Кофи Аннан говорил о том, как правовое государство находится под угрозой в кризисных очагах в разных уголках мира. Он подчеркнул, что правовое государство вырастает из ближайшего окружения и что теоретических понятий недостаточно, а необходимо реализовать законы на благо жизненных условий людей.

Содержание

1. Введение
Глава 1. Правовое государство
1.1.Из истории русской правовой мысли
1.2. Основные черты правового государства
1.3. Признаки правового государства
Глава 2. Основные черты правового государства
2.1. Верховенство права
2.2. Разделение власти
2.3. Гарантированность прав и свобод граждан.
2.4. Взаимная ответственность личности и государства
Глава 3. Правовое государство в современной России…
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по ПОЛИТОЛОГИИ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)


 

 

                                                         Содержание.   

 

1. Введение………………………………………………………………………….2

                                                        

Глава 1. Правовое государство……………………………………………………3

 

1.1.Из истории русской правовой мысли…………………………………………3

 

1.2.  Основные черты правового государства…………………………………….4

 

1.3. Признаки правового государства……………………………………………..5

 

Глава 2. Основные черты правового государства……………………………..…6

 

2.1. Верховенство права……………………………………………………………6

 

2.2. Разделение власти………………………………………………………………7

 

2.3. Гарантированность прав и свобод граждан. ………………………………….8

 

2.4. Взаимная ответственность личности и государства………………………….9

Глава 3. Правовое государство в современной России……………………………10

 

Заключение………………………………………………………………………..…..12
 

Список использованной литературы………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение.

 

        В сегодняшнем мире больше чем раньше говорят о правовом государстве. Прошлой осенью Генеральный секретарь Организации Объединенных наций (ООН) Кофи Аннан говорил о том, как правовое государство находится под угрозой в кризисных очагах в разных уголках мира. Он подчеркнул, что правовое государство вырастает из ближайшего окружения и что теоретических понятий недостаточно, а необходимо реализовать законы на благо жизненных условий людей.

 

           Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Российская Федерация –Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так как Конституция – главный нормативный акт государства, то каждый гражданин России должен знать, что значат понятия, изложенные в ней. Тем более это необходимо для
юриста.
 

    Правовое государство – это не только формальный принцип о законности осуществления власти. Речь идет шире о взаимодействии осуществления власти и гражданского общества.

 

      С исторической точки зрения можем следить за становлением классического, либерального правового государства, за корнями связанности законом и разделения властей. Закрепление всеобщего избирательного права в следующей стадии создавало основу для восприятия идеи демократического правового государства. В ней подчеркиваются принципы общности законов. Следующим за этим шагом является общественное правовое государство.

 


       Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.   Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоя-нии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

     Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                             Глава 1. Правовое государство.

 

 

1.1.Из истории русской правовой мысли.

 

         Идея создания правового государства находится в центре современного юридического мышления, ее актуальность и значимость в настоящее время трудно переоценить. Именно господство права способно надежно охранять права человека, обеспечивать подчиненность высшей власти народу, эффективно регулировать отношения собственности.

       Концепция правового государства в отечественной политико-правовой науке начала активно разрабатываться в начале XX в.

       Анализ взаимодействия государства и права в дореволюционном правоведении представлен достаточно солидно. Причем это взаимодействие рассматривалось в двух аспектах. Во-первых, в плане воздействия государства на процесс создания права и обеспечения его реализации. Зачастую эта деятельность сводилась к установлению запретов, законодательному определению финансового уклада и т. д. Причем термин «закон» употреблялся применительно к нормам, так сказать, высшего порядка (lex divina, lex naturalis). До XVIII в. в России для обозначения актов, государственной власти обычно пользовались такими понятиями, как «уставы», «государевы указы». Позднее «правотворение» окончательно отождествляется с деятельностью государства по созданию законов.

          Но взаимоотношения между правом и государством рассматривались в плане воздействия не только государства на право («правотворение»), но и права на государство, т. е. как регламентация деятельности государственных органов правом, Высшей формой воздействия права на государство считалось установление прочных правовых пределов проявления государственной власти. Но само это ограничение государства правом объяснялось по-разному в зависимости от разных теоретико-познавательных подходов и приемов изучения данных феноменов.

          Поскольку школа естественного права выводила государство из общественного договора, ее представители полагали, что такое ограничение вытекает из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Праву, по их мнению, принадлежит исторический приоритет, оно возникает до образования государства.   «Никакое „государство” и никакая власть, — утверждал один из представителей естественноправового направления Е. Н. Трубецкой, — не есть первоначальный источник права, ибо всякое государство, точно так же, как и всякая власть, обусловлены правом».

         Отдавая должное позитивным аспектам естественно-правовой концепции, в основе которой лежит требование кардинальных преобразований в общественно-политической жизни, не утратившие своей актуальности суждения о приоритете естественных и неотчуждаемых прав человека и необходимости их закрепления в объективном праве, мы полностью присоединяемся к мысли известных польских юристов Г. Грошика и А.   Корибского о необходимости решительного отказа от современного позитивистского подхода к праву, рассматривающего его в первую очередь в качестве инструмента репрессивного и превентивного общественного воздействия, и утверждения взгляда на право как на фактор стимулирования, поощрения желаемых социальных преобразований. Право призвано быть инструментом налаживания и контроля за механизмом социального саморегулирования, а не средством произвольного навязывания определенных стандартов социального поведения.

        Дальнейшее развитие правовой науки — насущная потребность современного обществознания. Обращение к истории, генезису той или иной теории призвано обогатить арсенал средств исследования новых проблем. Но эти новые проблемы не должны перечеркивать все то ценное, что достигнуто в прошлом, о котором мы порой забываем или стараемся забыть. Нередко забвению пытаются предать и такие идеи, которые, едва родившись, в сущности, так и не были воплощены в жизнь. Одна из них — идея правового социалистического государства, незаслуженно подмененная идеей административно-бюрократической системы. Чтобы возвратиться к идее социализма, необходимо, отказавшись от рутинных схем лженаучных абстракций, сформировать научные основы правового государства, являющегося, как отмечали русские юристы, фундаментом более высокой формы государственности — социали­стического государства.

 

1.2. Основны правового государства.

   Определений правового государства на сегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:

     Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально
служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

     Экономической основой правового государства являются производственные
отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов,общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, беспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

    Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

    Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.
     Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права,ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает
свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

 

 

 

1.3. Признаки правового государства.

 

      В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

-верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

-принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

-приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

-взаимная ответственность государства и личности.

Рассмотрим вышеперечисленные черты правового государства подробнее.

1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с "горизонтальным" разделением власти реализуется принцип и "вертикального" разделения: между федерацией и ее субъектами.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

Информация о работе Правовое государство