Президент – глава государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 04:57, реферат

Описание работы

Президент (от латинского «praesidens» – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Он наделён широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 125.31 Кб (Скачать)

Президент – глава государства 

      Президент  (от латинского «praesidens»  – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Он наделён широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

      В Российской Федерации должность  Президента республики была учреждена  в 1991 году. Это знаменовало новый  этап в развитии российской государственности. Президент получил власть из рук  народа – избран на основе всеобщего  равного, прямого тайного голосования  граждан России. Статья 80 Конституции  РФ 1993 года  определяет, что Президент  РФ является   главой государства. Президент занимает особое место  в системе органов  государственной  власти, не входит напрямую, непосредственно  ни в одну из её  ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований  трактовать президентскую власть как  стоящую над другими властями, зависящими от неё.

      В статье 80 устанавливаются основы статуса  Президента Российской Федерации как  главы государства.  В ранее  действовавшей российской Конституции  Президент был охарактеризован  как высшее должностное лицо и  глава исполнительной власти, по настоящей  Конституции,  он   -  глава  государства, воплощающий собой  единство государства и государственной  власти в целом, а не той или  иной ветви власти.

     Президент является гарантом Конституции. Это  очень важная функция, обязывающая  его определять в соответствии с  Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и  внешней политики государства. Он  представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

     Президент, реализуя свои полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных  обязанностей всеми органами государства. Достигнуть этого Президент может  как путем непосредственного  обращения к органам и лицам, действия которых не отвечают требованиям  Конституции, так и через посредство компетентных в этой сфере органов, к которым, прежде всего, относятся суды.

     Функцию гарантии прав и свобод человека и  гражданина Президент реализует  как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая  указы, направленные на защиту правового  положения личности в целом, а  также отдельных групп населения, например пенсионеров, военнослужащих, вынужденных переселенцев и других, особо нуждающихся в защите со стороны государства.

      Президент как глава государства принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности. Охрана суверенитета обеспечивается функционированием всех ветвей власти. Однако глава государства наделяется особыми полномочиями. В частности, он единолично принимает оперативные  решения, вызванные экстраординарными  обстоятельствами. Например, он имеет  право вводить своим решением военное или чрезвычайное положение  на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе (ч. 2 ст. 87, ст. 88).  
 
 
 
 

Порядок избрания  в должность и отставка Президента 

     Президент РФ избирается на четырёхлетний срок гражданами РФ на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Точный порядок выборов  Президента РФ определяется федеральным  законом.  

     При вступлении в должность Президент  РФ приносит народу следующую присягу:

     «Клянусь  при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и  охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».  

     Конституция России предусматривает несколько  оснований прекращения полномочий Президента.

           В обычном порядке  полномочия главы государства прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран, согласно ч.1 ст. 81 Конституции этот срок равен  четырем годам. Момент окончания  этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства.

           Конституционное регулирование  статуса Президента предусматривает  основания досрочного прекращения  его полномочий. Таких основания, согласно ч. 2 ст. 92 Конституции, насчитывается  три:

  • отставка президента;
  • неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • отрешение Президента от должности.

     Под отставкой Президента, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства  со своего поста.

     Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда РФ.

     Отрешение Президента от должности выступает  в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основание для такого решения  Парламента, согласно Конституции, является совершение Президентом государственной  измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей головной ответственности, которую несет каждый гражданин  России за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

           Содержащиеся в  ст. 93 Конституции понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление»  конкретизируется в Уголовном кодексе  РФ. Согласно ст. 275 УК РФ под государственной  изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иной оказание  помощи иностранному государству, иностранной организации или  их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Полномочия  главы российского государства 

           Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как  главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Поскольку Президент  наделен обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в статьях 83-90 Конституции Российской Федерации 1993 года, а так же в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 статьи 115, посвященной правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

           Полномочия Президента можно объединить в несколько  групп.

           1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной власти. Взаимодействия со всеми ветвями власти Президент больше контактирует с исполнительной властью. Объем его полномочий по отношению к ней дают основания, чтобы говорить, что президент так же является еще и главой Правительства. Эта функция выражается прежде всего в обширном круге полномочий, дающих право Президенту формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Так же имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

           Согласно п. «г»  статьи 83 Конституции, глава государства  представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка России и ставит вопрос об освобождении от занимаемой должности.

           Ключевым полномочием  во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение  об отставке Правительства.

           Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. «к»  статьи 83 Конституции, глава государства  назначает и освобождает своих  полномочных представителей. В Конституции  не уточняется, о каких именно представителях идет речь.

           Обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти и право Президента формировать  свою Администрацию, которая выполняет  функции аппарата главы государства. В Администрации функционируют  Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное  управление, а так же иные структурные  подразделения.

           2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законоданадельной и судебнымой властями. Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации.

           Президент располагает  совокупностью полномочию, позволяющих  воздействовать как на формирование Государственной Думы  и на прекращение  ее полномочий, так и на ее законодательную  деятельность.

           Глава государства  в соответствии с п. «а» статьи 84 Конституции назначает выборы Государственной Думы.

      Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право  распустить Государственную Думу в  случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией. Это полномочие выступает  как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых  ситуаций, угрожающих  самим условия государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111), повторное в течении трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

           Обширны полномочия Президента, дающие ему возможность  участвовать в законодательной  деятельности Федерального Собрания. Глава государства обладает правом законодательной инициативы, что  предусматривает статья 84  Конституции, позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений  и дополнений в действующие.

           Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством  их опубликования. Так же глава государства  имеет возможность оказывать  влияние и на содержание законопроектов путем использования право вето.

           Средством влияния  главы государства на деятельность Федерального Собрания является  и  предусмотренный п. «е» ст. 84 Конституции  институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства.

           Статья 84 Конституции  в самом общем виде определяет основное содержание послания: положение  в стране, основные направления внутренней и внешней политики.

           Во втором послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию одной из центральных стала  задача укрепления Российского государства, повышение действенности государственной  власти, утверждение авторитета и  силы права.

           Взаимодействие Президента с судебной властью выражается в  участии формировании органов судебной власти, которые осуществляются совместно  с Советом Федерации.

           Согласно п. «е»  ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для  назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение судей осуществляется Советом Федерации. Президенту так же принадлежит право  представлять Совету Федерации кандидатуру  Генерального прокурора Российского  Федерации, а также вносить предложения  об освобождении его от должности.

           3. Полномочия в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных  интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и государственная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Информация о работе Президент – глава государства