Психология конфликта и способы его разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2 стр.
1.Понятие и психология конфликта……………………………………….....2 стр.
2.Типы и структура конфликта………………………………………………6 стр.
3.Разрешение конфликта………………………………………………………9 стр.
4.Предупреждение и профилактика конфликтов…………………………....14 стр.

Заключение………………………………………………………………… .15 стр.

Список использованной литературы…………………………………....17 стр.

Работа содержит 1 файл

конфликт и выход из него.docx

— 42.14 Кб (Скачать)

Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта - это попытка избавиться от конфликта  путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.

Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс разрешения их характеризуется  некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого  процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и  принципов, проанализированных ранее. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия  и технология.

Предпосылки разрешения конфликта:

1. Достаточная зрелость  конфликта, выражающаяся в видимых  формах проявления, идентификации  субъектов, манифестации ими своих  противоположных интересов и  позиций, в организации конфликтных  групп и более или менее  сложившихся способов противоборства.

2. Потребность субъектов  разрешить конфликт и способность  это осуществить.

3. Наличие необходимых  средств и ресурсов для разрешения  конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец, человеческих.

В литературе различаются: «силовая», компромиссная и «интегративная»  модели. Силовая модель ведет к  исходам конфликта двух видов: «победа - поражение», «поражение - поражение». Две другие модели - к возможному разрешению конфликта по типу «победа - победа», «выигрыш - выигрыш». Силовая  форма типична для правовых конфликтов.

Методы разрешения конфликтов

Всю совокупность методов  в зависимости от типов моделей  разрешения конфликтов, целесообразно  разделить на две группы. Первую условно назовем группой негативных методов, включающую все виды борьбы, преследующей цель достижения победы одной стороны над другой. Термин «негативные» методы в данном контексте обоснован ожидаемым конечным результатом завершения конфликта: разрушением единства конфликтующих сторон как базового отношения. Вторую группу назовем позитивными методами, поскольку при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи (единства) между субъектами конфликта. Это - в первую очередь разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.

Различие негативных и  позитивных методов относительно условно. В практической деятельности по управлению конфликтами эти методы нередко  дополняют друг друга.

Рассмотрим некоторые  методы, применяемые в борьбе конфликтующих  сторон. Один из таких методов - достижение победы вследствие получения необходимой свободы действий. Этот метод реализуется следующими приемами: созданием свободы действий для себя; сковыванием свободы оппонента; даже ценой некоторых материальных или других потерь, приобретение лучших позиций в противоборстве и т.д. Например, эффективным приемом дискуссии является навязывание противнику в качестве предмета дискуссии таких вопросов, в которых он мало компетентен, и где он сам себя может скомпрометировать.

Эффективен метод использования  одной стороной в своих целях  функций и резервов противника. Приемами при этом могут стать использование  аргументов противника в дискуссии; принуждение противника к действиям, полезным для другой стороны.

Очень важный метод борьбы - выведение из строя в первую очередь управляющих центров противостоящих комплексов: руководящих личностей коллективов и учреждений, основных элементов позиции противника. В дискуссии главный упор делается на дискредитацию ведущих ее участников, представляющих сторону противника, на опровержение основных тезисов его позиции.

Несмотря на то, что одним  из главных принципов разрешения конфликта является принцип своевременности, оперативности, в борьбе может успешно  использоваться метод затягивания дела, или иначе «метод проволочек». Этот метод - частный случай выбора соответствующего места и времени для нанесения решающего удара, создания выгодного соотношения сил и выгодной ситуации для такого выбора. Медлительность перехода к решающим действиям оправдывается необходимостью сосредоточения больших сил, ресурсов для одержания победы. Конкретные виды борьбы как средства разрешения конфликта избираются и применяются с учетом специфики разрешаемых конфликтов и обстановки, в которой эти действия осуществляются.

Основным позитивным методом  разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются преимущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

При такой концепции переговоров  обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, что способствует сохранению основы для согласия.

Описанные методы общения  и переговоров предполагают взаимодействие отдельных личностей, коллективов. В жизни же большую роль играют конфликты, возникающие в среде  массовых сообществ, между не только малыми, но и большими группами. Такие  конфликты могут разрешаться  путем разнообразных переговоров  и видов общения. Однако общение  в таких случаях приобретает  форму не диалога, а многосубъектного обсуждения проблем. Это - различного рода деловые совещания, семинары, конференции, съезды и т.д.

Применение позитивных методов  разрешения конфликтов воплощается  достижением компромиссов или консенсусов между противоборствующими субъектами. Это - формы завершения конфликтов в основном по типу «выигрыш-выигрыш», «победа-победа», «выигрыш-выигрыш». Они представляют реализацию стилей компромисса и сотрудничества.

Компромисс (от лат. compromissum) - означает соглашение на основе взаимных уступок. Например, в политике компромисс - это уступка некоторым требованиям противоположной стороны, отказ от части своих требований в силу соглашения с другой партией.

Различают компромиссы вынужденные  и добровольные. Первые неизбежно  навязываются сложившимися обстоятельствами. Скажем, соотношением противоборствующих политических сил явно не в пользу тех, кто идет на компромисс. Или  же общей ситуацией, угрожающей существованию  конфликтующих сторон (например, смертельной  опасностью термоядерной войны, если она  когда-либо будет развязана, для  всего человечества). Вторые, то есть добровольные, компромиссы заключаются  на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих  сил. На основе таких компромиссов создаются  разнообразные партийные блоки  и политические коалиции.

Консенсус (от лат. consedo) - форма выражения согласия с аргументами противника в споре. В научной литературе понятие консенсуса обозначает общественное согласие относительно правил разрешения конфликтов. Речь идет, в частности, о согласии относительно: а) принципов функционирования конкретной системы, что воплощается в демократических структурах власти управления обществом; б) правил и механизмов, регулирующих разрешение конкретных конфликтов. Консенсус может быть охарактеризован с содержательной стороны (качественный аспект) и уровня достижения - степень консенсуса (количественная сторона).

Рассмотренные методы разрешения конфликтов далеко не исчерпывают всех способов такого действия. Огромное множество  конфликтов - социальных, политических, организационно - управленческих, наконец, этнонациональных детерминируется ошибками в политике правящих институтов, нарушением определенных принципов и норм функционирования общественных отношений. Во всех этих ситуациях разнообразные методы урегулирования и разрешения конфликтов могут быть эффективными при условии ликвидации деформаций в структурах и функциях.

Итак, для разрешения конфликтов используются такие модели как «силовая», компромиссная и «интегративная», такие стили как стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса и такие методы как  негативные и позитивные. Среди позитивных особо стоят переговоры.

 

4.Предупреждение и профилактика конфликтов

Давайте рассмотрим: какие  действия нужно применять во избежание  конфликтных ситуаций. Существует множество  правил, как избежать конфликта при  общении с людьми. Вот некоторые  из них:  
1. Если не хотите в человеке нажить врага, никогда не выражайте сомнения в умственных способностях и одаренности вашего собеседника.  
2. Надо укреплять у человека веру в себя. Вера в себя - уровень притязаний, которые определяет успешность деятельности.

3. Беседуя с людьми  по вопросам, по которым у вас  с ним имеются разногласия,  ни в коем случае не начинайте  с них. Может случиться такое,  что человек уже готов к  обороне, и все нападки могут  вызвать усиление агрессии. Или  у человека было хорошее настроение, а в связи с вашими вопросами может возникнуть конфликт.

4. Стремясь убедить человека, нужно дать ему сначала выговориться. Это, конечно, требует терпения, но очень эффективно.

Для того чтобы эти правила  были успешны, нужно добиться того, чтобы они стали вашим принципом. Иногда встречаются люди-манипуляторы. Они сознательно используют манипуляцию  для собственной выгоды.  
Сейчас речь пойдет о том, как избежать повторения уже случавшихся конфликтов, тем более типовых. В такой ситуации целесообразно использовать прошлые эпизоды, тщательно исследовать и выявить причины столкновения между оппонентами и, конечно, попытаться их устранить, нейтрализовать или смягчить. Если причины не доступны воздействиям, можно направить усилия на изменения условий.

 

Заключение

Конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности людей  в обществе, при этом он выполняет  не только деструктивные функции, но может нести в себе и созидание, инновации, новые подходы и решения. Именно в основном для раскрытия  позитивной функции и изучается  такая наука, как управление конфликтами. Благодаря методикам воздействия  на конфликт можно не только погасить и предупредить какой-либо возникший  или возникающий конфликт, но и  при необходимости дать зародиться новому конфликту, если это необходимо, для стимулирования других позитивных сил общества.

Однако чаще всего методы управления конфликтами используются для того, чтобы направить в  нужное русло уже существующий конфликт и не дать ему привести к деструктивным  последствиям.

Существуют особые закономерности, по которым развиваются взаимоотношения. В этом смысле негативные взаимоотношения  являются такими же закономерными, как  и отношения положительные. Такие  негативные отношения ни в коем случае не должны игнорироваться, скрываться. Наоборот, знание их причин, правильное поведение в напряженных ситуациях позволит избежать конфликтов или значительно снизить их отрицательное влияние.

Плох не сам конфликт, а неумение предотвратить его  негативные последствия, неправильное, агрессивное поведение. Практика показывает, что любой человек может значительно  повысить удовлетворенность от общения  со своими сослуживцами и достичь  лучших результатов в своей деятельности, если будет знать и применять  ряд нехитрых приемов оптимизации  взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Гришина Н.Б. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов. Хрестоматия по конфликтологии. Библиотека «Полка букиниста» 
2. Гришина Н. В. “Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов” Л, 1977 стр. 27  
3.Ден Д. Преодоление разногласий. Санкт-Петербург, 1994

4.Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2000. — С. 54.

5.Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д.: Феникс, 1992.С. 54

6.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996.С. 96.

7.Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии» Феникс.Ростов-на-Дону, 1998

8.Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999.

9.Конфликтология. Уч.пособие. Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы. www/I-u-ru

10. Чумиков А. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. Социс, 1995.

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология конфликта и способы его разрешения