Разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха "Концентрации вредных химических веществ" в кабине грузовог

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.
В данной работе использовались ГОСТы и нормы по определению загрязняющих веществ в воздухе в кабине грузового автомобиля.
Полученные данные могут использоваться в учебном процессе.

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 10
1 ОБЪЕКТ ЭКСПЕРТИЗЫ 10
2 ЦЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ 10
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10
4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 11
5 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 12
5.1 Условия и порядок проведения экспертизы 13
5.2 Методы испытаний 14
5.3 Порядок проведения экспертизы 15
6 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 15
7 ОТЧЕТНОСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ А 19
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 23

Работа содержит 1 файл

Разработка методики эргономической экспертиза концентрации вредных химических веществ в кабине г.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образование учреждение высшего профессионального образования

“МАТИ” – РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени  К.Э Циолковского

                                                                                                                            Факультет  “Информационные системы и технологии”


Кафедра “Эргономика  и информационно-измерительные системы”

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

“Эргономическая экспертиза технических систем, производств и промышленных изделий”

по теме:

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СОСТАВА ВОЗДУХА «КОНЦЕНТРАЦИИ ВРЕДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» В КАБИНЕ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы 3ЭРГ-5ДС-144

Казакова Юлия

Преподаватель: Найченко М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011г.

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 24с., 4 табл.,  5 источников,  2 приложения

ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, МЕТОДИКА ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ЗАГРЯЗНЯЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО, ПРЕДЕЛ ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗАГРЯЗНЯЮЩЕГО ВЕЩЕСТВА.

Объектом исследования является – кабина грузового автомобиля  с дизельным двигателем.

Цель работы - разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.

В данной работе использовались ГОСТы и нормы по определению загрязняющих веществ в воздухе в кабине грузового автомобиля.

Полученные данные могут использоваться в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определения, обозначения и сокращения

 

В настоящей курсовой работе использованы ниже следующие  определения.

Эргономическая  экспертиза – оценка и контроль степени соответствия промышленных изделий эргономическим требованиям (нормативам, рекомендациям) и выработке предложений, направленных на обеспечение полноты и правильности выполнения указанных требований (нормативов, рекомендаций) на всех стадиях создания промышленных изделий и при их эксплуатации.

Эргономическое требование – нормативное по отношению к образцу техники (по элементам), к качеству и напряженности деятельности значения показателя эргономических свойств, процессов, средств и условий деятельности, а также методов и средств формирования и поддержания необходимой работоспособности оператора.

Загрязняющее (вредное) вещество (ЗВ) - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызывать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в  процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений [2].

Ориентировочный безопасный уровень воздействия  ЗВ в атмосферном воздухе населенных мест (ОБУВ) - временный гигиенический норматив максимального содержания ЗВ в атмосферном воздухе кабины автотранспортного средства (АТС), утвержденный в установленном порядке [2].

Предельно допустимая максимальная разовая концентрация ЗВ ( ) - концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно-бытовые условия в течение всей жизни [2].

Фоновое загрязнение - содержание ЗВ в атмосферном воздухе, создаваемое всеми источниками их образования, за исключением испытуемого АТС [2].

Классы  опасности ЗВ [4]:

1 - чрезвычайно опасные,

2 - высоко опасные,

3 - умеренно  опасные,

4 - малоопасные.

Углеводороды  алифатические предельные ( ) - углеводороды, относящиеся к классу опасности 4.

Оксид углерода (СО) - газ, относящийся к классу опасности 4.

Оксид азота (NO) - продукт, относящийся к классу опасности 3.

Диоксид азота ( ) - продукт, относящийся к классу опасности 2 по ГН 2.1.6.1338.

Формальдегид ( ) - альдегид насыщенного ряда, относящийся к классу опасности 2.

Экспресс-анализ - анализ, совмещающий одновременный отбор проб и быстрый анализ ЗВ с помощью автоматических переносных газоанализаторов, соответствующих требованиям ГОСТ 17.2.6.02 [2].

Тип АТС в  отношении нормируемого настоящим  стандартом содержания ЗВ в кабине АТС с конструктивными параметрами (отраженными в техническом описании), обеспечивающими эквивалентное содержание ЗВ в воздухе кабин АТС.

Снаряженная масса АТС - масса АТС, полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.), укомплектованного запасным колесом, инструментом и т.п., с водителем, но без груза и/или пассажиров [2].

Полная  масса АТС - масса снаряженного АТС, масса груза по грузоподъемности и пассажиров (по числу мест) [2].

Отбор проб - отбор проб воздуха аспирационным методом с целью его количественного химического анализа в лабораторных условиях.

Концентрация  ЗВ - массовая концентрация ЗВ, выраженная в миллиграммах на метр в кубе (мг/м3) [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Методики эргономической экспертизы (ЭЭ) разрабатывают на основании  нормативно-технических документов (НТД) с учетом эргономических требований, установленных в техническом задании (ТЗ) на ОКР и конструкторской документации.

По методикам эргономической экспертизы проводят проверку промышленного  изделия на соответствие одному или  группе эргономических требований.

Для взаимосвязанных  проверок следует разработать единую методику эргономической экспертизы.

В методиках ЭЭ определяют:

- порядок выполнения  операций по проверке соответствия промышленных изделий заданным эргономическим требованиям и (или) порядок оценки представленных вариантов реализации эргономических требований;

- методы принятия решений  по результатам эргономической  экспертизы;

- вид и форму отчетных  документов.

Методики эргономической экспертизы следует оформлять как  приложения к программе эргономической экспертизы. При оформлении методик эргономической экспертизы следует руководствоваться правилами оформления методик приемочных испытаний, изложенных в НТД.

В целях повышения  качества подготовки и проведения проверок на соответствие эргономическим требованиям, одинаковым для определенного типа промышленных изделий, следует разрабатывать типовые методики.

Типовые методики эргономической экспертизы, проводимой  разработчиком  при выполнении технического предложения  и на этапах ОКР, составляет головной разработчик однотипных промышленных изделий.

Типовые методики эргономической экспертизы, проводимой заказчиком при  выполнении технического предложения  и на этапах ОКР, составляет организация  заказчика, осуществляющая эргономическое обеспечение создания данного образца, и согласовывает с головным разработчиком однотипных промышленных изделий.

Методики эргономической экспертизы должны содержать следующие  разделы: объект экспертизы; цель экспертизы; общие положения; оцениваемые показатели и расчетные соотношения; условия и порядок проведения экспертизы; обработка, анализ и оценка результатов экспертизы; отчетность.

Аналогичный порядок  сохраняется и при разработке методик эргономической экспертизы технических систем и производств  с присущими им особенностями.

По методикам ЭЭ проводят проверку промышленного изделия  соответствие одному или группе эргономических требований. Для взаимосвязанных  проверок следует разрабатывать  единую методику ЭЭ [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

1 Объект экспертизы

Объектом экспертизы является исследование кабины грузового  автомобиля с дизельным двигателем на содержание вредных химических веществ в составе воздуха в рабочей зоне, которые образуются при работе грузового автомобиля.

 

2 Цель экспертизы

Цель экспертизы –  эргономическая экспертиза состава  воздуха концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным топливом.

 

3 Общие положения

Контроль  за содержанием вредных веществ  в воздухе рабочей зоны в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51206-2004. Данный метод исследования разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники" (ФГУП НИЦИАМТ) Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации.

Настоящая методика по проведению эргономической экспертизы состава воздуха на содержание вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем разработана с учетом следующих стандартов и требований:

- ГОСТ  Р 51206-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний»

- ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;

- ГОСТ 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества»;

- ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»;

В паспортах на автомобили указывается класс топлива, на котором должна эксплуатироваться техника, и следует строго придерживаться этих рекомендаций.

В основном для грузовых автомобилей используются дизельные двигатели экологического класса Евро-2, Евро-3.

Согласно постановлению Правительства Москвы от 06.08.2002 № 604-ПП (в ред. ППМ от 25.09.2007 № 834-ПП) «Об изменении режима движения грузового автотранспорта с целью повышения пропускной способности улично-дорожной сети» сертификат системы является документом, подтверждающим соответствие экологических характеристик грузового автомобиля требованиям не ниже экологического класса 2 (Евро-2), который представляется в Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы для получения пропуска для въезда и передвижения в центральной части города Москвы, ограниченной Третьим транспортным кольцом. 

Методика разработана  для проведения эргономической экспертизы на содержание загрязняющих (вредных) веществ в воздухе кабины грузового автомобиля, образующихся при сгорании топлива в дизельном двигателе и испарении топлива и смазок из систем автомобиля.

 

4 Общие требования

Содержание  ЗВ в воздухе пассажирского помещения  и кабины АТС не должно превышать предельно допустимых максимальных разовых концентраций ( ), установленных ГН 2.1.6.1338  и ГН 2.1.6.1339.

Перечень ЗВ, подлежащих определению, приведен в  таблице 1.

 

Таблица 1

Номенклатура  и предельно допустимое содержание ЗВ

в кабине АТС

Загрязняющее  вещество     

Гигиенический норматив, мг/м3

Оксид углерода СО              

5,000                       

Диоксид азота NO2

0,085                       

Оксид азота NO                 

0,400                       

Метан СН4                       

50,000                      

Предельные  алифатические углеводороды С210

50,000                      

Формальдегид  СН2О

0,035


 

Номенклатура  ЗВ для АТС с двигателями с  воспламенением от сжатия (дизели и  газодизели): , , , ;

 

5 Условия и порядок проведения экспертизы

5.1 Условия проведения испытаний

5.1.1 Испытания АТС проводят на дорогах с твердым покрытием и уклоном, не превышающим (2,0 +/- 0,5)%.

Информация о работе Разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха "Концентрации вредных химических веществ" в кабине грузовог