Русский космизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:43, реферат

Описание работы

Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.

Работа содержит 1 файл

Русский космизм.docx

— 15.95 Кб (Скачать)

Русский космизм

Космизм, своеобразное направление в русской философской  мысли конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления  о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и  космоса.

Здесь мы кратко остановимся только на учении Н.Ф.Федорова, давшего глубокую и оригинальную разработку идей русского космизма. В  его философских взглядах переплетаются  религиозно-христианский подход к пониманию  основ бытия и стремление создать  проект всемирного спасения — натурализм, Фантастичность, мистицизм и реализм, мечтательность и научность, утопизм  и действительность. И вместе с  тем все его учение пронизывает  вера в мощь разума, науки и творческие возможности человека. Все главные  идеи Федорова изложены в его труде  «Философия общего дела».

Исходным пунктом  философии Федорова является определение  главной задачи человека и человечества. Он видит ее в правильном понимании  смысла жизни и цели, ради которой  живет человек, а главное, в организации  жизни в соответствии с этим смыслом  и целью. Такая задача обусловливает  «проективный» подход к истории, которая нуждается, по мнению Федорова, в отношении не безучастном, объективном, не сочувственном, а в проективном. Только в этом случае знания о смысле и цели жизни трансформируются в  «проект лучшего дела» и в  реализацию этого проекта. И философия  должна стать активным проектом того, что должно быть, проектом всеобщего  дела, а не ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением сущего.

Он утверждает, что после искупления Христом  первородного греха людей дальнейшее спасение их и окружающего мира целиком  зависит от людей. Нам, людям, вручено  дело спасения мира и себя. И это  не является противопоставлением человеческого  Божественному, отмечает Федоров, ибо  после искупления Христа людям открылась  возможность и способность сделаться  орудием реализации Божественного  плана.

Федоров убежден  в наличии тесной связи всего  происходящего на земле с процессами во Вселенной, в Космосе, считая, что  деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий  в Космосе, сознательно управлять  преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца.

Однако для  реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность  и холодную отчужденность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства, родственности  между людьми. Причину этого отчуждения Федоров видит в том, что люди сосредоточены только на самих себе, подчеркивает несправедливость, «неправду» замыкания каждого в самом себе, отделение себя от живых и от умерших. Этим обусловлен призыв к людям: жить не для себя, ибо это эгоизм, и не для других, ибо это альтруизм, а совсеми и для всех.

Исходным пунктом  «философии общего дела» является учение о родстве. Федоров убежден, что  родство лежит в основы жизни  не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога и  является естественной божественной основой  жизни. Родство есть общество сынов  человеческих, помнящих отцов. Братство, единство невозможны без сыновства, без связи поколений, каждое из которых  помнит, чтит поколения предшествующие и опирается на их достижения. Он считает, что любовь к отцам, предкам, органически родовое, родственное  составляет нравственное, высшее в  человеке, то, что уподобляет его  Святой Троице. Культ предков является, по утверждению Федорова, единственной истинной религией.

Таким образом, основой и движущей силой общего дела выступает родство как начало, имеющее свой прообраз в недрах Божественной Троицы, как стержень жизни общественной, мировой и божественной.

Религиозная основа идеи родства предопределила религиозность  всей философии «общего дела». Федоров  всемерно возвеличивает и пропагандирует преобразующую роль человека, вовлеченного в общее дело, внося в христианство активный антропологизм.

Для окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над «последним врагом»  человека — смертью. Федоров ставит и пытается решить проблему воскрешения, рассматривая ее как важнейшую. Жизнь, сохранение и развитие человечества рассматриваются им как высшая цель и благо. Он размышляет о проблеме преодоления смерти, воскрешения  всех живших на Земле, сохранения идейных  трудов минувших поколений.

Проблему «воскрешения»  Федоров решает в свете христианского  учения о победе над смертью через  воскресение в «будущей жизни», в  которой человек обретает всю  полноту своего бытия. Он верит в  правду грядущего воскресения и  непримирим к смерти. Но Федоров  дает этому учению свою интерпретацию.

Процесс «воскрешения»  он не трактует как непосредственно  воскрешение каждого умершего человека. Полным воссозданием он считает не механическое «возрождение» умерших  в прежней материальной природе, а превращение их природы в  принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал «воскрешение»  как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей  в общем деле. Через человека и  его общую деятельность Бог воссоздает мир, воскрешает все погибшее, считает  Федоров. В проблеме «воскрешения»  Федоров сочетает как религиозные, и научные аспекты. Активность человечества во всеобщем деле воскрешения анализируется  им с религиозных позиций. Но конкретные пути и способы этой активности Федоров рассматривает с естественно-научных, позитивно-технических позиций. При всех элементах утопичности и фантастичности учение о «воскрешении» пронизано одной идеей — идеей единства, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

«Философия общего дела» Федорова, несмотря на религиозную  оболочку, наличие элементов натурализма, наивности, фантастичности и мистицизма, содержит ряд прогрессивных идей. Это идеи преемственности поколений  людей, сплоченных «общим делом» для  решения жизненно важных задач; всеобщего  братства, «родства» людей, бессмертия рода человеческого; веры в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании слепых сил природы; бережного отношения  человека к природе; значимости достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждения возможности  выхода человека в Космос; нравственной ответственности при использовании  достижений научно-технического прогресса.

Таковы некоторые  основные положения русского космизма, развитые в философии Федорова.

Итак, основные направления философской мысли  России XIX в. подтверждают оригинальность постановки мировоззренческих проблем  и оригинальность их решения русской  философией, ее самобытность и самостоятельность.

Информация о работе Русский космизм