Социальная политика за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Социальная политика как специфическая область знания не только у нас, но и на Западе выделяется сравнительно недавно. Как правило, в современных научных исследованиях чаще всего можно увидеть ее прикладной характер. В рамках же научного осмысления существует сильная зависимость от других дисциплин и достаточная степень неопределенности ее теоретической и ценностной базы.
Что касается понятия социальной политики, то до сих пор, и в российской, и в западной литературе, не существует единого подхода к его определению. Основной причиной такого положения, считают традиционно сложившиеся в науке различное понимание предмета, целей и задач социальной политики как научной дисциплины и практической деятельности.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Базовые модели европейской социальной политики........................7
ГЛАВА 2. Основные принципы зарубежных моделей.....................................10 2.1. Социал-демократическая модель..................................................................10
2.2 Консервативная модель..................................................................................12
2.3 Либеральная модель........................................................................................13
2.4 Католическая модель.......................................................................................13
2.5 Скандинавская модель....................................................................................16
ГЛАВА 3. Социальные индикаторы-измерители...............................................19
Список использованной литературы...................................................................24

Работа содержит 1 файл

Семестровка. Осн. Соц. Гос-ва2.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

2.5 Скандинавская модель

  Скандинавская  модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов средствами гражданского общества и рынка. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные — добровольные или коммерческие — решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частой благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центральноевропейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от местных властей или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциации различных социальных служб и, например, в Нидерландах и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, католическая (латинская) модель, которая использует традиционные ресурсы сферы гражданского общества — церковь,  семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социального  обеспечения. Ряд стран уже реализуют у себя модель, которую можно обозначить как "welfare pluralism".  Нелишним будет добавить несколько слов о том варианте "welfare pluralism", какой сложился во Франции. Так, во Франции на социальное обеспечение направляется значительная доля национальных ресурсов, что обусловливает его высокое качество. Но оно объясняется также и смешанным характером французской системы социальной защиты: в ней сочетаются черты различных систем — как тех, в которых получение социальных прав четко связано с уплатой взносов, так и тех, в которых социальное обеспечение является универсальным и безусловным.   В своем нынешнем состоянии система социальной защиты включает в себя страхование от некоторых социальных рисков, связанных либо со снижением личных доходов (в случае болезни, родов, инвалидности, производственных травм, старости, безработицы), либо с увеличением общесемейных расходов (семейные пособия). Кроме того, целый ряд особых схем направлен на обеспечение минимального дохода  для некоторых категорий лиц, не относясь при этом к тому или иному из перечисленных выше рисков. Большая часть  ресурсов системы обязательного социального страхования выплачивается в виде пособий по старости и болезни.  В целом можно сказать, что система социальной защиты отныне имеет смешанный характер. Роль профессиональной солидарности велика: в частности, все еще сильна независимость финансирования социального страхования от государственного бюджета. Однако были внедрены существенные элементы национальной солидарности как за счет смягчения условий получения прав, так и за счет расширения финансовой базы общих ресурсов социальной защиты.  По мнению противников французской системы социальной защиты, необходимо внедрение частного негосударственного страхования. Это особенно верно в области пенсионного обеспечения. Внутренних сбережений недостаточно, по срав­нению с усилиями по инвестированию, которые страна должна осуществлять, с тем чтобы поддерживать свою конкурентоспособность. Для этого регулярно предлагается развивать капитализированные пенсионные Фонды — индивидуальные или коллективные — в качестве дополнения и даже подмены нынешних распределительных и компенсационных режимов. Предлагается установить одинаковый фискальный режим для индивидуальных сбережений, образуемых в целях пенсионного обеспечения, и взносов в обязательную систему пенсионного страхования (распределительных и компенсационных пенсий), которые сейчас пользуются освобождением от подоходного налога.   Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта Востока. Восемь основных стран Азии с 1960 г. входят в число 12 наиболее быстро развивающихся стран мира. Государственные социальные расходы в Сингапуре и Таиланде, двух странах этой группы, ниже и более сконцентрированы на образовании, в особенности на начальном, основном образовании, чем в промышленно более развитых странах. Единственной формой вмешательства государства является принятие определенного регулирования в этих областях.  Однако везде государство постоянно играет значительную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия значительно трансформируется. Так, отдельные социальные программы существенно сокращаются, другие — требуют серьезного изменения структуры и в первую очередь изменения их направленности (адресности).   Социальное обеспечение в индустриальных странах отличается от социальной защиты в странах переходной экономики. В большинстве индустриальных стран работающее население вкладывает денежные средства в область социального страхования, касающуюся выплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Часто социальное страхование компенсирует значительную часть утраченного дохода, пособия связаны с предыдущими заработками.  Для тех, кому недоступно пользоваться услугами социального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Эти программы принимают форму пособий по малообеспеченности, дополняющих доход после проверки средств получателя, если его доход ниже гарантируемого минимального дохода в стране. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки до­ходов малообеспеченных, поскольку дети являются наиболее уязвимой частью населения. Более того, такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов. Такая система имеет свои недостатки, так как она не предоставляет никаких пособий семьям с безработным отцом и обеспечивает большими льготами состоятельные семьи, которые платят повышенные налоги. Законодательство по вопросам минимальной заработной платы также является частью системы социальной защиты. Системы социальной защиты в индустриальных странах должны быть адекватны возникающим потребностям и, следовательно, изменяются как по странам, так и в пределах одной страны во времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Социальные индикаторы-измерители

Во всех странах национальная социальная политика опирается на правовую базу в социальной сфере, согласованную с общепризнанными международными нормами и стандартами в области прав человека, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 90-е годы, Венской декларации и программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 1993 г.), Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, Международном плане действий по проблемам старения и других документах.  Годы введения общегосударственных социальных про­грамм в развитых странах приведены в таблице 3.

Год введения общегосударственных социальных программ в ряде развитых стран

Таблица 3

Программы Германия Великобритания Швеция Франции Италия США
Страхование от несчастных случаев на производстве 1884 1906 1901 1946 1898 1930
Пособие по болезни 1883 1911 1910 1930 1943 --
Пенсионное  обеспечение 1883 1908 1913 1910 1919 1935
Страхование по безработице 1927 1911 1934 1967 1919 1933
Семейные  пособия 1954 1945 1947 1932 1936  
Медицинское страхование или предоставление бесплатной медицинской помощи 1880 1948 1962 1945 1945 Частично 1935 и 1960

Среди ветеранов в сфере организации  социальной защиты населения лидирует Германия, а среди сравнительных  новичков в этой области из указанных 6 стран замыкают США.  Термин "социальное обеспечение", или "социальная защита", относится к программам, организуемым правительством на основании установления факта, что индивид на время или окончательно потерял способность получать доход и для выполнения специальных расходов, связанных с женитьбой, рождением, смертью. Пособия семьям на детей также включаются в это определение. Помощь людям, охваченным этими программами, оказывается:

  а)  в форме денежных выплат, возмещающих  потери дохода в результате  старения, потери трудоспособности или потери кормильца, краткосрочного заболевания рождения ребенка, производственного травматизма, безработицы;

  б)  в форме госпитализации, медицинского обслуживания, реабилитационного ухода и т.д.

   Программы, которые оплачиваются  в денежной форме, обычно называются программами регулирования доходов; второй тип программ предоставляется в натуральной форме и определяется как программы социального обслуживания населения.

   Информация по системе социальной  защиты в каждой стране делится  на следующие основные разделы:

- старость;

- нетрудоспособность;

- смерть  кормильца;

- болезни  и материнство;

- производственный  травматизм;

- безработица;

- семейные  пособия.

  В  каждом разделе, в свою очередь, определяется контингент; источники финансирования; условия получения пен­сий и пособий; организация выплат (размер и продолжитель­ность); организация и управление программами.

  Законодательная  база по каждой программе представлена двумя действующими законами — законом по данной про­блематике и общим законом.   В странах с переходной экономикой показатели социального развития резко идут "вниз". Это объясняется как проявлением накопленных недостатков в социальной сфере, которые не были приняты своевременно в расчет, так и разрушением старой системы социальной защиты населения без предоставления адекватной замены. Наиболее остро стоят проблемы обеспечения минимальных доходов, организации рынка труда, охраны здоровья, экономической защиты населения. Складывается критическая ситуация в сфере доходов. В условиях усиливающегося социального расслоения, происходит ротация в группах со средним доходом за счет "вымывания" наиболее образованной и квалифицированной части  населения. Слой бедных не исчезает даже в развитых странах, где он колеблется от 3 до 8%. Однако в странах с переходной экономикой в эту группу включаются многочисленные слои людей ("новые бедные"), желающих трудиться, но не имеющих такой возможности. В эту группу попадают на­учные сотрудники, бывшие военнослужащие, которые paнее принадлежали к высокодоходным группам общества. Рост числа бедных и длительное пребывание в этом состоянии ведут к осложнению соци­ально-политической обстановки в обществе.   Страны с переходной экономикой проводят радикальные экономические, социальные и политические преобразования, учитывая опыт и достижения передовых стран мира. Глобальные проблемы социальной политики можно сформулировать следующим образом: экологическая ориентация социальной политики и социальная ориентация экономики — некоторые факторы национальной и международной безопасности, переход стран на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущих поколений в социально-экономическом и экологическом аспекте.   Экономика и общество создают и поддерживают свободные и самофинансирующиеся ассоциации, которые удовлетворяют нужды граждан и приемлемы для государства. Общественные группы участвуют в принятии политических решений и одновременно им приходится участвовать в согласовании интересов самых разнообразных партнеров в социальной сфере. Государство порой реализует регулирующие функции не посредством законов и распоряжений, а через активную деятельность самих общественных групп.   Ориентиром для социально-экономической политики является система измерителей, или индикаторов: нижние, по­роговые значения, переход на которые ведет к социальной напряженности, а в последующем — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан. К этим социальным измерителям следует отнести величину доходов (в том числе размер заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, прожиточного минимума), индекс потребительских цен, задолженность по заработной плате, уровень безработицы, соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и др.  Пороговым значением, фиксирующим возможность по­явления социальных конфликтов, является, как показывает мировой опыт, недовольство 30% населения своим жизнен­ным уровнем (сюда входят примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого до­ход превышает на 40-50% минимум; вместе они составляют группу социального недовольства). У нас же в стране это пороговое значение достигнуто.  По среднемесячным доходам пороговые значения определяются по отношению к прожиточному минимуму и должны составлять 2,5; а пороговое значение размера пенсии к прожиточному минимуму — 1,5. В России эти пороги также пройдены. Также должно быть определено пороговое значение разрыва между доходами 10% богатых и 10% бедных и, как показывает зарубежный опыт, разрыв не может превышать 8 — 10:1. В нашей стране ныне этот разрыв превышен почти вдвое.   Оценка рейтинга стран по совокупному индексу развития человеческого потенциала, в котором учитываются пред­полагаемая при рождении продолжительность жизни, уро­вень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в тыс. долларов). Россия среди 174 стран занимала в 2000 г. 71-е место.   Уровень жизненный (уровень жизни) населения — важнейший обобщающий социальный показатель, дающий представление о благосостоянии общества в целом, основных социально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющий оценить эффективность социально-экономической политики государства. Уровень жизни характеризует состояние и развитие потребностей граждан в материальных, духовных и социальных благах и степень удовлетворения этих потребностей. Потребности людей разнообразны, зависят от возраста, пола, социального ста­туса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-климатических условий, исторических и национальных особенностей и традиций, эконо­мических ресурсов, социальной обстановки на территории его проживания и деятельности.

   При оценке степени удовлетворения потребностей используется система интегральных и частных, натуральных и стоимостных индикаторов. Например, это реальные доходы на душу населения и их структурные составляющие (зарплата, предпринимательский доход, доход от собственности, социальные трансферты — пенсии, пособия, стипендии и др.), количество и ассортимент потребляемых человеком продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (в том числе образования, здравоохранения, культуры), жилищные условия и т. п. Показатели уровня жизни являются одним из критериев развитости социального государства.   Качество жизни — совокупность показателей, отражающих не столько уровень потребления товаров и услуг, сколько социальные результаты экономического развития государства — рождаемость и смертность, среднюю ожидаемую продолжительность жизни, уровень заболеваемости населения, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, степень социальной защищенности населения, его дифференциацию по уровню доходов, характеризуется также уровнем заня­тости населения и качеством трудовой жизни, количеством свободного времени граждан и возможностью проведения досуга и отдыха, уровнем преступности в обществе, состоянием экологической обстановки.   Качество образования — одна из основных характеристик образования, показывающая степень усвоения знаний, умений и навыков. Требования к качеству образования обусловлены потребностями производства, общественных отношений, науки, техники и культуры. Качество образования оценивается пол­нотой полученных знаний, навыков и умений, соответствующих современным требованиям науки, экономики, социальной сферы, техники, характеризуется подготовленностью человека к определенному виду деятельности, профессии. Оно — не­обходимое условие формирования личности, предпосылка ее включения в систему общественного и производственно-технического разделения труда. Одна из задач социального государства — обеспечение реальности по­лучения всеми гражданами России качественного образования, обновления знаний с целью их эффективного применения в научной и практической деятельности.   Качество социального обслуживания населения - степень реализации конституционных прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, по удовлетворению их основных жизненных потребностей.  Коэффициент Джинни (индекс Джинни) — макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного распределения их между жителями страны. Другой показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов, — это соотношение доходов 10 (20)% наиболее богатых и наиболее бедных. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,55-0,00, а отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных людей — от 1:5 до 1:15. Перераспределение доходов богатых в пользу бедных, снижающее степень поляризации доходов населения, ставится в числе задач государственной социальной политики. Многие европейские социальные государства следят, чтобы отмеченные соотношения доходов не превышали 1:5:7. В Швеции это соотношение составляет 1:4.   Коэффициент рождаемости определяется как отношение числа живорожденных детей к соответствующему числу населения. Различают общие, специальные (мужской и женский) и частные (возрастные, кумулятивные и др.) коэффициенты. Общий коэффициент рождаемости — отношение числа родившихся в определенный период детей к среднегодовой численности населения и, как правило, рассчитывается в промилле. Специальный коэффициент рождаемости — отношение числа родившихся к числу женщин репродуктивного возраста. Суммарный коэффициент рождаемости равен сумме коэффициентов рождаемости, вычисленных для всех воз­растных интервалов. В 2000 г. общий коэффициент рождаемости в России равнялся 8,7%. Социальные го­сударства следят, чтобы общий К. р. был в пределах 10-15%.  Коэффициент смертности в наиболее общем виде — это показатель, равный отношению числа умерших за опре­деленный период (год, полугодие, квартал) к числу живущих на определенной территории. В демографии используются различного рода коэффициенты смертности. Общий коэффициент смертности исчисляется как отношение общего числа умерших в течение исчисляемого периода к средней численности населения и, как правило, выражается в промилле.  Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации населения по уровню денежных доходов) характеризует степень социального расслоения населения по доходам и рас­считывается как соотношение между средними уровнями де­нежных доходов 10% населения с самыми низкими и 10% населения с самыми высокими доходами.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рамон Шуламит. Место социальной работы и социальной политики в современном мире: на пути к новому пониманию./ Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Под ред. Ш. Рамон; Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. С.9.

2. http://www.webarhimed.ru/page-635.html

3. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. М., 1983

4. Социальная политика. Под ред. В.И.Жукова. С. 114.

5. В.И. Жуков. Социальная политика: теория и мировая практика./Социальная политика. Указ.соч. С.11-12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Социальная политика за рубежом