Специфика и разделение государственной власти в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который фактически определяет и структуру законодательства, и принципиальную иерархию субъектов правотворчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Идея разделения властей в истории мировой политической мысли…4
2. Сущность принципа разделения властей………………………………10
3. Принцип разделения властей в Российской Федерации………………14
3.1. Президент в схеме разделения властей………………………………17
3.2. Законодательная и исполнительная власть в конституционной модели разделения властей…………………………………………………………..20
3.3. Судебная власть в системе разделения властей в РФ………………….22
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

реферат Специфика разделения властей.docx

— 49.87 Кб (Скачать)

 Конституции Российской  Федерации, поскольку Председатель  Правительства возглавляет орган  исполнительной власти, а Государственная  Дума относится к власти законодательной,  а они разделены.

 

3.2 Законодательная и исполнительная власть

 

Исполнительная власть представлена правительством, которое самостоятельно и действует наряду с Президентом. Правительство Российской Федерации  осуществляет в стране исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации  и федеральных министров. Правительство  Российской Федерации - это коллегиальный  орган исполнительной власти государства  и субъектов Федерации, который  осуществляет государственную власть на всей российской территории.

Среди полномочий Правительства  Российской Федерации можно выделить следующие: 1) разработка и представление  Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его  исполнения, а также представление  Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; 2) обеспечение  проведения в Российской Федерации  единой финансовой, кредитной и денежной политики; 3) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 4) осуществление управления федеральной собственностью; 5) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; 6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 7) осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.

В России федеральное Правительство  несет политическую ответственность  перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и  исполнения федерального бюджета. Недоверие  Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в отставку члены Правительства  могут обратиться к Президенту, чтобы  он воспользовался своим конституционным  правом распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Законодательная власть воплощена  в Федеральном Собрании. Из определения  Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать  в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского  народа, который являйся носителем  суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент  представляет законодательную ветвь  государственной власти в России. Главная функция – законотворческая деятельность.

Федеральное Собрание состоит  из двух палат — Совета Федерации  и Государственной Думы. Депутаты Госдумы избираются населением, а  членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке  формирования СФ) являются представители  законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Необходимо отметить, что  первоначально статус Совета Федерации  был определен таким образом, что по способу своего формирования он нарушал принцип разделения властей  и требования к профессионализму парламентской деятельности. В его  состав вошли и главы исполнительной власти субъектов федерации, для  которых деятельность на постоянной основе в Совете Федерации, как правило, просто невозможна.

К ведению Совета Федерации  относится: 1) утверждение изменения  границ между субъектами Российской Федерации; 2) утверждение Указа Президента о введении военного и чрезвычайного  положения; 3) решение вопроса о  возможности использования Вооруженных  Сил; 4) назначение выборов Президента; 5) отрешение Президента от должности; 6) назначение на должность судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; 7) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора.

Среди полномочий Государственной  Думы, закрепленных в Конституции, можно  выделить: 1) дачу согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; 2) решение вопроса о доверии  Правительству; 3) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Центрального банка; 4) объявление амнистии; 5) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

В Конституции закреплено право обеих палат контролировать деятельность правительства. Для этого создана Счетная палата Федерального Собрания. Госдума заслушивает отчет правительства об исполнении федерального бюджета и отчеты министров по актуальным вопросам. 

3.3 Судебная власть  в системе разделения властей  в РФ

 

По общепризнанным канонам  теории разделения властей судебная власть прежде всего выполняет специфические для нее правосудные функции, разрешает споры между субъектами права, и прежде всего между гражданами, а также определяет меры уголовного или административного наказания для лиц, виновных в соответствующих правонарушениях.

Вместе с тем судебная власть помимо ее прямых правосудных  функций - в рамках разделения властей - призвана контролировать деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Содержание такого контроля зависит  от конкретной модели взаимоотношений  между органами государственной власти, принятой в соответствующей стране, и ее законодательного воплощения. И все же в целом есть наиболее распространенные формы такого контроля. Так, органы судебной власти, наделенные полномочиями конституционного контроля, имеют право признавать законы и иные нормативные акты неконституционными. В результате признания их неконституционными такие законы и иные соответствующие акты утрачивают свою силу. «Таким образом, - справедливо отмечается в литературе, - суды, их решения становятся над законом и , отрицая, отменяя закон, участвуют в законотворчестве». Нередко в судах общей юрисдикции также можно оспорить нормативные правовые акты на предмет их соответствия как конституции, так и закону, а зачастую и ненормативные акты и действия органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В ряде стран, например в  Российской Федерации, решение суда, оценивающее правовой акт, принятый органом или должностным лицом  публичной власти, как незаконный, становится основой последующего роспуска органа или отрешения от должностного лица, если они своевременно не устранили  нарушение, не отменили или видоизменили свой акт. Помимо этого, в случае выдвижения обвинений против высших представителей исполнительной власти, как правило, именно судебные органы должны подтвердить наличие или отсутствие в действиях того или иного должностного лица противоправного поведения.

Судебная власть - это  ветвь государственной власти. И  хотя ученые в исследованиях, посвященных  судебной власти, по-разному определяют ее сущность. Так, одни ученые судебную власть определяют как совокупность судебных органов, а власть государственная, следовательно, как обоснование. Они  включают такие признаки, как характеристика судебной системы, принципы организации  и деятельности судов, правовой статус судей, взаимоотношения суда с другими  государственными органами. Другие в  основу характеризующих признаков  судебной власти включают признак функционирования, то есть выделяют деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях споров о праве. Что касается мнения ученых в современных условиях, то, например, некоторые предлагают объединить эти два понятия и определить тем самым судебную власть как исключительные полномочия суда по разрешению возникших в обществе конфликтов с использованием специальной процедуры. Такой подход вполне оправдан. В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой власть определяется как «право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле». Судебная власть как одна из ветвей государственной власти является средством управления обществом. И в связи с этим она может быть рассмотрена в различных аспектах. Например, как социально-политический феномен. Судебная власть может быть представлена как обязательный атрибут политически организованного общества. В этом будет проявляется характеристика взаимоотношений государства, общества и личности. Если рассматривать судебную власть применительно к ее функционирующим основам, то в этот вид государственной деятельности выступает непременно средством разрешения конфликтов правового характера, возникающих в обществе. А если же рассматривать судебную власть как государственно - правовой институт, то здесь налицо обеспечение защиты прав и свобод. Сегодня о судебной власти можно сказать, что в системе иных ветвей власти это самостоятельная и полновесная ветвь государственной власти в силу своего высокого статуса, компетентности, авторитетности. Именно она должна гарантировать обеспечение конституционных прав и свобод личности. 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

Главное требование принципа разделения властей было выдвинуто  еще Дж.Локком и Ш.Л.Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, и заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.

При этом каждая из них, являясь  самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

В настоящее время в  Российской Федерации в Основном Законе страны – Конституции РФ, закреплен принцип разделения властей. Органы государственной власти делятся  на законодательные, исполнительные и судебные.

В то же время, нельзя не отметить такой негативный факт, как неравномерное  распределение власти между тремя  ветвями власти.

К примеру, излишнее наделение  властью Президента и исполнительных структур не уравновешивает их с законодательной  и судебной властями, нарушает систему  взаимных сдержек и противовесов.

Кроме того, в адекватной правовой форме нуждаются и принципы разделения государственной власти Федерации и ее субъектов, поскольку такие принципы не могут устанавливаться одной стороной федеративных отношений – федеральным центром.

 

 

 

Список литературы

 

1. Политология/Научн.ред.А.А.Радугина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2001.

2. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 1.

3. Азаркин, Н. М. Монтескье / Н. М. Азаркин. – М.: Юрид. лит, 1992. – 128 с.

4. Барнашов, А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / А. М. Барнашов. – Томск,  1988.

5. Бирюков, Н. И. Становление институтов представительной власти в современной России / Н. И. Бирюков. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2009.

6. Формирование нации и государства в современном мире / ред. и сост. А.И. Миллер. - 2008. - 215 с.

7. Основы социологии и политологии : учебник / А. И. Кравченко ; Моск. гос. ун-т. - М. : Проспект, 2008. - 349 с. : ил. - Библиогр.: с. 346-347

8. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность. Государство и право. - 2007. - № 7

9. Умнова Н.А. Современная российская модель разделения властей между федерацией и ее субъектами (актуальные правовые проблемы). Монография. - М.: Проксима, 2007

1 Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т.1. – М.: 1988. – С.339-353; Монтескье Ш.Л. О Духе законов//Монтескье Ш.Л.  
Избранные произведения. – М.: 1955. – С.289-300.

 


Информация о работе Специфика и разделение государственной власти в современной России