Средства массовой информации (СМИ) в политической жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:17, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью научного осмысления деятельности средств массовой информации как одного из наиболее существенных факторов стабильности политической жизни в обществе. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства приобретает особое значение. Поскольку СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности, то они в той же степени несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.
2. Структура СМИ в системе социально-политической информации.
2.1. Общие политические функции СМИ.
2.2. Воздействие СМИ на процесс формирования сознания.
3. Правила отбора материалов в СМИ.
3.1. Способы распространения информации.
4. Положение СМИ в системе властных отношений.
4.1. Информационные войны и их влияние на общественно-политическую жизнь.
4.2. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ.
4.3. Политическое манипулирование и пути его ограничения.
5. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 67.94 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики

Кафедра:

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

ТЕМА: 

«Средства массовой информации (СМИ) в политической жизни общества»

 
 
 

Выполнила студентка II курса

заочного  отделения 

группа 608

Романова  Анастасия Михайловна

 
 

Санкт-Петербург 2011 

СОДЕРЖАНИЕ:

 
 

1. Введение.

2. Структура СМИ в системе социально-политической информации.

2.1. Общие политические функции СМИ.

2.2. Воздействие СМИ на процесс формирования сознания.

3. Правила отбора материалов в СМИ.

3.1. Способы распространения информации.

4. Положение СМИ в системе властных отношений.

4.1. Информационные войны и их влияние на общественно-политическую жизнь.

4.2. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ.

4.3. Политическое манипулирование и пути его ограничения.

5. Заключение.

 

1. Введение.

     Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью научного осмысления деятельности средств массовой информации как одного из наиболее существенных факторов стабильности политической жизни в обществе. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства приобретает особое значение. Поскольку СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности, то они в той же степени несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства.

     На деле же проникновение СМИ в политическую жизнь общества чрезвычайно многоаспектно. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора,  консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

     Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. А в кризисные периоды исторического развития люди в состоянии социального беспокойства особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде. Объединение наций в сильные централизованные государства часто оказывалось возможным во многом благодаря появлению прессы, которая создала новый вид социальной общности - публику отдельно взятой газеты. Члены этой агрегации разделены расстояниями, но объединены потребляемой информацией. Пресса ускорила и поставила на «поток» выработку единых символов и значений в национальном масштабе.

 

     Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. В этом особая актуальность проблемы, особенно, если иметь в виду, что роль средств массовой информации будет и впредь неизменно расти и усиливаться, влиять на все стороны жизнедеятельности общества и государства. 

2. Структура СМИ в системе социально-политической информации.

     Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

     Среди этой части СМИ выделяются специфические типы. Часть СМИ характеризуются как политически нейтральные. Это группа печатных изданий, транслирующих официальную информацию, поступающую из институтов государственной власти. В этом их сильная и слабая сторона деятельности. Их слабость в плане влияния на общественное мнение в том, что они безоговорочно поддерживая государственную власть, не могут удовлетворить потребности читателя, нуждающегося не только в объективной, но и разнообразной информации.

     Существует также большая группа СМИ регулярно публикующих материалы, имеющие политическую окраску той или иной степени остроты. Но подобная политическая окрашенность - лишь дань коммерческой выгоде. Данные СМИ, являясь коммерческими предприятиями, не пытаются, как может показаться на первый взгляд, формировать общественное мнение, а лишь следуют вкусам читателей, пытаясь увеличить свой тираж и рейтинг. А т.к. политика для них не цель, а средство, то в политическую жизнь общества они зачастую вносят известную долю негативизма, скандальности, дискомфорта. Исторический опыт подтверждает, что данные СМИ легко трансформируют свою политическую лояльность в осознанную и неосознанную антиправительственную активность. К ним можно отнести умеренно-оппозиционные и либеральные издания. Как правило, они действуют в интересах определенных финансовых групп. Возникающее недоверие потребителя к их информации зачастую приводит к падению тиража и рейтинга, что в свою очередь, ведет к утрате уже к ним интереса со стороны заинтересованных политических и финансовых структур. Эти СМИ могут утратить доверие той или иной части общества в силу очевидной ангажированности их материалов этими структурами.

     Относительно небольшая группа СМИ - "недовольные" издания, занимающие резко критическую позицию в отношении партии власти, ориентирующиеся на публикацию компромата и пр.

     Определенная часть СМИ проводят в жизнь цели и задачи политических партий. Они пристрастны, но не всегда связь с политической партией или движением афишируется. Часто эти органы демонстрируют свою независимость, объективность. Эта объективность сопровождается целенаправленным воздействием на общественное мнение лишь по конкретному ряду проблем. Это газеты, придерживающиеся партийного принципа, ориентирующиеся преимущественно на публицистическое осуждение или прославление той или иной партии. 

2.1. Функции средств массовой информации.

     Средства массовой информации – это важнейший атрибут современной политической жизни, их нередко называют «четвертой ветвью власти» (после законодательной, исполнительной и судебной).

В любом современном  обществе СМИ в той или иной форме выполняют ряд общих  политических функций.

     ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

     Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

     ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

     ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

     ФУНКЦИЯ КРИТИКИ. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

     КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

     АРТИКУЛЯЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Круг политических функций СМИ не исчерпывается  вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с  других позиций, выделяют такие функции  СМИ, как ИННОВАЦИОННАЯ, проявляющаяся  в инициировании политических изменений  путем широкой и настойчивой  постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним  внимания властей и общественности; ОПЕРАТИВНАЯ - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.

     МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, но! - через призму своего собственного видения политической реальности.

 

Следовательно, можно сделать вывод о наличии  практически неограниченных возможностей СМИ в области политического  влияния. 

2.2.Воздействие СМИ на процесс формирования сознания

     Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам, создавая при этом иллюзию свободного выбора. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это — не «ложь во спасение», а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

     Технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (когда, чтобы обеспечить доверие аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные, малозначительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий), наклеивание ярлыков (когда для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например «империалист», «фашист»,  и т.п.).

Информация о работе Средства массовой информации (СМИ) в политической жизни общества