Становление граждансокго общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:29, реферат

Описание работы

Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость, и к чему я хотела бы сейчас обратиться, бросив беглый взгляд на историю данного понятия.

В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия.

Работа содержит 1 файл

становление го.docx

— 29.58 Кб (Скачать)

    Несмотря  на различие этих традиций, все  они объединяются некоторыми  общими принципами. Это, во-первых, принцип, гласящий, что все человеческие  существа по самой своей природе  являются свободными и равными  перед законом личностями. Во-вторых, это принцип законности, означающий, что законы, определяющие реальную  сферу свободы отдельных индивидов,  имеют универсальную значимость. В-третьих, это принцип свободы,  касающийся выражения своих потребностей  и действий в собственных интересах  в рамках существующей законности, а также гарантированное законом  и соответствующими институтами  право создания добровольных  объединений. В-четвертых, это  защищенная государством свобода  приобретения собственности и  распоряжения ею. И наконец, в-пятых, - наличие механизмов, которые стабилизируют  отношения между гражданским  обществом и государством и  дают обществу необходимый уровень  защищенности от государственного  вмешательства.

    Четвертый  этап, согласно нашей периодизации  эволюции идеи гражданского общества, - 20–90-е годы XX века. На этом этапе  происходит переход от практических  требований экономической и политической  свободы личности, характерных для  предшествующего периода, к расширению  свобод в сфере культуры, стилей  жизни и т. д. Постепенно  появляются условия для трансформации  дихотомии "гражданское общество–государство" в более сложные конструкции.

    Идея гражданского  общества получает свое практическое  воплощение в системе устойчивых, общепринятых представлений об  этом обществе, которые понимаются  и разделяются большинством его  членов. На этой стадии усиливаются  такие признаки и факторы, как  рационально-критическое отношение  к социальной реальности, плюрализм  верований, идей, мнений и др. Идея  гражданского общества перестает  быть лишь теоретической конструкцией, становясь достоянием обыденного  сознания. Локковская модель гражданского общества вытесняется токвилевской.

    Возникают  различные формы реального гражданского  общества. В настоящее время уже  мало кто отождествляет гражданское  общество с государством, хотя  бы даже и правовым, поскольку  в таком случае понятие гражданское  общество теряет собственное  содержание. Гражданское общество  теперь выполняет функцию связующего  звена между личностью и государством, "частной" и "публичной"  сферами, частным и общим интересами.

    Большое  внимание разработке идеи гражданского  общества в данном направлении  уделяли американские социологи  Р. Нисбет и П. Бергер. Они также подчеркивали особую значимость и важность опосредующих структур: церкви, семьи, общин, добровольных объединений - в качестве посредника между индивидом и государством. Они предлагали политическим институтам всячески защищать и поощрять опосредующие структуры и использовать их везде, где только возможно. Только эти структуры смогут придать смысл и моральное измерение социальным и государственным институтам для того, чтобы человек в большей степени чувствовал себя "как дома" в современном обществе.

    Дальнейшая  институционализация данной идеи  приводит к образованию множества  научных школ и течений, имеющих  политическое значение, так или  иначе влияющих на расстановку  политических сил. Некоторые из  них стимулируют новые социальные  движения, гражданские инициативы, способствуют формированию социокультурных и правовых образцов, определяющих поведение людей и гарантирующих их права и свободы.

    Развитие  идеи гражданского общества в  России - огромная тема, которая остается  вне поля нашего зрения. В целом можно сказать, что на современном этапе данное понятие проделало значительную эволюцию от концепции "социалистического гражданского общества" с присущим ей обращением к ценностям и нормам демократического и этического социализма до концепций, впитавших положения неоконсервативной идеологии: о пагубности поглощения гражданского общества государством и политизации всех сфер общественной жизни, о необходимости освобождения регионов от диктата центра, развития местной власти и творческой инициативы масс на уровне сельских общин и добровольных объединений.

Информация о работе Становление граждансокго общества