Несмотря 
на различие этих традиций, все 
они объединяются некоторыми 
общими принципами. Это, во-первых, 
принцип, гласящий, что все человеческие 
существа по самой своей природе 
являются свободными и равными 
перед законом личностями. Во-вторых, 
это принцип законности, означающий, 
что законы, определяющие реальную 
сферу свободы отдельных индивидов, 
имеют универсальную значимость. 
В-третьих, это принцип свободы, 
касающийся выражения своих потребностей 
и действий в собственных интересах 
в рамках существующей законности, 
а также гарантированное законом 
и соответствующими институтами 
право создания добровольных 
объединений. В-четвертых, это 
защищенная государством свобода 
приобретения собственности и 
распоряжения ею. И наконец, в-пятых, 
- наличие механизмов, которые стабилизируют 
отношения между гражданским 
обществом и государством и 
дают обществу необходимый уровень 
защищенности от государственного 
вмешательства.
    Четвертый 
этап, согласно нашей периодизации 
эволюции идеи гражданского общества, 
- 20–90-е годы XX века. На этом этапе 
происходит переход от практических 
требований экономической и политической 
свободы личности, характерных для 
предшествующего периода, к расширению 
свобод в сфере культуры, стилей 
жизни и т. д. Постепенно 
появляются условия для трансформации 
дихотомии "гражданское общество–государство" 
в более сложные конструкции.
    Идея гражданского 
общества получает свое практическое 
воплощение в системе устойчивых, 
общепринятых представлений об 
этом обществе, которые понимаются 
и разделяются большинством его 
членов. На этой стадии усиливаются 
такие признаки и факторы, как 
рационально-критическое отношение 
к социальной реальности, плюрализм 
верований, идей, мнений и др. Идея 
гражданского общества перестает 
быть лишь теоретической конструкцией, 
становясь достоянием обыденного 
сознания. Локковская модель гражданского 
общества вытесняется токвилевской.
    Возникают 
различные формы реального гражданского 
общества. В настоящее время уже 
мало кто отождествляет гражданское 
общество с государством, хотя 
бы даже и правовым, поскольку 
в таком случае понятие гражданское 
общество теряет собственное 
содержание. Гражданское общество 
теперь выполняет функцию связующего 
звена между личностью и государством, 
"частной" и "публичной" 
сферами, частным и общим интересами.
    Большое 
внимание разработке идеи гражданского 
общества в данном направлении 
уделяли американские социологи 
Р. Нисбет и П. Бергер. Они также подчеркивали 
особую значимость и важность опосредующих 
структур: церкви, семьи, общин, добровольных 
объединений - в качестве посредника между 
индивидом и государством. Они предлагали 
политическим институтам всячески защищать 
и поощрять опосредующие структуры и использовать 
их везде, где только возможно. Только 
эти структуры смогут придать смысл и 
моральное измерение социальным и государственным 
институтам для того, чтобы человек в большей 
степени чувствовал себя "как дома" 
в современном обществе.
    Дальнейшая 
институционализация данной идеи 
приводит к образованию множества 
научных школ и течений, имеющих 
политическое значение, так или 
иначе влияющих на расстановку 
политических сил. Некоторые из 
них стимулируют новые социальные 
движения, гражданские инициативы, 
способствуют формированию социокультурных 
и правовых образцов, определяющих поведение 
людей и гарантирующих их права и свободы.
    Развитие 
идеи гражданского общества в 
России - огромная тема, которая остается 
вне поля нашего зрения. В целом 
можно сказать, что на современном этапе 
данное понятие проделало значительную 
эволюцию от концепции "социалистического 
гражданского общества" с присущим 
ей обращением к ценностям и нормам демократического 
и этического социализма до концепций, 
впитавших положения неоконсервативной 
идеологии: о пагубности поглощения гражданского 
общества государством и политизации 
всех сфер общественной жизни, о необходимости 
освобождения регионов от диктата центра, 
развития местной власти и творческой 
инициативы масс на уровне сельских общин 
и добровольных объединений.