Становление института президентства в Российской Федерации

Автор: Ольга Мастерова, 21 Июля 2010 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей истории России её государственно-политическое устройство было представлено преимущественно централизованными формами управления, что обуславливалось размером страны, неоднородным этническим составом населения, различием уровня и характера экономического потенциала и развития регионов. В 17-начале 20 вв. такой формой управления являлась абсолютная монархия, на смену которой пришла также централизованная структура органов власти Советского Союза.

Содержание

Введение
Понятие института президентства.
Опасности президентства
Предпосылки возникновения института президентства в России и его эволюция.
Президенты России. Значение политических реформ Ельцина и Путина.
Прогноз развития института президентства в России.
Заключение
Термины и определения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Становление института президентства в РФ.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Российский  Государственный  Гуманитарный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  на тему:

«Становление  института президентства  в Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Мастерова О. К.

ФИПП, З/О, 3курс.

                                                                         Проверил: Борисов Н. А. 
 
 
 
 
 

г. Москва

2009г. 
 

Содержание

Введение

  1. Понятие института президентства.
  2. Опасности президентства
  3. Предпосылки возникновения института президентства в России и его эволюция.
  4. Президенты России.  Значение политических реформ Ельцина и Путина.
  5. Прогноз развития института президентства в России.

Заключение

Термины и определения

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      На  протяжении всей истории России её государственно-политическое устройство было представлено преимущественно централизованными формами управления, что обуславливалось размером страны, неоднородным этническим составом населения, различием уровня и характера экономического потенциала и развития регионов. В 17-начале 20 вв. такой формой управления являлась абсолютная монархия, на смену которой пришла также централизованная структура органов власти Советского Союза.

      Одними из основных факторов обусловливающим национальные особенности формы государственно-политического устройства государства являются политические традиции и культура. В силу природных и климатических особенностей, способа хозяйствования, истории государства, религиозных воззрений, менталитета власть в России вне зависимости от смены режимов и наличия или отсутствия демократии традиционно носит авторитарный характер. Несмотря на изменения общественно-экономических отношений в России совокупность вышеуказанных факторов приводит  к  господству  в  государственно-политическом устройстве России централизованных форм правления, с той или иной степенью выраженными авторитарными чертами: монархии, административно-командной системы управления Советской власти, полупрезидентской республики. 

  1. Понятие института президентства.

      В настоящее время в мировой  политической науке не сложилось  однозначной трактовки термина «институт президентства».

      Президент - глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. Институт президентства распространен в мире, имея заметные особенности в разных странах. В одних государствах президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае роль президента ограничена функциями главы государства, реальные же функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти. Соответственно различают “слабого” президента (ФРГ, Италия), роль которого сводится к согласию с действиями правительства (хотя в условиях правительственного кризиса позиция “слабого” президента может получить немалую значимость), и “сильного” президента (США, Франция), в руках которого сосредоточена значительная повседневная власть. “Сильный” президент — ключевая фигура в государственном механизме; его позиция обусловлена в значительной мере тем, что в отличие от “слабого” президента он избирается непосредственно населением.

      В мировой практике встречается сочетание  черт парламентарной и президентской  республик – смешанные формы  правления, которые оказали влияние  на конструирование института президентства  в России.

      Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, где он, как правило, играет существенную роль в государстве.

      Повсеместно к кандидату на пост президента предъявляются повышенные требования: возрастной ценз — 35—40 лет, гражданство данной страны по рождению, длительное проживание в стране до дня выборов. Срок пребывания на посту президента колеблется между 4 и 7 годами; во многих странах нельзя быть избранным на пост президента более двух раз. Пожизненное президентство, известное некоторым странам, свидетельствует, как правило, о переходе от демократических форм правления к авторитарному режиму.

       2. Опасности президентства.

      Ряд наиболее заметных воздействий системы  президентского правления на политический курс кроется в самом институте  президентства, с которым связаны  не только широкие полномочия, заложенные в этой системе власти, но и ограничения, в том числе те, что предполагают необходимость сотрудничества с законодательным органом - весьма важное требование, когда в этом органе большинство составляют противники президентской партии. В первую очередь, однако, следует говорить о временных ограничениях, которые налагает на занимающего этот пост строго определенный срок полномочий, или заданное число сроков избрания.

      По  самой своей природе власть президента существует как бы в двух измерениях и в определенной мере носит весьма двойственный характер: с одной стороны, президент - глава государства и представитель всего народа; с другой - он выражает вполне определенный политический курс.

      Наиболее  тревожным следствием взаимодействия между президентом и его избирателями является возникновение ложных представлений и подмена "народа" в целом группой своих сторонников. При этом есть опасность, что он будет рассматривать свою политику как отражение народной воли, а политику своих оппонентов - как злые козни, направленные на защиту узких интересов.

      Отсутствие при президентских режимах монарха или "президента республики", который символически может действовать как сдерживающий институт власти, лишает эту систему гибкости и всяких средств ограничения власти. Зачастую такая нейтральная фигура может сыграть роль морального балласта в случае кризиса или действовать в качестве сдерживающей силы в отношениях между премьером и его оппонентами.

      В силу своего институционного положения  президент становится главной фигурой, на которую делают ставку его сторонники. Они склонны преувеличивать его власть и могут быть агрессивны к его противникам.

      В президентском кабинете значительно  меньше вероятность появления сильных, независимо мыслящих членов правительства. Должностные лица президентского кабинета занимают свои посты лишь по прихоти его главы; будучи уволены, они вообще, как правило, исчезают из поля зрения общества. Министры кабинета, возглавляемого премьером, напротив, не являются "креатурами" последнего: обычно они - его коллеги по парламенту и могут, выйдя из состава кабинета, вновь занять там свои места и "беспокоить" своими вопросами премьера на партийных конференциях и в ходе обычной работы парламента столь же свободно, как и все прочие его члены. Более того, президент имеет возможность намного более эффективно защищать членов своего кабинета от критики, в то время как члены кабинета премьера вынуждены регулярно представать перед парламентом, отвечая на различные вопросы, в крайних случаях могут оказаться перед лицом вотума недоверия.

      Часто можно слышать разговоры о том, что преимущество президентской формы правления состоит в гарантированной стабильности исполнительной власти. Эту черту противопоставляют слабости парламентской формы правления, при которой нередко разражаются кризисы кабинетов и происходят их смены, особенно в странах Западной Европы, где установилась система многопартийной демократии. Слабой стороной президентства как раз и является отсутствие гибкости в условиях постоянно меняющейся ситуации. Вопрос о смене президента, потерявшего доверие своей партии или народа, чрезвычайно сложен.

      По  определению, демократия - это вид  руководства, ограниченного временем. Это режим, при котором избиратели могут на регулярной основе требовать  у правителей отчета о проделанной  работе, периодически заставляя их менять политический курс. Ограниченный период времени между выборами является, возможно, наиболее важной гарантией против излишнего усиления власти - и последней надеждой для проигравшего меньшинства. Недостаток этой системы кроется, однако, в том, что временные ограничения мешают правительству выполнить свои предвыборные обещания. Если эти обещания включают, скажем, долгосрочные и значительные программы социальных преобразований, большинство правительств могут не успеть претворить в жизнь свои программы лишь из-за слишком недолгого пребывания у власти. С другой стороны, президентская власть слишком сконцентрирована в одних руках и столь велика, что было бы просто опасным не попытаться сдержать ее, ограничивая число сроков переизбрания президента.

      При президентской системе власти время становится чрезвычайно важным фактором политики. Да и политика здесь делается совсем по-иному. С приближением президентских выборов позиции должны быть определены четко и решительно - ибо, если победившая сторона отойдет от своих обещаний до проведения следующей кампании, это может легко быть представлено как предательство интересов избирателей. Даже неизбежные компромиссы заключить намного труднее, если существует опасность, что забытые компромиссы могут быть дискредитированы.  
Президентский режим оставляет намного меньше места для достижения консенсуса, молчаливо разделяемого всеми, изменения коалиций и заключения компромиссов, которые, какими бы дальновидными они ни представлялись, трудно оправдать в глазах общественности.  

      3. Предпосылки возникновения и эволюция института президентства в России.

      При организации президентской власти в Российской Федерации использовался  опыт разных государств, но естественно, в Российской Федерации она имеет  свои особенности.

      Изучая  историю введения института президентской власти в России, можно сделать определенные выводы о политических причинах её возникновения. Политические, экономические, и социальные изменения, произошедшие в стране после 1988 года, требовали изменения формы правления. Новым экономическим отношениям должна быть свойственна новая политическая структура, обеспечивающая необходимые условия для дальнейшего развития и укрепления в стране рыночных отношений. Начиная с 1991 года центр власти в стране сместился в сторону Верховного Совета. Россия фактически стала парламентской республикой. Законодательная власть доминировала над исполнительной. Но отсутствие опыта парламентаризма, единого исполнительного органа управления страной привело к тому, что Россия оказалась на грани экономического и политического кризиса, создался вакуум власти, что вело к потере управляемости страной. В России наблюдается эволюция полномочий президента в сторону его усиления, т. к. в сложившейся ситуации в России появилась необходимость в сильной централизованной власти способной стабилизировать ситуацию, и, не посягая на демократические свободы и ценности, обеспечить дальнейшее реформирование страны - в институте президентства, действовавшей в рамках полупрезидентской формы правления.

      Так появились условия для возникновения наделенного сильными полномочиями института президентства, призванного обеспечить условия для перехода страны к новым общественным и экономическим отношениям.

      В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года. Как было отмечено выше, создание института президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства и мотивировалось необходимостью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране.

      Первым  нормативно-правовым актом, закрепляющим факт создания президентского поста на территории нашего государства, был закон РСФСР от 24.04.91 № 1098-1 “О Президенте РСФСР”. Согласно этому закону статус Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти (председателем Правительства). Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 г., привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Закон “О Президенте РСФСР” был признан недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции.

Информация о работе Становление института президентства в Российской Федерации