Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение судебной власти. Задачи, направленные на достижение указанной цели:
- изучить понятие и сущность судебной власти ;
- определить специфические черты судебной власти;

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика судебной власти
1.1 Понятие и сущность судебной власти
1.2 Специфические черты судебной власти
Глава 2. Правовые основы функционирования судебной власти
2.1 Становление правовых основ судебной власти в России
2.2 Современные правовые основы судебной власти
Глава 3. Проблемы и перспективы развития судебной власти в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

173814 курс. сис.гос. упр..doc

— 149.00 Кб (Скачать)

В последующие годы парламент России принял ряд иных федеральных конституционных и федеральных законов о судебной системе в целом и отдельных ее звеньях. Вместе с тем многие исследователи обоснованно отмечали довольно вялый процесс подготовки и принятия законодательных актов в порядке осуществления первого этапа судебной реформы, ее хаотический характер, непоследовательность принимаемых решений и половинчатость реализации утвержденных законом нововведений.

Отмеченное состояние осуществления судебной реформы объясняется, с нашей точки зрения, фактическим отсутствием ее государственного планирования парламентом и президентскими структурами, несовершенством законоподготовительного процесса, когда многие проекты, принятые Государственной Думой в первом чтении, долгое время остаются без дальнейшего движения, затруднениями с финансированием реализации уже решенных законодателем установлений и другими причинами.

Состояние строительства судебной власти и осуществления судебной реформы традиционно оценивается на происходящих каждые четыре года Всероссийских съездах судей Российской Федерации. Так, на VII Всероссийском съезде судей, отвечая на критику в адрес организации и деятельности судебной системы, его участники напомнили, что за годы, прошедшие с момента принятия российским парламентом Концепции судебной реформы в 1991 г., явившейся в известной мере идеологической основой преобразований судебной системы и провозгласившей в качестве приоритетных направлений ее развития обеспечение доступности правосудия, эффективную защиту прав и свобод человека, была проведена значительная организационная и законодательная работа.

 

2.2 Современные правовые основы судебной власти

 

Конституция Российской Федерации утвердила в системе государственной власти страны самостоятельное положение судебной власти в структуре государственного механизма как независимой, суверенной отрасли, равновеликой законодательной и исполнительной отраслям государственной власти.

Указав основные признаки, задачи судебной власти, средства ее реализации, компетенцию ее органов, Конституция наметила программу законодательных работ по утверждению ее структуры и организации деятельности. Определение конституционных начал организации судебной власти отразило федеративные основы построения Российского государства, распределение содержания и пределов нормотворческой компетенции в сфере судоустройства, основные направления и формы его законодательного регулирования.

Эти установления и их претворение в жизнь составили первый этап проводимой в стране судебной реформы. Реализация положений выстроенной в Конституции РФ политико-правовой концепции судебной власти стала задачей преобразований законодательства о судоустройстве. Судоустройство как сфера правовой организации носителей судебной власти, основной функцией которых является разрешение социально-правовых конфликтов посредством осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным делам, а также путем конституционного контроля нормативных актов в форме конституционного судопроизводства, относится Конституцией к ведению Российской Федерации. Основы правового регулирования этой отрасли государственной власти должны содержаться в Конституции, в федеральных конституционных законах, в федеральных законах.

Этим законодательством устанавливаются основные институты, устройство и организация деятельности судебной системы, ее инфраструктуры, т.е. всех элементов, составляющих общую сферу судебной власти.

К подлежащим правовому регулированию структурным элементам общей сферы судебной власти относятся: система судебных органов, принципы ее организации и основные начала правосудия, формы судопроизводства и их особенности, основы статуса судей и формирования судейского корпуса, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судей, исполнение судебных актов, функционирование органов судейского сообщества.

Основные направления судебной реформы были поддержаны и получили дальнейшее развитие в Конституции РФ, которая гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод, закрепила такие основополагающие принципы осуществления правосудия, как равенство всех перед законом и судом, независимость судей, состязательность судопроизводства и равноправие сторон.

К достижениям судебной реформы на втором этапе ее реализации, утвержденным Конституцией РФ и закрепленным рядом федеральных конституционных и федеральных законов, можно отнести следующие преобразования.

В Конституции РФ было закреплено построение судебной системы на основе признания трех самостоятельных ветвей судебной власти. Полицентризм структуры судебной системы предопределен объективными условиями существования и деятельности системы судов в Российской Федерации.

Конституция РФ определила формы осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В системе судов общей юрисдикции возрождены суды с участием присяжных заседателей и мировая юстиция.

Образована четырехзвенная система арбитражных судов, включающая апелляционные и кассационные суды. В системе судов субъектов РФ уже функционируют 16 конституционных и уставных судов. Несмотря на отмеченные недостатки в истекшие с момента принятия парламентом Концепции судебной реформы десятилетия, практическими судебными и научными работниками был проделан значительный труд по подготовке, принятию и внедрению в практику многих новых институтов и норм, направленных на расширение демократических начал организации судов и осуществления правосудия, учета международного опыта судебного строительства и высоких стандартов организации судебной деятельности.

В основном сформирована система федеральных судов и продолжается создание системы судов субъектов РФ (укрупнение районных судов, учреждение должностей мировых судей и увеличение количества участков мировых судей, образование уставных судов, модернизация системы арбитражных и военных судов), совершенствование форм судопроизводства вплоть до создания новых отраслей процессуального законодательства, в частности, предусмотренного Конституцией административного судопроизводства и соответствующего ему административно-процессуального законодательства.

Сюда относятся также частичные, но немаловажные для внутренней организации отдельных звеньев судебной системы изменения их внутренней организации: создание Кассационной коллегии в Верховном Суде РФ, организация президиумов и составов в военных судах; создание арбитражных судов округов и апелляционных судов в системе арбитражной юстиции; изменение всей структуры организационного и материально-технического обеспечения судов в связи с созданием Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов в субъектах РФ. Сформировано и продолжает совершенствоваться новое законодательство. В частности, внесены изменения и дополнения в Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации»[5] и «Об арбитражных судах РФ»[6], в Федеральные законы «О статусе судей в Российской Федерации»[7] и «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[8]. Приняты другие нормативные акты, предусматривающие создание некоторых организационных и правовых механизмов, устраняющих пробелы ранее действовавшего законодательства. Названные законодательные акты повлекли за собой формирование новых институтов, изменяющих структуру судебной системы, повышающих уровень требований к судьям и усиливающих их ответственность. К их числу относятся: установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей, законодательное закрепление возможности создания специализированных судов, расширение функций органов судейского сообщества, создание условий для возможного расширения апелляционного начала в инстанционной системе и др.

Таким образом, судебная система обогащается не только созданием новых образований, но и формированием внутренних контролирующих структур, компенсирующих недостатки организационного обеспечения деятельности судов. На федеральном и региональном уровне сформированы и активно действуют органы судейского сообщества. Созданы Судебный департамент при Верховном Суде РФ и система его региональных органов, контролирующих финансирование судов и их материально-техническое обеспечение. Важным шагом в этом направлении, обеспечивающим дальнейшее укрепление самостоятельности судов и независимости судей, явились утвержденные Правительством РФ Федеральные целевые программы «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 гг. и на 2007 - 2011 гг., благодаря реализации которых существенно улучшилось материально-техническое обеспечение судебной системы, в организацию работы судов внедряются электронные технологии.

Приоритетное внимание уделяется решению задачи по обеспечению доступности и открытости правосудия, в частности кадровому наполнению судебных органов.


Глава 3. Проблемы и перспективы развития судебной власти в России

 

Реализация основных задач судебной власти, создание в сущности новой судебной системы в России, формирование ее материальной и правовой базы, необходимой инфраструктуры в лице системы органов судейского сообщества и учреждений Судебного департамента при Верховном Суде РФ для организационного обеспечения судейской деятельности, прежде всего самостоятельного государственного ее финансирования, широкое учреждение новых судебных органов и правовое обеспечение организации осуществления правосудия в них на демократических основах позволяют утверждать, что в результате проведения первого этапа судебной реформы в конце XX - начале XXI в. Российской Федерации была создана самоорганизующаяся, в значительной мере самоуправляемая многофункциональная судебная система, имеющая необходимое самостоятельное организационно-правовое, материально-правовое и процессуально-правовое обеспечение.

Вместе с тем эти положительные результаты не снимают убеждение общественности, подтверждаемое неоднократными социологическими опросами, в недостаточности судебной защиты прав граждан, отсутствии убедительного проявления судебной системой самостоятельности судов и независимости судей, а также невысокой эффективности судебной деятельности. Отмечая незыблемость основ судебной системы, заложенных Конституцией РФ и конституциями республик, уставами краев, областей, уже принятыми федеральными законами, руководство страны обращает внимание законодателей и судейского сообщества на необходимость отладки механизма организации правосудия, дальнейшей модернизации законодательства о суде, направленной на повышение качества его работы. Возможности утверждаемого Конституцией РФ организационного, правоохранительного и правотворческого потенциала российской судебной системы и осуществляемого ее органами правосудия далеко не исчерпаны.

Обобщая критические суждения в адрес российского правосудия и запросы общественности, можно определить приоритетные направления дальнейшего совершенствования организации и функционирования судебной системы: повышение качества деятельности судов, укрепление их независимости, обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах, гуманизацию правосудия, безусловное исполнение судебных решений, создание системы возмещения гражданам вреда, причиненного нарушением прав на судопроизводство, улучшение подготовки и переподготовки судей.

Совершенствование организации и деятельности судебной системы в указанных направлениях должно составить совершенствование нового этапа в развитии судебной реформы на ближайшие годы и привести к устранению отмеченных недостатков.

Для реализации этих направлений судейское сообщество считает необходимым осуществление мероприятий, направленных на повышение качества правосудия, создание условий по обеспечению судебной защиты и права каждого на разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом, созданным в соответствии с законом, включая право на безусловное и своевременное исполнение судебных актов. Для выполнения этих требований должны быть созданы соответствующие условия на государственном уровне, позволяющие судам и судьям стабильно и эффективно осуществлять свои полномочия.

Непременным общим условием выполнения этой задачи является более полное законодательное обеспечение судебной деятельности. Существенное обновление судоустройственного и судопроизводственного законодательства в последнее десятилетие создало значительно более благоприятные возможности для повышения уровня правосудия в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Вместе с тем поспешное принятие во многих случаях новых законоположений, частое и далеко, не всегда оправданное изменение законодательства под влиянием сиюминутных общественных настроений, отсутствие межотраслевой внутренней согласованности вновь принимаемых правовых норм приводили к нарушению системности в структуре целых отраслей права, к дестабилизации судебной деятельности и правоприменительной практики.

Достаточно сказать, что в КоАП РФ, введенный в действие с 1 июля 2002 г., внесены изменения и дополнения почти сотней федеральных законов, в ГК РФ - более чем 40 федеральными законами. В УК РФ к середине 2010 г. семью десятками федеральных законов, принятых Государственной Думой с момента введения в действие этого акта, изменено более 2/3 глав и институтов уголовного законодательства. В литературе неоднократно отмечалось, что принятый в 2001 г. УПК РФ был несовершенен как в плане воплощения новых правовых институтов (речь идет о регулировании новых форм производства по уголовным делам, например особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (разд. X), производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (разд. XVII) и др.), так и в плане юридической техники. Со дня принятия УПК РФ до 2010 г., по некоторым данным, внесены изменения в тексты более чем 400 его статей. За этот период постановлениями Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции РФ полностью или частично 19 статей УПК РФ[9]. При этом многие обозначенные Конституционным Судом РФ проблемы регулирования уголовного процесса до сих пор не решены и уже многие годы не решаются законодателем.

Многие из вносимых в процессуальное и судоустройственное законодательство изменений и дополнений носят, как правило, точечный, частный характер, отражая интересы ведомств, тех или иных экономических структур. В то же время не были приняты такие давно ожидаемые, вытекающие из установлений Конституции РФ федеральные конституционные законы, как закон о судах общей юрисдикции, о Верховном Суде РФ, об административных судах. Идея создания специализированных судов (в частности, ювенальных, патентных, финансовых) осталась нереализованной. До настоящего времени суды общей юрисдикции вынуждены руководствоваться Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР» 1981 г., который безнадежно устарел и находится в противоречии с действующим федеральным законодательством. Такое положение не позволяет завершить формирование в Российской Федерации судебной системы в соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, предусматривающей, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства[10].

Информация о работе Судебная власть