Терроризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:46, реферат

Описание работы

Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». Общепринятого юридического определения этого понятия не существует. В российском праве (УК, ст.205), определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действи

Работа содержит 1 файл

Терроризм.docx

— 80.74 Кб (Скачать)

Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с терроризмом и иными  проявлениями экстремизма на период до 2003 года была утверждена 21 июня 2000 года Решением Совета глав государств Содружества  Независимых Государств. Во исполнение пункта 2.1 Программы Решением этого же заседания Совета создан Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ и утвержден проект Положения о Центре.

Фактической датой  начала функционирования Центра можно  назвать 1 декабря 2000 года, с момента  утверждения Решением СГГ СНГ  в г. Минске Положения об Антитеррористическом Центре СНГ, установлении численности  сотрудников и финансовом обеспечении  деятельности. 

Война против терроризма (англ. War on Terrorism) — общеупотребимый термин, используемый в политике. В XXI в. наиболее известен после событий 11 сентября 2001 года и реакции на них президента США Джорджа Буша младшего.

История термина

Термин «война против терроризма» («война с терроризмом») первые использован в западной прессе в конце XIX в. для обозначения усилий правительств Российской Империи и стран Европы по борьбе с атаками анархистов против международных политических лидеров. В частности, использован в статье The New York Times от 2 апреля 1881 г. Многие анархисты сами называли себя в ту пору террористами, и это слово не несло нынешней отрицательной моральной окраски.

В следующий  раз внимание общественности к этому  термину было приковано во время  борьбы британских колонизаторов с  атаками еврейских террористических организаций в Палестине в 1940-х. Именно этот термин использовался британскими властями при объявлении о борьбе с организациями Иргун, Лехи и сочувствующими им.

Фраза также  часто использовалась президентом  США Рональдом Рейганом.

После 11 сентября 2001 года

Термин «война против терроризма» был воскрешен  после террористических нападений 11 сентября 2001 года. 11 сентября 2001 г. в 20:30, как сообщали средства массовой информации, в третьем своем заявлении по поводу произошедших событий (в кратком телеобращении к нации из Овального кабинета), Джордж Буш младший заявил: «…и мы выиграем войну против терроризма». В дальнейшем этот термин стал употребляться всё чаще.

20 сентября 2001 года в обращении к Конгрессу и американскому народу, зачитанном на совместном заседании обеих палат парламента США, Джордж Буш младший официально объявил войну терроризму, заявив: «Наша война с терроризмом начинается с „Аль-Каиды“, но этим не закончится. Она не завершится, пока каждая террористическая группа в мире не будет найдена, остановлена и побеждена». Позднее, формулируя доктрину войны против терроризма Буш младший заявил: «…сегодняшняя война с терроризмом подобна Холодной войне. Это идеологическая борьба с врагом, который презирает свободу и преследует тоталитарные цели…». В той же речи говорилось об операции «Шок и трепет», и двойственности борьбы: во-первых, поймать врага и доставить его на суд; во-вторых, распространять свободу.

После терактов в Лондоне 7 июля 2005 года британские власти воспротивились воспроизведению  американской стратегии ответа на террористические нападения, и термин война против терроризма уже более активно  не использовался. Он, однако, остался  для обозначения скоординированных, в том числе на уровне ООН, усилий различных стран по противодействию  террористическим организациям. 
 

Национальный  антитеррористический комитет (НАК) — орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Образован Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

Председателем НАК по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в настоящее время — генерал армии Александр Васильевич Бортников.

В состав НАК  входят руководители почти всех силовых  структур, спецслужб, ключевых правительственных  ведомств, а также обеих палат  парламента России.

Одновременно  с созданием НАК в субъектах  Российской Федерации для координации  деятельности территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также  по минимизации и ликвидации последствий  его проявлений образуются антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для организации  планирования применения сил и средств  федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов  по борьбе с терроризмом, а также  для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образуется Федеральный оперативный штаб, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации — оперативные штабы, которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.

Для организационного и материально-технического обеспечения  деятельности комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных  штабов в субъектах Российской Федерации  образованы: в составе ФСБ России — аппарат Национального антитеррористического  комитета, в органах федеральной  службы безопасности — аппараты соответствующих  оперативных штабов.

Основные задачи НАК

(в соответствии  с Положением о НАК)

а) подготовка предложений  Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию  законодательства Российской Федерации  в этой области;

б) координация  деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями  и организациями;

в) разработка мер  по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению  защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в  международном сотрудничестве в  области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений  по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом  и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, по противодействию  терроризму.

Права НАК

(в соответствии  с Положением о НАК)

Для осуществления  своих задач Комитет имеет  право:

а) принимать  решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности  деятельности федеральных органов  исполнительной власти по противодействию  терроризму, а также осуществлять контроль за их исполнением;

б) запрашивать  и получать в установленном порядке  необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных  лиц;

в) создавать  рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комитета;

г) привлекать для  участия в работе Комитета должностных  лиц и специалистов федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, а также  представителей общественных объединений  и организаций (с их согласия);

д) вносить в  установленном порядке предложения  по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства  Российской Федерации.

Борьба  с терроризмом  на Северном Кавказе

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 «О мерах по противодействию  терроризму», до решения вопроса  о совершенствовании управления контртеррористическими операциями на Северном Кавказе организацию планирования применения сил и средств по обнаружению террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении терактов на территории Северного Кавказа, а также по пресечению их деятельности продолжают осуществлять Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Региональный оперативный штаб, деятельность которых регулируется президентскими указами от 22 января 2001 г. N 61 и от 30 июня 2003 г. N 715.

Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, созданная после бесланских событий в сентябре 2004, преобразовывается в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в последнее время руководил полномочный представитель Президента в ЮФО Дмитрий Козак.

В августе 2006 г. руководитель НАК Николай Патрушев на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что, хотя террористическое подполье в Чечне удалось разгромить, но оперативная обстановка в ЮФО сохраняется напряжённой. По его словам, «успешные контртеррористические операции послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в Ингушетии и Северной Осетии, население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом 2006 в населённых пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов. 

Террористическая  группа (англ. Terrorist group) — по определению Федерального Закона Российской Федерации это группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности.

Террористическая  группа представляет собой объединение  двух или более человек, имеющих  общие цели (совершение террористических актов), внутреннюю иерархию (распределение ролей), дисциплину. Как правило, террористические группы являются боевыми группами террористических организаций.

Общие и отличительные черты террористических групп и других незаконных формирований

Понятие террористической группы может пересекаться с понятием незаконного вооруженного формирования, когда террористическая группа действует на постоянной основе, имеет оружие. В то же время, террористическая группа может не иметь оружия, совершение террористического акта возможно без дополнительного вооружения, используя только технологические особенности объекта теракта (к примеру, вывод из строя оборудования АЭС, что повлекло за собой техногенную катастрофу).

Информация о работе Терроризм