Типы изберательных систем РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Работа содержит 1 файл

Р.Ф.docx

— 29.10 Кб (Скачать)

Во многом аналогичная  система выборов используется и  при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что  по пропорциональной системе там  избирается 25% депутатов, остальные 75% - на мажоритарной основе.

Смешанные избирательные  системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому  основанию выделяется два вида смешанных  систем:

• смешанная несвязанная  система выборов, при которой  распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов  выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как  раз примеры смешанной несвязанной  избирательной системы); 
• смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).

Избирательные системы, применявшиеся на выборах в Российской Федерации

Мажоритарная система  абсолютного большинства была основной системой выборов в РСФСР в 1989-1991 гг. После 1991 г. эта система применялась  в нашей стране на выборах Президента Российской Федерации, на выборах высших должностных лиц (руководителей  исполнительных органов государственной  власти) в большинстве субъектов  Федерации, а также в некоторых  субъектах Федерации на выборах  глав муниципальных образований  и на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации.

До принятия в 2002 г. нового Федерального закона "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" в некоторых  субъектах Федерации на выборах  высших должностных лиц (руководителей  исполнительных органов государственной  власти) субъекта Федерации использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся, строго говоря, ни к  системе абсолютного, ни к системе  относительного большинства. К таким разновидностям относятся:

• система, требующая для  избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа  граждан, внесенных в списки избирателей; 
• система, требующая для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании; 
• система, требующая для избрания получения более половины голосов от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов.

Последняя система применяется  и в настоящее время на выборах  должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области. Недавно  Конституционный Суд признал  ее не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Многомандатные округа использовались в РСФСР в 1990 г. на выборах в  местные Советы нижнего уровня, а  с 1993 г. - на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления во многих субъектах Федерации. Кроме того, двухмандатные округа использовались на выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г.

Число распределяемых в много мандатных округах мандатов до 1997 г. федеральным законом не регулировалось. Чаще всего округа на выборах законодательных органов государственной власти субъектов Федерации были двух- и трехмандатные, реже четырехмандатные. В Краснодарском крае на выборах 1994 г. образовывались 7- и 8-мандатные округа. Выборы Парламента Ингушетии в 1994 г. проходили по единому 27-мандатному округу.

На выборах в представительные органы местного самоуправления в 1995-1998 гг. 31% мандатов замещался в многомандатных округах. При этом округа с числом мандатов менее 6 составляли 41%, от 6 до 11 - 52%, от 11 до 16 - 6%.

Начиная с 1997 г. федеральное  законодательство устанавливает предельное число мандатов, распределяемых в  многомандатном избирательном округе - 5.

До 2000 г. в ряде регионов образовывались округа с разным количеством распределяемых мандатов, в том числе практиковалось сочетание одномандатных и многомандатных округов.

В 1990 г. в случае выборов  по многомандатным округам число  голосов у избирателя ограничивалось лишь числом баллотировавшихся кандидатов. В период 1993-2000 годов число голосов  у избирателя соответствовало числу  замещаемых в округе мандатов ("блоковая" система неограниченного вотума). Так, на выборах в Парламент Республики Ингушетия в 1994 г. каждый избиратель имел 27 голосов. На выборах, где образовывались округа с разным числом мандатов, избиратели в разных округах наделялись разным числом голосов.

После выборов депутатов  Законодательного Собрания Оренбургской области 1998 г., где разные избиратели имели один, два, три или четыре голоса, областной закон был оспорен  в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд 23 марта 2000 г. принял постановление, в котором  признал практику наделения разных избирателей неодинаковым числом голосов  неконституционной. В соответствии с этим решением и принятым впоследствии новым федеральным законом число  голосов у избирателей должно быть одинаковым, далее если образуются округа с разным числом мандатов. После  этого в некоторых субъектах  Федерации при выборах по многомандатным округам начали применяться система  ограниченного вотума и ее предельный случай – система единственного  непередаваемого голоса.

В Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Корякском, Ненецком автономных округах, Еврейской автономной области и Республике Северная Осетия - Алания часть депутатов избиралась по единому многомандатному округу, включающему всю территорию субъекта Федерации.

Пропорциональная система  с закрытыми списками использовалась с 1993 г. на выборах половины состава  Государственной Думы. До 2003 г. эта  система применялась также в 9 регионах на выборах части состава представительного органа государственной власти субъекта Федерации, а в Красноярском крае - на выборах представительных органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований.

Начиная с декабря 2003 г. пропорциональная система используется повсеместно  на выборах представительного органа государственной власти субъекта Федерации  и по ней избирается не менее 50% депутатов  регионального законодательного органа или одной из его палат. При  этом большинство субъектов Федерации  также предпочло систему закрытых списков.

В небольшом числе регионов решено использовать систему открытых списков. Выборы по этой системе уже  прошли в Республике Калмыкия, в  Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Избирательные системы, основанные на преференциальном голосовании, до сих  пор в России не применялись.

Процесс совершенствования  избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной  системы, которая позволяла бы формировать  эффективную власть, действующую в интересах общества, содержала бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой возникновения все более и более прогрессивных и поистине демократических избирательных систем. Основные принципы совершенствования избирательного законодательства были сформулированы в Докладе ЦИК РФ «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» (Постановление ЦИК РФ №111/1170-3 от 06.10.2000). Именно после этого доклада началась интенсивная работа по совершенствованию закона о гарантиях: сначала в виде проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях...»», а затем — в виде проекта нового Федерального закона «Об основных гарантиях...». В данном докладе были озвучены следующие основные направления совершенствования избирательного законодательства:

• Совершенствование системы  избирательных комиссий с целью  повышения их независимости и  эффективности их работы; 
• Совершенствование системы регистрации избирателей; 
• Совершенствование организации голосования и подсчета голосов, повышение открытости и гласности этих процессов; 
• Совершенствование процедур, cвязанных с реализацией пассивного избирательного права; 
• Совершенствование системы финансирования выборов и системы финансового контроля; 
• Уточнение понятий, связанных с информационным обеспечением выборов и референдумов; 
• Уточнение процедур рассмотрения нарушений избирательного законодательства и привлечения к ответственности за эти нарушения.


Информация о работе Типы изберательных систем РФ