Типы избирательных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе мною освещены типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, их достоинства и недостатки, избирательная система в Российской Федерации, а также рассмотрены основные этапы избирательной кампании, стратегия и тактика предвыборной борьбы.

Содержание

Введение 3

1 Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,

смешанная 4

2 Избирательная система в Российской Федерации 6

3 Избирательная кампания: основные этапы. Роль СМИ в избирательной кампании 7

4 Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы 9

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

контрольная работа политология.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение             3

     1 Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,

смешанная              4

     2 Избирательная система в Российской Федерации      6

     3 Избирательная кампания: основные этапы. Роль СМИ в избирательной кампании              7

     4 Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы     9

     Заключение          11

     Список  использованной литературы      12

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В данной контрольной работе мною освещены типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, их достоинства и недостатки, избирательная система в Российской Федерации, а также рассмотрены основные этапы избирательной кампании, стратегия и тактика предвыборной борьбы.

     Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. 

     Выборы  непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны  влияют на нее. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства. 

 

      1 ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: МАЖОРИТАРНАЯ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ, СМЕШАННАЯ 

     Избирательная система – это целостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов, процедур, составляющих механизм организации и проведения выборов.

     Содержанием избирательной системы является обеспечение свободного волеизъявления народа при формировании органов и институтов государственной власти.

     На  выбор той или иной избирательной  системы оказывают влияние характер, социально-экономическое развитие определенной страны, конституционные принципы организации структуры и полномочий представительных органов власти, национальные, исторические и местные особенности, которые, в свою очередь, могут придавать избранной системе особую специфику. В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами от результатов голосования избирательные системы подразделяются на три вида:

     - мажоритарная избирательная система исторически стала первой используемой избирательной системой. Избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов. При мажоритарной системе на различных уровнях выборов применяются три ее разновидности:

     а)система абсолютного большинства голосов, т.е. получение кандидатом более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

     б)система относительного большинства, т.е. получение кандидатом большего числа голосов, чем получили другие кандидаты;

     в)система квалифицированного большинства голосов, когда требуется квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/4). При этом используются многомандатные и одномандатные округа. Разновидностью мажоритарной системы являются выборы глав муниципальных образований. Здесь территории избирательной единицы и муниципального образования совпадают;

     В целом мажоритарный тип избирательной  системы имеет ряд достоинств:

     - препятствует созданию многочисленных  партийных фракций в парламенте;

     - способствуя победе крупных политических  партий, позволяет формировать устойчивое правительство, опирающееся на парламентское большинство;

     Однако  у мажоритарной системы есть и определённые недостатки:

     - значительная часть избирателей  может быть не представлена  в выборном органе, так как голоса, поданные за проигравших в выборах, пропадают;

     - происходит сокращение представительства  политических партий во властных структурах;

     - возникают диспропорции между  числом полученных партиями мандатов  и количеством проголосовавших за них избирателей.

     - пропорциональная избирательная система обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов, и числом доставшихся им мандатов. При этом существует определенный барьер, который необходимо преодолеть для того, чтобы участвовать в распределении мандатов;

     Достоинства пропорциональной системы:

     - позволяет точнее, чем мажоритарная  система, учитывать политические предпочтения избирателей;

     - обеспечивает представительство  в парламенте даже небольшим  политическим партиям.

     Пропорциональная  система также не является идеальной  и имеет ряд недостатков:

     - политические силы, пользующиеся  в масштабах страны значительно меньшей поддержкой, чем крупные политические партии, получают представительство в выборном органе. Их роль к тому же может не соответствовать реальному месту в политической системе;

     - могут возникать сложности при  формировании правительства и в ходе его деятельности, если ни одна партия не будет иметь абсолютного большинства в парламенте.

     - смешанная избирательная система призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Считается, что она позволяет наиболее точно выразить политические пристрастия избирателей.

     2 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

     С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

     Чисто пропорциональная система повышает степень контроля федерального центра над формированием списка «партии власти», а впоследствии – над депутатским корпусом. При прежней системе региональные группы интересов могли проводить своих лоббистов в Думу по одномандатным округам.

     Переход на пропорциональную систему сопровождался постепенным, но неуклонным повышением «входных барьеров» на рынок политической конкуренции: закон о партиях (2001г.), вводящий монополию партий на участие в выборах по спискам; повышение отсекающего барьера (2002г., но с отложенным вступлением в силу); запрет на участие в избирательных объединениях общественных организаций (2003г.), второе повышение минимальной численности партий (2004г.); запрет депутатам выходить из фракций (2004); отказ от одномандатных округов и запрет блоков на выборах в Госдуму (2005г.), запрет блоков на региональных выборах, изменение порядка регистрации партий и кандидатов (ужесточение требований к сбору подписей и фактическое повышение суммы избирательного залога). Изменения в избирательном законодательстве происходят по инициативе исполнительной власти и активно поддерживаются «Единой Россией» в Думе.

 

      3 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ: ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ. РОЛЬ СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ  КАМПАНИИ 

     Избирательная кампания – это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы.

     Избирательная кампания – это развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно  сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий. Основные этапы избирательной кампании:

     - назначение выборов;

     - выдвижение кандидатов;

     - предвыборная борьба;

     - голосование;

     - определение результатов выборов.

     Назначение  выборов должно проводиться в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампанию.

     Смысл процедуры назначения выборов состоит  в назначении дня голосования. Этот день может быть строго фиксированным. Но в большинстве стран такой заранее определённой даты выборов нет, и поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату.

     Важность  этапа избирательной кампании –  выдвижение кандидатов определяется тем, что в его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, губернаторы, советники органов местного самоуправления и другие.

     Одновременно  с процессом выдвижения кандидатов происходит регистрация. Все граждане, имеющие право голоса, заносятся в списки избирателей.

     Предвыборная  борьба. На этом этапе избирательной  кампании претенденты на выборные должности  вступают в острую конкурентную борьбу. В её рамках отдельные кандидаты и политические партии осуществляют сложный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение желаемого результата.

     Голосование. Предвыборная агитация прекращается за день до голосования. Последний день перед голосованием предоставляется избирателям для того, чтобы они самостоятельно окончательно обдумали свой выбор и приняли решение. Голосование проходит тайно. Избиратели заполняют бюллетени в кабинках и опускают их в урну для голосования.

     Не  имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения свободы  по приговору суда. Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации.

     Участие граждан в голосовании на выборах  рассматривается как один из наиболее значимых показателей степени их политического участия в целом.

     Завершается избирательная кампания подсчётом голосов и определением результатов выборов. Эти действия реализуются избирательными комиссиями. Их прерогативой является также признание выборов состоявшимися или несостоявшимися, что зависит от числа принявших участие в голосовании. В зависимости от существующих норм выборы могут быть признаны состоявшимися, если порог явки избирателей должен составить не менее 25% от общего числа избирателей на выборах депутатов в Госдуму и не менее 50% на выборах президента. В противном случае назначаются повторные выборы.

     Сама  процедура определения результатов выборов не составляет особой проблемы, поскольку строго упорядочена, и все действия оговорены в избирательном законодательстве. Однако даже если все предшествующие этапы избирательной кампании свидетельствуют о демократическом характере избирательной системы, на этом её заключительном этапе выборы могут превратиться в фикцию – в случае, если будут иметь место фальсификации итогов голосования.

 

      4 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СВЯЗИ  С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ; ПОЛИТИЧЕСКОЕ  КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ; СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДВЫБОРНОЙ БОРЬБЫ 

     Избирательные технологии в общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.

     Предвыборная  кампания должна быть тщательно подготовлена, что предполагает создание штаба  кампании, разработку её стратегии  и тактики, накопление ресурсов. Особое место в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики предвыборной кампании. Стратегия представляет собой содержательную часть предвыборной кампании, а тактика – её техническую сторону. Другими словами, стратегия дает ответ на вопрос, что нужно предпринять, чтобы достичь поставленной цели, а тактика – как при этом необходимо действовать.

Информация о работе Типы избирательных систем