Запорожская Сечь. Политические предпосылки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:00, доклад

Описание работы

Запорожская Сечь
Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ), Войско Запорожское Низовое — военный и административный центр запорожского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI—XVIII веках.
Этимология названий Сечь и Кош
Название казацкой столицы — Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», такое название связывается с тем, что столица была обнесена частоколом с высеченным острыми краями. Буква ѣ (ять) по-украински произносится как «и», по-русски как «е», поэтому, когда в 1918 буква ять была исключена из алфавита, то Сѣчъ по-русски стала Сечь (ещё

Работа содержит 1 файл

ИПМУ сечь.docx

— 37.69 Кб (Скачать)
 

Запорожская Сечь

Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ), Войско Запорожское Низовое — военный и административный центр запорожского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI—XVIII веках.

Этимология  названий Сечь и Кош

Название казацкой столицы — Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», такое название связывается с тем, что столица была обнесена частоколом с высеченным острыми краями. Буква ѣ (ять) по-украински произносится как «и», по-русски как «е», поэтому, когда в 1918 буква ять была исключена из алфавита, то Сѣчъ по-русски стала Сечь (ещё ранее, при т. н. исправлении правописания, в конце еръ был заменён на ерь), по-украински Січ (произносится Сич).

Сечь представляла собой военное укрепление, внутри которого стояли церковь, хозяйственные  постройки и жилые помещения  — курени. Впоследствии это слово  трансформировалось в понятие столицы  всего запорожского казачества, центром  деятельности и управления всеми  войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе  низового казачества.

Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош» и  Войско Запорожское иногда именовалось  Запорожским Кошем. Это слово  тюркского происхождение и означает «кочевье». Запорожцы, употребляя слово  «Сечь», подразумевали постоянную столицу  Войска, а под словом Кош подразумевали  всю территорию кочевья Войска во время походов, включая временные  ставки и обычные пути движения, а также, возможно, используемые запорожцами  пастбища. Этим объясняется подписи  на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть на Запорожской Сечи, «Дан с  Коша при Буге» — то есть с  временного лагеря при Буге. Всего  Запорожская Сечь просуществовала  около двух с половиной веков. 

Возникновение Запорожской Сечи

В 1304 году впервые  появляется известие о вольных казаках  в Запорожье и их атамане Критики. Как указывает Владимир Богуславский, в этих разбойничьих ватажках в ту пору явно преобладал тюркский, а не славянский элемент. Лишь к середине XV века славяне возобладали в  степной вольнице, превратившейся в  достаточно заметную военную силу, необузданную и никому не подчинявшуюся.

По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т. н. хортицкий замок, прототип Запорожской Сечи) — была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года. В настоящее время этот остров носит имя Байды.

Казаки собственно низовые (другое название Запорожских) впервые упоминаются в письме великого князя Литовского Сигизмунда Августа «козакам тем, которые, из замков и городов украинских съехавши, на Низу проживают». С середины 1580-х годов низовые (запорожские) казаки именуются сечевыми.

Как считается в  настоящее время на Украине, имена  первых организаторов Войска Запорожского и строителей первой Сечи в источниках не сохранились, характер их первоначальных боевых средств и район первоначальной деятельности запорожцев остаются неизвестными. Однако историк В. Н. Татищев в  «Истории Российской с самых древнейших времён» указывал:

 Первые козаки, зброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили.  

Условия приёма в Запорожскую  Сечь

Приём беспрерывно  приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д. И. Яворницкого, после выполнения условий:

- статус вольного  и неженатого человека 

- хорошее знание  русского языка 

- принадлежность  к православной вере 

- наличие специальной  подготовки: 

Вновь принятым казакам  давались новые фамилии на казацкий манер: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво, Не-пий-вода  и т.д. 

 Национальный состав

По своему составу  Сечь состояла из малороссийских черкас (не путать с черкесами). Взятое в целом составе, запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые составляли цвет казачества и назывались «лыцарством» или «товарыством». Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи нее и также входили в состав Войска Запорожского. 

Войсковое и территориальное  деление

В войсковом отношении  запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом  значении — сотню, полк, самостоятельную  часть Войска. Слово курень имело  двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой  длинную казарму, длиной 30 метров и  шириной около 4 метров. Наиболее подходящим сравнение с современной огранизационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие „рота“. 

Войсковые, куренные и паланочные Рады

Рада запорожских  казаков представляла собой высший административный, законодательный  и судебный орган. На войсковых радах  обсуждались все важнейшие вопросы  жизни запорожцев: о мире, о походах  на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и  угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (храмовый праздник на Сечи), Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время  по желанию большинства Войска. Решения  Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца. 

Административные  и судебные власти в Войске Запорожском

Всего начальствующего  состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным  на Сечи был кошевой атаман. Далее  шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство  Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.

Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в  военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические  сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул  „Его вельможность господин кошевой  атаман“. Символ власти кошевого атамана  — булава. В то же время без  решения Рады кошевой атаман не мог  принять ни одного решения самостоятельно. 

Суды, наказания и казни  на Сечи

Самым тяжким преступлением  на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание  — смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи, был быстрым и доступным. Перед  судом были равны все — начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались — убийство казаком казака, побои казаку в  нетрезвом состоянии, связь с  женщиной и „содомский грех“, опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж населения, утаивание части добычи и пьянство во время походов. Судьями была вся войсковая старшина.

Наказаниями было: приковывание цепями к деревянному столбу на площади, приковывание цепями к пушке, сажание  на деревянную кобылу, битье кнутом или киями.

За убийство казака казаком применялась страшная казнь. Убийцу клали живым в вырытую  яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали. Наиболее популярной казнью у казаков было забивание у позорного столба киями. Это применялось к ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам. 

Вооружение  и войска

На вооружении у  запорожских казаков были пушки  гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.

Войско разделялось  на три рода войск — пехоту, конницу  и артиллерию. Численность всего  войска была 10 000 — 12 000 человек, из них  пехота составляла около 6 000 человек. Элитной  частью войска была конница. По своим  боевым качествам это подразделение  представляло самую грозную силу запорожцев.

Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством  во время степных походов у  запорожцев был табор, то есть, четырёхугольный  или круглый ряд возов, который  мог устанавливаться в несколько  рядов и скреплялся цепями. 

Войсковые клейноды

Клейнодами назывались у запорожских казаков войсковые  знаки, регалии или атрибуты власти, при которых происходили большие  и малые рады и которые употреблялись  старшинами, в соответствии с занимаемой должностью. Впервые клейноды Войску Запорожскому были пожалованы в XVI веке польским королем Стефаном Баторием. К клейнодам относились булава, знамена, хоругви, бунчуки, печати, перначи и тростины. Всё это отделывалось драгоценными камнями, золотой нитью и представляло значительную ценность. 

Сухопутные  и морские походы запорожцев

Походы на суше главным  образом предпринимались против поляков, татар, турок. Походы по рекам  и морям почти всегда предпринимались  против татар и турок. В сухопутных походах всегда конница преобладала  над пехотой. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым  выходом из Сечи служился молебен  и потом стреляли из самой большой  пушки. Передвижение войска шло с  большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось  разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли  разведчики. Главной задачей сухопутного  похода было внезапное нападение  на врага. Ходили запорожцы не только на татар и турок, о их походе в 1618 г. под Ливны, во главе с запорожским  кошевым атаманом Петром Сагайдачным в Бельской летописи сохранились следующие строки:

„…А пришол он, пан Сагадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з жёнами и з детьми посёк неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жён и детей в плен поимал…“.

Таким же характером отличались и морские походы. Разница  состояла в том, что запорожцы  выступали в поход на так называемых чайках — больших лодках. Лодки  были двоякого рода — речные и морские. В одну лодку садилось от 50 до 70 казаков, каждый из которых имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и спускались к Чёрному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на жителей приморских областей Турции. Высаживаясь на берег, запорожцы уничтожали людей, забирали всё ценное имущество, оружие, денежные средства и с добычей возвращались на Сечь. 

Охрана  границ Запорожской  Сечи

Живя вблизи татар, которые главным своим занятием считали набеги на христиан, запорожские  казаки принимали меры по охране своих  границ от внезапного вторжения. Средствами охраны у запорожцев были бекеты, радуты, фигуры и могилы. Бекетами назывались конные разъезды казаков вдоль восточных и южных границ. Радуты — это помещения для сторожевых бекетов. Они ставились вдоль левого берега Днепра на расстояниях 15 — 18 км друг от друга, чтобы можно было видеть с одной радуты другую. Фигуры — это ряд бочек, обвязанных между собой и поставленных друг на друга. На верху устанавливался пук соломы, который зажигался при появлении татар. Затем зажигался пук соломы на следующей фигуре и т. д. Дым от горящих бочек оповещал Сечь о нападении татар. 

Доходы  Войска Запорожского

Главными источниками  доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. Главным источником была военная  добыча. По обычаям лучшую часть  добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или  другим делам, оставшиеся после делёжки  деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание  части добычи казаком считалось  преступлением. Вторую значимую часть  доходов давали шинки, расположенные  на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли „дымовые“, то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя (реестровое казачество).

Информация о работе Запорожская Сечь. Политические предпосылки