Анализ финансирования сфер науки и образования на основании Законов «О федеральном бюджете»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:51, реферат

Описание работы

Расходы на образование и науку являются частью расходов федерального бюджета, обеспечивающих инвестиционную и инновационную деятельность, направленную на реализацию стратегических целей развития страны. Особенностью периода 2005 – 2007 г. является, то, что 2005 год был последним годом финансирования многих Федеральных Целевых Программ (ФЦП). Этим объясняется уменьшение объемов финансирования в 2005 году некоторых программ. Например, в 2005 году закончилась ФЦП «Развитие образования в 2000 – 2005 годах».

Работа содержит 1 файл

Пример контрольной работы от Горбачевой О.Ю..doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    Согласно  проекту федерального бюджета на 2008 – 2010 годы Московский Государственный  Университет им. М.В. Ломоносова  сохраняет статус главного распорядителя  бюджетных средств. В соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета в 2008-2010 годах финансирование МГУ им. М.В. Ломоносова составит:

    2008 г.- 6 037, 7 млрд. руб.

    2009 г.- 6 434,3 млрд. руб.

    2010 г.–6 060,2 млрд. руб.

    Если  учесть, что предполагаемый уровень  инфляции будет в 2008 году- 7%, в 2009 году – 6,5%, а в 2010 году – 6,0%, то видно, что предлагается индексация финансирования на уровне годовой инфляции

    В соответствии с функциональной классификацией расходов федерального бюджета  МГУ  им. М.В. Ломоносова наряду с Федеральным  агентством по образованию и Министерством экономического развития и торговли будут выделены средства на развитие вузовской науки.

      В 2008-2010 г. финансирования за  счет привлечения внешних займов  не предусмотрено. 

                                                      НАУКА

    Прогнозируемое  повышение  темпов роста экономики  и промышленности в 2008-2010 г.г. предполагает преодоление тенденции ухудшения  показателей инновационного развития. Благодаря модернизации государственного сектора науки и образования, а так же запуску наукоемких федеральных целевых программ ожидается, что разработка и предложение новых технологий повысится на 40-50%.

    Предполагается, что удельный вес инновационной  продукции в общем объеме продаж промышленности увеличится с 4,4 % в 2005 году до 15% в 2010 году, вырастут поступления от экспорта технологий. Улучшение показателей инновационного развития намечается при значительном повышении уровня оплаты труда и фондовооруженности работников, занятых исследованиями и разработками. Однако сократится численность научно-технического персонала. Согласно первому варианту развития российской экономики, представленному выше, численность организаций, выполняющих научные исследования, сократится к 2010 году на 9,8 % по сравнению с 2006 годом, а численность персонала, занятого в исследованиях и разработках снизится к 2010 году на 11,5 %. По данному варианту прогноза предполагается, что меры, направленные на развитие научно-технической сферы окажут стабилизирующее воздействие лишь к 2010 – 2011 г.г.   Объем внутренних затрат на научные исследования и разработки вырастет к 2010 году в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2006 года и составит 1,1% ВВП.

    Согласно  второму варианту развития российской экономики, взятому за основу при  составлении федерального бюджета, ожидается более медленное сокращение числа организаций, выполняющих научные исследования, и численности научно-технических работников. К 2010 году число научных организаций может сократиться на 5% по сравнению с 2006 годом, а численность научных кадров на 6,3 %. Планируется, что численность научных кадров составит в 2010 году 725 тыс. человек. Из них исследователей – 352, тыс. человек (48,6%). Повышение доли исследователей будет обусловлено сокращением удельного веса технического персонала и ростом числа исследователей в гуманитарных и общественных секторах науки при стабилизации численности исследователей в технических, медицинских и сельскохозяйственных секторах научной сферы. К 2010 году ожидается рост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки в1,5 раза  к уровню 2006 года, что приведет к повышению расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы до 1,21% ВВП. Несмотря на рост расходов на НИОКР, их уровень по-прежнему будет значительно уступать показателям стран – лидеров инновационного развития.

    На  динамику объемов финансирования сектора  исследований и разработок окажут влияние  введение в 2007-2008 годах новаций в  налогообложении расходов на НИОКР, а так же реализация пакета высокотехнологичных  федеральных целевых программ.

    Финансирование науки идет по двум основным направлениям: финансирование фундаментальных исследований и финансирование прикладных научных исследований.

      На фундаментальные  научные исследования  в 2005 году выделялось 30 145 057,1 млрд.руб., в 2006 году –41 051 741,1млрд.руб., в 2007 –48 509 995,2 млрд.руб.

    На  фундаментальные исследования 2008- 2010 г.г. будет выделено:

    2008 год –57 658 455,2 млрд. руб.

    2009 год – 68 213 075,8 млрд. руб.

    2010 год – 83 008 768,7 млрд. руб.

    Данные  показатели превышают аналогичные  показатели 2007 года соответственно в 1,1раз, 1,4 раза и 1,7 раз.

    Однако, львиную долю этих средств получат  государственные академии наук и  их региональные подразделения, т.е. главным  распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на фундаментальные  исследования будет Российская Академия Наук.

      В составе расходов на фундаментальные  исследования предусматриваются  ассигнования на развитие академического  сектора, финансирование научных  фондов, поддержку молодых ученых- кандидатов и докторов наук  и их научных руководителей, а так же повышение заработной платы научных работников и руководителей научных учреждений РАН. В рамках программы развития вузовской науки предполагается выделение Федеральному агентству по образованию, Министерству экономического развития и торговли РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова – 4,0 млрд. руб. в 2008 г., 4,3 млрд. руб. в 2009 г. и 4,8 млрд. руб. в 2010 г.

    Финансирование  прикладных научных исследований осуществлялось в основном через Федеральные  целевые программы. Так, выделение  средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам и прикладные научные исследования производилось в рамках Федеральных целевых программ «Молодежь России» (2005 год), «Развитие единой образовательной информационной среды» (2005 год), «Развитие образования» (2005 – 2007 г. г.), «Русский язык» (2005 – 2007 г.г.), «Повышение безопасности дорожного движения» (2006-2007 г.г.), «Развитие статистики» (2007 год), «Развитие физкультуры и спорта» (2007 год).

    Продолжится финансирование ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России (2007 – 2012 годы)». В 2008 году на реализацию научной части этой программы предусматривается 13,8 млрд. руб., а к 2010 году – 22, 0 млрд. руб. Данные показатели почти в 2 раза превышают аналогичные показатели 2007 года.

    Завершается разработка новых ФЦП, направленных на развитие научно-технического потенциала РФ. Средства на их реализацию в полном объеме будут предусмотрены в  федеральном бюджете 2008 – 2010 г.г.

                                Прикладные научные исследования

  2005 2006 2007 2008-2010
Прикладные  научные исследования в области  общегосударственных вопросов 3 443 476,4 млрд.руб.  из них Мин-ву образования и  науки – 171 032,2 млн.руб на прикладные научные исследования и разработки 5 351 489,5 млрд. руб.  Из них Мин-ву образования и  науки - 201 811,3 млн.руб. на разработку  приоритетных направлений науки,  технологии и техники.  8 370 201,3 млрд. руб.  из них мин-ву образования и  науки –286 829,3. млн.руб. на разработку приоритетных направлений науки, техники и технологии. 5,4 млрд. руб. 9,0 млрд. руб. 19.8 млрд. руб.
Прикладные  научные исследования в области  экономики 38 535 778,0 млрд.руб.  из них Федеральному агентству  по образованию – 10 000 млн.руб. на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам 45 596 334,1 млрд.руб.  из них Федеральному агентству  по образованию – 0,9 млн.руб.  на прикладные научные исследования  и разработки 60 137 895,1 млрд.руб. из них федеральному агентству по образованию – 11 689,0 млн.руб. на прикладные научные исследования и разработки 11,8 млрд руб.  75,6 млрд. руб. 81,5 млрд. руб.
Прикладные  научные исследования в области  образования 1 749 681,3 млрд.руб. из них  Федеральному агентству по образованию – 1 726 735,1 млрд.руб. на прикладные научные исследования и разработки. 931 038,5 млн. Руб.  Из них Федеральному агентству  по образованию – 866 831,2 на прикладные  научные исследования и разработки; Мин-ву образования и науки – 52 489,9 на прикладные научные исследования и разработки и обеспечение деятельности подведомственных учреждений. 2 015 219,7 млрд.руб.  из них Федеральному агентству  по образованию – 1 941 326,7 на  обеспечение деятельности подведомственных учреждений; Мин-ву образования и науки – 59 213 млн.руб  на прикладные научные исследования и разработки и обеспечение деятельности подведомственных учреждений 1,78 млрд. руб. 1,71 млрд. руб. 1,74 млрд.

руб.

Прикладные  научные исследования в области  социальной политики 75 875,2 млн.руб  из них федеральному агентству  по образованию 0,7 млн.руб. на  прикладные научные исследования  и разработки в рамках ФЦП  «Дети России». 124 964,2 млн.руб.  из них Федеральному агентству  по образованию – 0,4 млн.руб.  на прикладные научные исследования и разработки в рамках ФЦП «Дети России». 136 746,1 млн. руб.  Из них Федеральному агентству  по образованию 4 400 млн.руб. прикладные  научные исследования и разработки. 142,8 млн. руб. 143,7 млн. руб. 142,3 млн. руб.

    В рамках средств, предусмотренных на прикладные научные исследования в 2008 – 2010 годах финансирование получат Федеральное Агентство по образованию на разработку приоритетных направлений науки, техники и технологии, прикладные научные исследования и разработки, а так же Министерство образования Российская Федерация на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам.

    Рост  бюджетных ассигнований к 2009 году обусловлен индексацией фондов оплаты труда  работников бюджетной сферы, индексацией расходов на услуги связи, транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, коммунальные услуги и услуги по  содержанию имущества

    В проекте федерального бюджета на 2008-2010 годы расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объемах:

    2008 год – 116,2 млрд. руб.

    2009 год – 137, 6 млрд. руб.

    2010 год – 170,0 млрд. руб.

    Данные  показатели превышают уровень 2007 года соответственно в 1,2 раза, в 1,4 раза и  в 1,7 раза.

    Таким образом, результаты не утешительны. А  именно, при росте расходной части федерального бюджета на 2008 -2010 г.г. на 46,4% расходы на образование вырастут только на 22,8 %. Начиная с 2009 года, прекращается финансирование отдельных программ, входящих в Федеральную Целевую Программу «Развитие образования»: - финансирование создания сети национальных университетов;

                     - внедрение современных образовательных  технологий;

                     - поддержка талантливой молодежи.

    В планах трехлетнего бюджета не рассматриваются  вопросы повышения стипендий студентов ВУЗов, средних профессиональных  и начальных профессиональных учебных заведений, а повышение заработной платы сотрудников сферы образования предусмотрено только в пределах запланированной инфляции.

      

     

Информация о работе Анализ финансирования сфер науки и образования на основании Законов «О федеральном бюджете»