Анализ правового положения Банка России

Автор: Людмила Егорочкина, 11 Ноября 2010 в 07:18, реферат

Описание работы

Компетенция Банка России. Подконтрольности и подотчетности ЦБ РФ.

Работа содержит 1 файл

Компетенция Банка России.docx

— 33.76 Кб (Скачать)

     В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной  информации Банк России имеет право  требовать от кредитной организации  устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой  процента от размера минимального уставного  капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести  месяцев.

     В случае невыполнения в установленный  Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в  случае, если эти нарушения или  совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации  штраф до 1% от размера оплаченного  уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного  капитала; 2) потребовать от кредитной организации: — осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов; — замены руководителей кредитной организации; — реорганизации кредитной организации; 3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; 5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; 6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

     Банк  России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью  выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в  целом. В случае возникновения таких  ситуаций Банк России вправе принимать  меры, предусмотренные ст. 75 настоящего Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

     Как показывает изучение практика, самым  сложным вопросом контрольных функций  ЦБ РФ является вопрос об их основаниях и процедурах реализации. Сейчас чисто  теоретически можно выделить только два вида несомненных оснований  для осуществления каких-либо контрольных  функций ЦБ: — несоблюдение установленных  экономических нормативов; — сообщения  клиентов или контрагентов банка  о допущенных нарушениях законодательства.

     Все остальные основания, используемые для проведения регулярных проверок, нуждаются в более подробном  регулировании, поскольку в каждом конкретном случае возникает угроза вмешательства ЦБ в деятельность коммерческого банка, нарушения  режима банковской тайны и др.

     Надзор  и контроль в банковской системе  выражается прежде всего в получении  и анализе определенной информации от банков и иных кредитных организаций  с последующими мерами реагирования на эту информацию. В течение 1996—1997 гг. происходило заметное усиление функций надзора и контроля. Так, Банк России установил, что, начиная с отчетности по состоянию на 1 апреля 1997 г., кредитные организации обязаны ежемесячно представлять вместе с балансами в территориальные учреждения Банка России следующие сведения: — об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и остатках средств на счетах «ностро»; об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «лоро»; — о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных организациях депозитах; — о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.

     На  основе указанной информации и представленных балансов территориальные управления ЦБ РФ могут в соответствии с Письмом  Банка России от 28 февраля 1997 г. № 419 «О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций» направлять банкам предписания об ограничении  или даже запрете на осуществление  операций через корреспондентские  счета «ностро». Основаниями для  направления таких предписаний  является невыполнение банком обязательств перед кредиторами, наличие картотеки  по корреспондентскому счету в РКЦ. Далее указанный нормативный  акт устанавливает императивные правила концентрации денежных средой банка именно на корреспондентских счетах в РКЦ.

     Особый  порядок осуществления надзора  установлен для Сберегательного  банка Российской Федерации. Он предусмотрен Письмом Банка России от 23 декабря 1996 г. № 383 «О порядке осуществления банковского надзора за Сберегательным банком Российской Федерации».

     Отдельно  следует сказать о мерах реагирования Банка России на выявленные нарушения. Приведенная выше ст. 75 ЦБ дает крайне неаккуратно сформулированный перечень таких мер, не указывая, за какие нарушения и какие именно меры могут применяться. Право выбора предоставляется ЦБ РФ, который может сам формулировать составы «правонарушений», например так называемую рисковую кредитную политику, сам выбирать меры воздействия, например отзывать, лицензию, сам же исполнять соответствующие меры.

     4. Четвертое направление реализации  компетенции Банка России отражает  функционирование его как органа государственного управления. От предыдущего вида компетенции ЦБ РФ как органа надзора и контроля компетенция его как носителя управленческих функций отличается своей позитивной ориентированностью, в силу которой Банк России должен создавать некоторые общезначимые блага.

     В этом плане нужно выделить несколько  сфер управленческих функций Банка  России. Первая образуется путем обозначения  ЦБ РФ как органа кредитно-денежной политики государства. В соответствии со ст. 35 ЗоЦБ основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные  требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование банков; 5) валютное регулирование; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения, Банк России регулирует общий  объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной  политики. Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой  минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

     Размер  обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной  организации, а также порядок  их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной  организации и могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При  нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право  взыскать в бесспорном порядке с  кредитной организации сумму  недовнесенных средств, а также  штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования. При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

     Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций  и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с  ценными бумагами с совершением  позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом  директоров.

     Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе  учет и переучет векселей. Формы, порядок  и условия рефинансирования устанавливаются  Банком России. О них пойдет речь в теме, посвященной банковскому  кредитованию.

     Под валютными интервенциями Банка  России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег. К ним, очевидно, следует отнести и сделки по купле-продаже  драгоценных металлов на внутреннем рынке Российской Федерации, порядок совершения которых регулируется письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1996 г. № 390.

     Под прямыми количественными ограничениями  Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

     Банк  России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы исходя из основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики.

     Банк  России ежегодно не позднее 1 октября  представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год. Предварительно проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

     Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год включают в себя следующие  положения: анализ состояния и прогноз  развития экономики Российской Федерации; основные ориентиры, параметры и  инструменты единой государственной  денежно-кредитной политики. Государственная  Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  принимает решение.

     Вторая  сфера управленческой деятельности Банка России состоит в организации  денежного обращения на территории России. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим  организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

     Существенным  правилом, гарантирующим права участников расчетов, является норма о сроке  расчетных операций. Общий срок безналичных  расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

     Еще одна сфера управленческой деятельности Банка России — это его внешнеэкономические  функции. В данном случае Банк России выступает от имени государства. Россия может участвовать в капиталах  и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. Взаимоотношения Банка России с  кредитными организациями иностранных  государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а  также межбанковскими соглашениями.

     Банк  России представляет интересы нашей  страны во взаимоотношениях с центральными или национальными банками иностранных  государств, а также в международных  банках и иных международно-финансовых организациях. Он устанавливает и  публикует официальные котировки  иностранных валют по отношению  к рублю, а также является органом  валютного регулирования и валютного  контроля.

     Функционируя  как орган управления. Банк России должен взаимодействовать с другими  государственными органами. Его постоянный управленческий партнер — Правительство Российской Федерации. Взаимодействие между ними строится на принципах взаимного представительства, введенных Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1994 г. № 1688. Положением о взаимном представительстве Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации предусмотрено взаимное присутствие Правительства Российской Федерации на заседаниях Совета директоров Центрального банка Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации на заседаниях Правительства Российской Федерации. Функцию присутствия осуществляет Председатель Центрального банка Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации и министр экономики Российской Федерации либо лица, их замещающие. Они обладают правом совещательного голоса.

     Председатель  Центрального банка Российской Федерации  участвует в заседаниях Правительства  Российской Федерации при рассмотрении вопросов экономической, денежно-кредитной  политики, а также вопросов, затрагивающих  интересы банковской системы.

Информация о работе Анализ правового положения Банка России